Разгромленный японцами Китай 17 апреля 1895 года был вынужден заключить Симоносекский мирный договор, а Петербург еще накануне принял решение не допустить выхода Японии из островов на континент, в Корею и Манчжурию. Предложения России были поддержаны Германией и Францией и в результате Токио вынужден был пойти на серьезные уступки. Условия Симоносеки были пересмотрены. Япония начала подготовку к новой войне, которая должна была вернуть потерянные плоды победы. Вмешательство трех европейских держав стало поворотным пунктом в новой истории Японии. Токио нужен был реванш.
«Вся нация, включая императора, — пишет современный японский историк, — почувствовала себя униженной. Чтобы сдержать гнев народа, правительству пришлось просить императора издать вердикт, предостерегающий его подданных от проявлений ярости. На этом горьком опыте возрос новый национализм. Лозунгом дня стало «гасин сётан» - «нехватка возмездия». Страна единодушно считала, что сосредоточиться следует на возмездии именно России. Современники не могли этого не заметить. «Обстоятельства так сложились, — докладывал управляющему Морским министерством вице-адмиралу Ф.К. Авелану 20 апреля (2 мая) 1896 г. Макаров, — что японцы в настоящее время считают Россию истинным врагом для естественного, по их мнению, развития страны. Им представляется, что Россия задалась задачей препятствовать Японии во всех отношениях, и поэтому в настоящее время в стране существует озлобление против нас. Война с Россией будет чрезвычайно популярна в Японии и вызовет с первой ее минуты полное напряжение сил ее.»
Немедленной реакцией Токио на дипломатическое поражение стало резкое усиление своих Вооруженных сил. В октябре 1870 г. создатель современной японской армии Аритомо Ямагата возглавил Военное министерство, уже в 1871 г., в самом начале военных реформ в Японии, им был составлен первый план обороны островов, в котором Россия рассматривалась в качестве вероятного противника. В 1867 г. в Японии начала работать французская военная миссия. Французы были недовольны своими достижениями. По отзыву главы миссии ген. Шарля Шануена, его подопечные походили на нечто среднее между местным воином и парижским жандармом.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В 1870 году в Японию приехала новая миссия – это были немцы, которые быстро достигли заметных успехов. 28 декабря 1872 г. в Японии был принят закон об обязательной всесословной 3-летней службе для всех мужчин, достигших 20-летнего возраста. По окончанию службы солдаты и матросы переходили в резерв 1 и 2 класса (по 2 года) и в затем в ополчение. Предусматривались льготы по образованию (изучающим инженерное дело, медицину, всем обучающимся заграницей), для чиновников, откуп от призыва за 270 иен. 21 ноября 1875 года император издал указ, подтверждающий этот закон и особо отмечающий необходимость службы всем без всяких исключений. Тем не менее система разворачивалась медленно, в 1880-1881 гг. было призвано от 11 до 18% физически годных к службе призывников.
Возглавив правительство в 1893 году, Ямагата уже был убежден в том, что столкновение с Россией – вопрос ближайшего десятилетия. После Симоносеки потенциальный противник стал очевидным, и модернизируемые армия и флот строились специально для борьбы с ним. Флот увеличивался с 69 судов общим водоизмещением 79 тыс. тонн до 156 судов водоизмещением в 270 тыс. тонн, т.е. в 3,5 раза. К моменту завершения этой программы в 1906 г. Япония должна была получить флот, состоящий из 7 броненосцев (считая трофейный китайский «Чин-Иен»), 4 броненосцев береговой обороны, 25 крейсеров (включая 4 новейших броненосных) и 145 миноносцев. Программа в основном была выполнена летом 1903 года, в результате японский флот к этому времени состоял из 6 современных и 1 устаревшего броненосцев, 6 броненосных крейсеров, 19 крейсеров разного типа и 74 миноносцев.
Темп роста состава японской армии был потрясающим. На 1 января 1894 г. штаты мирного времени состояли из 2 476 офицеров и 58 466 нижних чинов, всего 60 922 чел. Уже в 1895 г. штаты японской дивизии были значительно увеличены. Создавались новые полки. Всего за год с небольшим, к 1897 г. состав армии военного времени был увеличен почти на треть, на 58 353 чел., достигнув 149 995 чел. 1 апреля 1896 года микадо издал повеление о реорганизации армии. Программа предусматривала ее увеличение в 7-летний срок с 7 до 13 пехотных дивизий, увеличение артиллерии и оснащение ее современными горными, полевыми и осадными орудиями. Армия и флот постоянно росли количественно и качественно.
Начало правления Николая II сразу же было отмечено ясными декларациями о преемственности внутриполитического курса по отношению к предыдущему правлению и одновременно разрывом с направлением внешней политики Александра III. Вслед за вмешательством в урегулирование японо-китайского конфликта последовали следующие шаги. Не случайно, что рост численности русской вооруженной силы на Дальнем Востоке начался с 1895 года, и практически с нулевого уровня. Все началось с 1858 года с пяти (!) линейных батальонов. Приамурский край почти в 1,5 раза превосходил по площади территории Франции, Германии, Австро-Венгрии и Италии. К концу 1893 года здесь проживало 908 364 чел., из них русских подданных 872 894 чел. Льготы по воинской повинности, предоставляемые для переселенцев в край, истекли в 1891 году, но сама она еще не была введена.
С 1860 по 1880 гг. в Сибирь переселилось 110 тыс. чел., с 1880 по 1892 г. – 440 тыс. чел., а с 1893 по 1899 гг. – уже 971 тыс. чел. Разумеется, это стало возможным благодаря железной дороге. Облегчалась и перевозка тяглового скота, что было чрезвычайно важно для подъема местных целинных земель. В некоторых местах для вспашки приходилось запрягать по 4-5 лошадей или 4-5 пар волов, к тому же местные условия требовали именно глубокой вспашки. Впрочем, в 1899 году железная дорога дошла еще только до Иркутска, за ним начиналась колесная дорога до Амура, а далее сплав на плотах или. в лучшем случае, на пароходе. В Уссурийский край проще всего было добраться на пароходе Доброфлота. Путешествие из Одессы до Владивостока занимало 6 недель, оттуда часть пути можно было проделать по построенной уже железной дороге.
Главным опорным пунктом России на Дальнем Востоке был Владивосток. Он появился в 1860 году, когда здесь высадился первый небольшой десант с военного транспорта «Манджур» - команда из 40 солдат под командой прапорщика. В 1865 году сюда также на военном транспорте были доставлены первые 175 переселенцев. В 1868 году в городе было 35 частных и 22 казенных дома, 20 фанз, 516 жителей, из них 36 – китайцы. Бухта Владивостока замерзала на 4 месяца в году. Город был уязвим с суши, и поэтому его задача в военное время ограничивалась снаряжением крейсеров, которым предстояло отправиться в океан за тысячи миль и при необходимости ремонтироваться и пополнять запасы с транспортов, пользуясь бухтами уединенных островов.
В 1885 году, во время Кушкинского кризиса, когда возникла угроза русско-английского конфликта, Владивосток начали ускоренно укреплять. С 1890 г. резко увеличилось выделение средств на вооружения в Приамурском крае:
В 1889 г. – 92 250 руб.
В 1890 г. - 481 100 руб.
В 1891 г. – 769 000 руб.
В 1892 г. – 1 177 000 руб.
В 1893 г. – 1 117 000 руб.
Рост финансирования был значительным, но опорный пункт, впрочем, оставался довольно слабым. Приехавший служить в штаб этой крепости в 1890 году кап. В.Е. Флуг вспоминал: «Владивосток в то время мог называться крепостью только по недоразумению. Сухопутная оборона отсутствовала вовсе. Гарнизон состоял из 4-х линейных батальонов и двух рот крепостной артиллерии, обслуживавших несколько десятков орудий большей частью устаревших типов. Береговая оборона была представлена небольшим числом земляных батарей, вооруженных пушками и мортирами калибром от 6 до 12 дюймов, с перевесом в пользу малых и средних калибров. Эти батареи были сооружены большею частью недавно, а частью находились еще в период постройки, но находились так близко от рейда, на котором стояли приходившие в порт коммерческие и военные суда, и были так плохо замаскированы, что определить точно места их расположения и нанести на карту не могло представить ни малейшего затруднения для любого разведчика, расположенного на палубе иностранного парохода или военного корабля.» Работы по усилению крепости резко ускорились после японо-китайской войны.
Конфликт начался тогда, когда железная дорога через Сибирь была далеко еще не закончена. Даже почта из Шанхая и Токио приходила в Петербург только на 50-й день, во Владивосток – на 4-й день. Почта из Петербурга приходила в Омск на 6-й день (при условии поднятия скорости движения поездов до 65 верст этот срок планировалось сократить на 2 дня). От Омска, где железная дорога заканчивалась, до Хабаровска, где она вновь начиналась, почта проходила 5 769 верст за 24 суток, ускоренная – за 12 суток. Оттуда до Владивостока можно было добраться за сутки, итого – новости по территории России доходили от ее форпоста на Дальнем Востоке до столицы за 31, в лучшем случае – за 17 суток. Естественно, что грузы шли гораздо дольше. (17) июля 1895 года из Верного (современный Казахстан) на Дальний Восток была отправлена 5-ая батарея Западно-Сибирской артиллерийской бригады. 8 орудий, 8 зарядных ящиков, 6 повозок, лазаретная линейка и вольнонаемный обоз в 139 подвод при усиленной запряжке добрались до Благовещенска своим ходом только 17(29) июня 1896 года, то есть переход занял год без 17 дней!
Плохо дело обстояло и со знанием пограничных районов Китая. 28 октября (9 ноября) 1894 года командующий войсками Приамурского Военного округа докладывал в центр: «Весь северо-западный угол Хей-Лунь-Цзянской провинции, заполненный отрогами Большого Хингана и полукругом врезавшийся в наши пределы, о богатстве которого, в особенности золотом, имеются некоторые сведения, совершенно нам неизвестен.» Южная часть провинции была исследована лучше. Более того, долгое время считалось, что «пустыни среднего и нижнего Амура и современной нашей Приморской Области не годны к жизни.» Война вызвала ускорение изучение региона. В 1896 году в план составления 40-верстной карты азиатской России и пограничных стран была включена Япония.
В 1895 году в Приамурском Военном округе имелось 10 Восточно-Сибирских линейных батальонов (пять во Владивостоке, два в Хабаровске и по одному в Благовещенске, Троицкосавске и Николаевске), одна Восточно-Сибирская артиллерийская бригада (6 батарей полевой и 1 полубатарея горной артиллерии – по одной в Хабаровске и Благовещенске, остальные стояли по небольшим селам в Приморье), и одна Восточно-Сибирская саперная рота (во Владивостоке). С 1885 по 1895 гг. численность русских войск на Дальнем Востоке выросла с 18 до 30 тыс. солдат и офицеров. При этом численность регулярной армии в 1895 году составляла 35 500 генералов и офицеров и 940 413 нижних чинов.
В 1895 году части Приамурского Военного округа были мобилизованы, и вскоре выяснилось, что этих сил недостаточно, и сюда вслед за преодолением кризиса стали перебрасывать 4 легкие и 2 мортирные батареи, 2 линейных батальона, крепостная, артиллерийская и телеграфная роты из Сибири и Европейской России. Был принят план по усилению Военных округов Сибири и Дальнего Востока. Быстро выполнить этот план до окончания строительства Транссибирской магистрали не представлялось возможным.


Комментарии читателей (0):