Порты требуют российских инноваций

7 апреля 2025  11:15 Отправить по email
Печать

Вопреки санкционному давлению и невыполнению РЖД планов на перевозку внешнеторговых грузов, портовая отрасль показывает стабильность и перспективу роста, мощность российских портов превысила 1,4 млрд. тонн. Проблему портов и инфраструктуры обсудили на форуме «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация». Подробнее - в статье координатора проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анны Горновой для REX.

Инновации в портах

Первый зампред комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев («Единая Россия») обратил внимание на то, что порты относятся к стратегическим отраслям экономики и предложил включить в федеральные проекты «Развитие опорной сети морских портов», «Развитие Большого Северного морского пути» и «Развитие опорной сети внутренних водных путей» внедрение отечественных инноваций в портовом строительстве, поддержав таким образом курс на технологический суверенитет.

Депутат отметил, что с учетом завершения в 2025 году действующего плана мероприятий Минпромторга РФ по импортозамещению в промышленности строительных материалов следует увязать новый план с актуальными строй-инновациями для портовой инфраструктуры с учётом геополитических, климатических и санкционных вызовов, объединить усилия для стимулирования инноваций, включая законотворческую составляющую.

Федяев рассказал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться при строительстве порта «Суходол» кузбасским строителям:

«В Сибири строили при минус 40, а здесь приехали и 9 месяцев дождей, вода никуда не уходит. Проектные решения были такие, что пришлось переделывать шесть раз, только из-за этого удорожание строительства на 50%, не говоря уже о росте цен на всё остальное. В проекте предлагалось за сотни километров возить песок. Какой финансовый проект может всё это выдержать? Очевидно, что нужно использовать какие-то местные инертные материалы, добавлять в них что-то, добавки, модификаторы грунта, применять технологии современные», – сказал он.

В проектировании особое внимание сегодня должно быть к внедрению новых технологий в берегоукреплении, дноуглублении, использовании местных грунтов, убежден депутат.

«Активно призываю институты, которые участвуют в разработке и согласовании проектов, учитывать в них инновационные технологии и оборудование, особенно если мы говорим о развитии Севморпути. Никто в мире не строит порты в таких условиях и объёмах, как мы в Арктике. И с учетом потребностей экономики, задач, поставленных президентом, для этого нам нужны прорывные технологии. Необходимо совершенствовать организационно-правовое обеспечение отборочных процедур проектного, строительного и эксплуатационного циклов с учётом приоритетов модернизации для портовой инфраструктуры по аналогии как это было сделано для других отраслей», — сказал Федяев.

Законы и практика

В ходе дискуссии портовые инвесторы пожаловались на проблемы с нормативно-правовым обеспечением инвестиционных процессов, в частности речь зашла о ПП №798, которое вышло после внесения изменений в № 261-ФЗ «О морских портах». Согласно новому этому постановлению, инвестору (компания занимается реконструкцией причалов в порту Дудинка) пришлось дважды согласовывать фактически один и тот же документ в разных организациях: сперва декларацию о намерениях согласовывали с Росатомом, затем её согласно постановлению №798 переименовали в инвестиционную и её заново пришлось согласовывать уже с Росморречфлотом. Представители бизнес-сообщества просили законодателей исключить в дальнейшем подобные коллизии и обратить особое внимание на внедрение подзаконных актов во исполнении вновь принимаемых законов.

Инвесторы пожаловались и на слишком затянутые сроки процедуры прохождения инвестиционных деклараций, по которым месяц уходит на рассмотрение документации, два месяца на её согласование и потом ещё три месяца на выдачу замечаний. И только по истечении этого срока, получения замечаний, организация корректирует декларацию и вынуждена заново проходить все эти этапы.

Также российские производители строительных материалов и технологий для портового строительства рассказали, что несмотря на объявленный курс технологического суверенитета и импортозамещения, российским компаниям сложно конкурировать за заказы с иностранными производителями, несмотря на то что отечественные производители предлагают более оптимальные решения по цене-качеству и экологичности в сравнении с более дорогими импортными аналогами, а также демпингующими китайскими компаниями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Следует ли вернуть графу "национальность" в паспорт?
Доверяете ли Вы ВЦИОМ?
76.9% Нет, не доверяю
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть