Польские и венгерские политики снова обмениваются язвительными репликами. Выступая в субботу, 25 октября, на съезде своей партии «Гражданская коалиция» премьер-министр Польши Дональд Туск вспомнил свою беседу с лидером оппозиционной венгерской партии «Тиса» Петером Мадьяром, который спросил его, «как устранить от власти политиков, которые ищут оправдания россиян, что Россия не во всём виновата, что Россия не ответственна полностью за российско-украинский конфликт».
Туск также прокомментировал политическую модель премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, отметив, что она сосредоточена скорее на угрозе со стороны Европейского союза, чем со стороны России. Со стороны главы правительства Польши это был камень в огород своего оппонента, председателя польской оппозиционной партии «Право и Справедливость» (PiS) Ярослава Качиньского, который на съезде PiS назвал Брюссель, Берлин и Париж главными врагами суверенных европейских государств. На что политики правящей польской коалиции указали Качиньскому, что угроза исходит не с Запада, а с Востока.
Тем не менее, министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто решил вступиться в полемику, носившую для Туска преимущественно внутренний характер. Сияйрто подчеркнул, что «Дональд Туск, который разрушил демократию в Польше, признался, что он пишет план победы брюссельской оппозиции в Венгрии». И это «хорошая новость», поскольку в 2022 году Туск приехал в Венгрию, чтобы выступить с речью на митинге оппозиции непосредственно перед выборами. Как напомнил глава МИД Венгрии, «результат известен – самая крупная победа «Фидес» (венгерская правящая партия – REX) за всю историю, надеемся, что он приедет и в марте следующего года».
За этим обменом колкостями, который продолжается уже не первый месяц, стоит более глубинная дискуссия венгерских и польских политиков о Западе и Востоке. Правящую венгерскую партию и оппозиционную польскую объединяет неприятие старых членов Евросоюза и евробюрократии, которые пытаются сузить (и чаще всего у них это получается) полномочия национальных правительств в процессе строительства новой европейской сверхдержавы. Это тот Запад, который неприемлем Орбану и Качиньскому, хотя их мотивация не совпадает на все сто процентов. Альтернатива для них – Запад по ту сторону Атлантического океана, США, ставшие после возвращения Дональда Трампа в Белый дом ещё и путеводным маяком в бурном геополитическом море.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Но Запад по ту сторону Атлантики, который к тому же вступил в сговор с Востоком (то есть Россией), является, в свою очередь, ренегатом и ревизионистом для старых членов Евросоюза и евробюрократии. Как заявляет обозреватель европейского портала Euractiv Илана Бет-Эль, Евросоюз, который наконец-то одобрил 19-й пакет санкций против России, очень гордится этим достижением, и зря. Потому что лучшее, что случилось с ЕС на прошлой неделе – это «внезапная отмена Трампом запланированной встречи» с президентом России Владимиром Путиным. И это хорошо не из-за потенциального ущерба для Украины, а потому что «встреча должна была состояться в Венгрии, стране-члене ЕС, и, за исключением одной-двух других стран-членов, которые заявили, что не позволят Путину пролететь через их воздушное пространство, ЕС, похоже, был бессилен что-либо предпринять в этой абсурдной ситуации».
В итоге созданы два ситуативных партийных альянса – венгерской правящей «Фидес» и польской «Права и Справедливости» против польской правящей «Гражданской коалиции» и венгерской оппозиционной «Тиса». Баланс может нарушиться, если в 2026 году Орбан проиграет парламентские выборы. Или если «Фидес» удержит власть, а в 2027 году правительство сможет сформировать «Право и Справедливость». Каждый из вариантов покажет, от какого именно Запада, атлантического или континентального, население Венгрии и Польши видит главные исходящие угрозы.


Комментарии читателей (0):