На Ближнем Востоке появилась «тень» «Северного потока-2»

Проект газопровода EastMed: и хочется, и колется
15 мая 2023  10:11 Отправить по email
Печать

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент Кипра Никос Христодулидис встретились, чтобы обсудить реализацию проекта по поставке природного газа в Европу с Ближнего Востока. Нетаньяху заявил, что сотрудничество между Израилем, Кипром и Грецией могло бы вывести его страну на новый уровень развития и повысить ее статус международного поставщика энергоресурсов.

Ожидается, что трубопровод EastMed, подписанный тремя странами в январе, будет транспортировать газ с месторождений Левиафан и Афродита у побережья Израиля и Кипра через острова Кипр и Крит на материковую часть Греции и далее в Италию.

Первоначально американское правительство выступало за этот проект, рассматривая его как способ снизить зависимость ЕС от российского газа и сократить присутствие России в регионе. Однако поддержка была отозвана, сославшись на экологические проблемы, финансовую жизнеспособность проекта и потенциальную возможность того, что трубопровод создаст напряженность в регионе из-за противодействия Турции.

Израиль считался страной, лишенной энергоресурсов, пока в 2009-м году американская компания Noble Energy не обнаружила у его берегов огромное месторождение природного газа «Левиафан», запасы которого составляют около 450 млрд кубометров. Ими же у берегов Кипра было обнаружено сопоставимое по запасам месторождение «Афродита». Экспортировать газ из израильского месторождения уже начали в Египет, который в виде СПГ намерен перепродавать его в Европу. Собственных предприятий по сжижению Израиль не имеет, к тому же «труба» — она как-то надежней. Поэтому идея проложить трубопровод в Европу через Кипр (объединив мощности сразу двух месторождений) и Грецию напрашивалась сама собой.

Но какой будет конкуренция EastMed по отношению к «Турецкому потоку», который есть уже сейчас? Логичнее опасаться конкуренции со стороны TAP-TANAP (TANAP — Трансанатолийский газопровод из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе, продолжением которого станет TAP — строящийся Трансадриатический газопровод из Греции в Италию через Албанию ), который также есть уже здесь и сейчас. Во-вторых, многие эксперты сегодня сомневаются в рентабельности проекта. К тому же никто иной в Европе не проявляет реального интереса к проекту, помятуя участь «Северного потока-2».

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Есть проблемы и с Турцией. Прежде всего, она сама хочет стать газовым хабом и никакие конкуренты ей не нужны. Во-вторых, речь идет не только о запуске трубопровода через Кипр, но и еще и о собственно кипрском газе, которым предполагается его заполнять, а на него турки претендуют сами. Так что едва ли и демонстративная поддержка Вашингтоном нового газового проекта как-то поможет ему противостоять главному препятствию — политической воле Анкары. Хотя главным все же может стать сомнительная экономическая выгода проекта, которая на фоне неразрешимых, как может показаться, геополитических споров становится еще сомнительнее.

Греция, Кипр и уже ощутивший себя экспортером углеводородов Израиль тут оказываются в изоляции, несмотря на декларируемую поддержку всего коллективного Запада. Возможно, проект EastMed и еще несколько лет оставался бы только на бумаге, но по иронии судьбы как раз договоренности Анкары с Триполи и подтолкнули процесс его запуска. Это - путь в никуда.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть