Состоявшийся в Южной Осетии в сентябре 2025 года международный экономический форум и масштабные мероприятия по случаю празднования 35-летия Республики, оставили у большинства экспертов двойственное впечатление. На естественные и допустимые в таких случаях организационные недоработки можно было бы и не обратить внимания, если бы не факты, показавшие критически низкий уровень культуры государственного администрирования и коммуникаций.
Вместе с тем, с неменьшей очевидностью можно отметить позитивный настрой, современный инструментарий и системный подход к решению оргвопросов молодых местных управленцев. Высокий образовательный уровень, практические навыки и умение правильно «упаковать» потенциал республики позволили достойно провести презентации, придав Форуму необходимый конструктивный вектор. Хочется верить в то, что эта генерация югоосетинской молодёжи находятся в тени действующих фигур низкопрофессиональной местной власти лишь на короткое время.
Именно этот молодёжный импульс несколько нивелировал «шероховатости» и позволил трезво анализировать реальные итоги этого мероприятия. В части же политической составляющей, и это можно смело констатировать, сам Форум выдвинул на первый план идею о необходимости системных реформ и срочной разработки «Стратегии – 2037», тем самым фактически запустив процесс её подготовки.
Если рассуждать о «стратегии», то начальный её этап, практическая реализация которого может начаться весной 2027 года после результатов очередных президентских выборов, уже сегодня диктует необходимость поиска новых людей для будущей профессиональной команды управленцев. Логическим продолжением этого этапа, в плане укрепления её нормативно-правовой основы могут стать итоги парламентских выборов 2029 года и приход в законодательную власть и госструктуры республики представителей нового поколения югоосетинской элиты.
Анализ существующей управленческой системы Южной Осетии и назревшая необходимость реформирования её структур потребует корректировать формы государственно-правового устройства. Действующая структура исполнительной власти, созданная после 2008 года, худо-бедно соответствовала решению задач периода поствоенного восстановления и реализации первых, самых необходимых проектов инвестиционной программы.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но уже в тот период, учитывая провалы и конфликты по целому ряду проектов, изменения госструктуры были уже актуальны, а последовавшие репутационные потери первых поствоенных лет только усугубляли положение. Многие годы власти республики использовали в качестве смягчения этой ситуации дискурс о вхождении Южной Осетии в состав РФ как панацею. Состоявшийся форум с очевидностью показал виртуальную сущность такой панацеи, необходимость перехода от красивых лозунгов к реальным действиям.
Общее состояние социально-политического и экономического положения сегодняшней Южной Осетии указывает на необходимость коренного переосмысления правовых основ существующей уже 35 лет политико-административной системы, если исходить даже из того, что сегодня независимая Южная Осетия пользуется Конституцией непризнанной республики, принятой в 2001 году...
Заявленные российскими экспертами на Форуме цели развития и вызовы являются крайне актуальными для республики, имея в виду, что они были согласованы и поддержаны в структурах исполнительной власти РФ. А это значит, что уже сегодня требуется немедленная и качественная перестройка механизмов управления экономикой республики.
Здесь невозможно обойти стороной ситуацию, которая в последнее время становится большой проблемой для развития республики – это безудержный рост криминогенной обстановки, которая крайне негативно влияет на внутреннюю стабильность, подрывает имидж республики, препятствует её внешнему нормальному восприятию. При дальнейшем таком развитии можно смело забыть про любые инвестиции и любое позитивное развитие.
Важнейшим условием начала возрождения экономики остаётся кадровый вопрос, острый дефицит которого ощущается во властных структурах. Проблема в оттоке квалифицированных кадров из республики, а также в том, что граждане Южной Осетии, прошедшие обучение в ВУЗах РФ на льготных условиях в подавляющем большинстве предпочитают не возвращаться на родину, имея в виду в том числе перечисленные выше причины.
Очевидно, что залогом успеха перемен может стать возможность получения иностранными, в первую очередь российскими гражданами статуса резидента Республики Южная Осетия через полноценное вступление в югоосетинское гражданство со всеми вытекающими правами и обязанностями. Это крайне серьёзный вопрос, требующий высокопрофессионального и ответственного подхода. Здесь также надо иметь в виду, что принятие такого решения повлечёт за собой необходимость пересмотра вопросов, связанных с избирательным законодательством, в частности с действующим с 2001 года цензом оседлости.
Приведённые меры, в совокупности с другими необходимыми политико-правовыми решениями, основанные на системном и взвешенном подходе, могли бы привести к внедрению новых форм управления, с выходом на необходимость новой административно-государственной конструкции, которая сможет обеспечить эффективный контроль над внутренними политическими и социально-экономическими процессами в долгосрочной перспективе.
Для определения целесообразности реформ необходимо, на наш взгляд, чётко представлять себе точку зрения Российской Федерации, как гаранта стабильного развития и стратегического партнёра республики и при этом ответить на весьма принципиальный и весьма актуальный вопрос для определения вектора развития «стратегии»: каковы обозримые перспективы развития политической системы Республики Южная Осетия:
- продолжение двусторонних отношений без изменений;
- присоединение к Союзному государству (РФ – Беларусь);
- полноценная политическая и социально-экономическая интеграция (вхождение) Республики Южная Осетия в государственно-правовое пространство России в качестве её нового субъекта.
Исходя из того, что по первому вопросу существует определённая ясность, а также учитывая все достигнутые реальные и несомненно высокие результаты многолетнего двустороннего взаимодействия, считаем, что дальнейшее развитие межгосударственных отношений в существующем формате уже не столь продуктивно и нуждаются в системном административно-правовом реформировании.
Наиболее целесообразным и перспективным, на наш взгляд, представляется рассмотрение двух других вопросов, которые наиболее привлекательны и, несомненно, потребуют непростых и глубоких консультаций с участием всех заинтересованных сторон.
Без ответа на этот базовый вопрос и без утверждения чёткой стратегии действий трудно себе представить любое реформирование и прогресс.
Также очевидно и то, что поиск новой конфигурации приведёт к переосмыслению общих вопросов государственно-правового и военно-политического характера, в том числе в плане обеспечения комплексной безопасности де-факто существующего общего оборонного пространства, в результате которых автоматически будут сняты многие острые вопросы, которые лежат в политико-правовой и социально-экономической плоскостях.
Попутно, в плане практической интеграции в переходный период встанет вопрос о межпарламентском взаимодействии с Северной Осетией-Аланией (межпарламентская Ассамблея), межправительственной (межотраслевая) комиссии по ключевым социально-экономическим направлениям, а также с Федеральным собранием РФ в том числе по интеграции в российские структуры вооружённых сил, органов правопорядка и безопасности, судебной власти, медицинских, образовательных учреждений Южной Осетии и т.д.
Современное состояние Южной Осетии с её политической, социально-экономической системой, чем дальше, тем больше не соответствует требованиям быстро меняющейся идеологии региональной политики и международных отношений. Необходимость системного реформирования государственно-административной структуры Южной Осетии рассматривается нами как назревшая необходимость в первую очередь для дальнейшего укрепления отношений с Российской Федерацией, приведение в соответствие республиканских систем администрирования с действующими принципами российских государственных структур управления с учётом долгосрочных интересов и стратегии России, стратегического взаимодействия в обеспечении общей безопасности в регионе.
Сложившаяся система не может адекватно отвечать требованиям времени, диктующем необходимость практического углубления взаимодействия, в том числе по актуальному сегодня вопросу - ускоренной интеграции в инвестиционное пространство Российской Федерации.
Важный сигнал в этом направлении содержится в недавнем поздравительном послании президента России Владимира Путина народу Южной Осетии по случаю Дня Республики 20 сентября 2025 года: «Уверен, что отношения добрососедства и союзничества, существующие между нашими странами, будут и впредь плодотворно развиваться. Хотел бы подтвердить, что Россия продолжит оказывать всемерное содействие Южной Осетии в обеспечении национальной безопасности, а также в решении актуальных задач социально-экономического развития».
Дмитрий Медоев
экс-Министр иностранных дел Республики Южная Осетия


Комментарии читателей (0):