Краткие замечания к экономическому форуму
Текущая общественно-политическая ситуация в республике Южная Осетия характеризуется высшей степенью общей стагнации со времени обретения государственности. Наибольшей зоной риска остаётся экономическая сфера. За последние годы практически обнулились перспективы минимального роста позитивной динамики. Шлейф проваленных инвестпроектов, таких как мясомолочный объект в селе Цунар, колбасный цех на северной окраине Цхинвала, загубленные яблоневые сады, прекращение розлива популярной в РФ воды Эдис, долгострой «старого» моста в черте города и др., серьёзно скомпрометировали республику для дальнейшего запуска инвестиционных проектов с участием банков РФ.
Намеренно опускаем ситуацию вокруг базальтового и камнедробильного производств, а также примеры откровенных «рогов и копыт» - «проектов» российских бизнес-деятелей югоосетинского происхождения по отмыванию российских финансовых средств.
В настоящее время наиболее яркие и резонансные экономические события связаны с криминальными казусами вокруг контрабандных поставок ГСМ в Грузию, различных махинаций на таможне, незаконного товарооборота с участием высокопоставленных служащих госструктур Южной Осетии. Вполне очевидно, подобный негативный фон не может не нести определённые угрозы дестабилизации и напряжённость, в том числе и в отношениях с РФ, не говоря об имиджевых потерях двусторонним отношениям в целом.
Как известно, власти Южной Осетии анонсировали проведение в Цхинвале в начале осени Первого Международного экономического форума, направленного на «развитие сотрудничества Южной Осетии с зарубежными партнёрами». Однако, первый международный форум, с участием ведущих российских экономистов и бизнесменов уже имел место быть аккурат 20 сентября в 2011 году - «Республика Южная Осетия: построение современного государства через эффективную экономику» и был приурочен ко Дню республики. Целью форума было заявлено содействие экономическому развитию республики, укрепление экономических связей с Россией и привлечение в экономику зарубежных инвестиций.
В работе форума приняли участие более 300 человек – политики, представители государственных органов, предприниматели, эксперты, журналисты. Форум также посетили высокие представители – Руководитель администрации президента С.Е. Нарышкин, Советник президента РФ С.Ю. Глазьев, депутаты Государственной думы. Заместитель Руководителя Ростуризма Дмитрий Михеев даже подписал Программу совместных действий с Министерством экономического развития Южной Осетии в сфере туризма...
В современных условиях и при существующем негативном развитии, прежде чем заявлять о готовности привлечения инвестиций, руководству Южной Осетии в первую очередь надо стабилизировать криминогенную ситуацию в республике, остановить отток населения, преодолеть кадровый голод и обуздать системный административно-управленческий кризис.
Непременным условием прогресса по-прежнему является социально-экономическое планирование, выработка долгосрочной стратегии развития, с оперативным приведением застарелой законодательной базы республики в соответствие с нормативно-правовыми реалиями современной России.
Для этого потребуется разработка законодательных и нормативно-правовых документов по таким вопросам как регулирование имущественных и земельных правоотношений, создание условий для предпринимательства, улучшения инвестиционного климата и стимулирование инвестиционной активности, изменений в налоговом законодательстве на территории Республики Южная Осетия и др.
Однако, уровень и современное состояние югоосетинской экономики диктует единственно правильный подход – применение методов мобилизационной экономики. Необходима разработка стратегии долгосрочного развития Республики - Комплексной программы социально-экономического развития Республики Южная Осетия, в которой будут определены стратегические цели и приоритеты развития республики на долгосрочную перспективу.
Всё это достижимо при желании работать над решением серьёзных проблем, которые накопились в Южной Осетии за последние годы.


Комментарии читателей (1):