Россия хочет построить мост в Крым и пустить по нему газ и электричество

Отсутствие прямой связи с Крымом остаётся проблемой России
25 июня 2013  11:28 Отправить по email
Печать

Россия намерена подключить Крым к своим энергосетям и начать поставлять на полуостров электричество и газ. Об этом заявил 24 июня посол РФ на Украине Михаил Зурабов.

По его словам, в ближайшее время российская сторона передаст представителям официального Киева подробное предложение по строительству моста через Керченский пролив. Кроме того, Москва предлагает подключить Крым к своим энергосетям – в частности, газ и электричество планируется пустить именно по будущему мосту. "Сейчас, думаю, это все активизируется. На днях я должен буду дать развернутое предложение вице-премьеру Украины Александру Вилкулу по этому вопросу. Если строится мостовой переход, то также можно запитать Крым газом и энергией. Это пойдет прямо по мосту", - сказал Зурабов, добавив, что Внешэкономбанк и ВТБ готовы предоставить под этот проект финансирование.

Проект сооружения моста через Керченский пролив, который свяжет российскую территорию с Крымом, был инициирован прежним мэром Москвы Юрием Лужковым и начал активно обсуждаться несколько лет назад между нынешним президентом Украины Виктором Януковичем и тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым. Причём тогда, в 2010 году создавалось впечатление, что Янукович заинтересован в реализации этого проекта даже больше Медведева – по крайней мере, изначально соответствующее приглашение к обсуждению исходило именно от него. "Я думаю, что Россия сейчас очень заинтересована в строительстве этого моста в связи с проведением Олимпиады Сочи-2014. Я думаю, что мы с президентом Медведевым 17-18 мая во время его официального визита на Украину примем совместное решение по строительству этого моста. Мы его должны построить как можно скорее", - заявлял Янукович в марте 2010 года. В следующем месяце было подписано российско-украинское соглашение о проектировке и строительстве моста. По словам Януковича, реализация данного проекта могла бы существенно расширить экономические возможности Крыма.

В то время эта инициатива получила широкий общественный резонанс. Разумеется, не обошлось без обычных обвинений в адрес России в вынашивании планов аннексии полуострова. Однако впоследствии упоминания о мосте через Керченский пролив стали появляться всё реже, и в результате вся активность вокруг проекта сошла на нет. Не в последнюю очередь это было связано с изменениями в конъюнктуре российско-украинских отношений: на момент заключения договорённости Медведева с Януковичем в них царил «медовый месяц», но потом вновь обострился старый сырьевой конфликт, и обо всех совместных инициативах стороны предпочли забыть.

То, что в наши дни предпринимаются попытки реанимации проекта, внушает определённый оптимизм. Мост действительно может оказать очень большое положительное влияние на крымскую экономику. Разумеется, пропускную способность моста даже близко нельзя сравнивать с аналогичными показателями ныне действующей паромной переправы, грузопоток гарантировано увеличится в несколько раз. Кроме того, энергосистемы Крыма находятся в удручающем состоянии и нуждаются в модернизации. В этом плане их привязка к российским энергосетям способна очень серьёзно повлиять на ситуацию с энергоснабжением Крыма. Вообще, вряд ли будет большим преувеличением сказать, что в экономическом плане у данного проекта, приблизительно оцениваемого в $1 млрд, видимых минусов фактически нет.

Однако политическая конъюнктура в российско-украинских отношениях традиционно важнее прямой экономической выгоды. Именно из-за этого проект был заморожен в 2011 году, и именно из-за этого он вряд ли будет реализован сейчас. Перспектива усиления экономического присутствия России в Крыму способна серьёзно напугать украинские власти. Можно также предполагать, что если Украина осенью этого года подпишет соглашение об ассоциации и ЗСТ с ЕС, что будет означать прощание с остатками экономического суверенитета, новые хозяева украинской экономики без колебаний свернут проект строительства моста через Керченский пролив.

Инициатива представляется очень удачной. Но ни киевским властям, ни их западным патронам она не нужна ни в каком виде. Отсутствие прямой связи с Крымом остаётся проблемой России, а не Украины, газовый, энергетический и водный дефицит Крыма, который газом, электроэнергией и питьевой водой снабжается с территории Украины - для Киева меньшая проблема, чем вероятное экономическое спасение Крыма Россией. Зависимость крымской экономики от российской базы ВМФ (создающей прямо и косвенно до 200.000 рабочих мест в Крыму) и без того вызывает головную боль у центральных властей Украины, мечтающих об изгнании этой базы.

Но и Россия должна понимать, что кроме экономики в Крыму существует другой трудный вопрос: растущая политическая роль крымских татар, наиболее известные лидеры которых настроены антирусски и тесно связаны с многогранным проникновением Турции в Крым и на Украину вообще. Без системного решения крымско-татарской проблемы в Крыму экономическая помощь полуострову, как это водится, будет лишь усиливать экономический вес антирусских сил.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

laperuza
Карма: -1
25.06.2013 17:00, #6763
"Без системного решения крымско-татарской проблемы в Крыму экономическая помощь полуострову, как это водится, будет лишь усиливать экономический вес антирусских сил."
Уже сейчас, за прошедшие лет 15, и турки и саудовцы используют самую простую систему под видом экономической помощи, строят мечети, оплачивают учёбу молодёжи, дополнительно за новорожденных платят и прочее, а что мешает кремлёвским баринам так же поступать; то же самое мешает им везде - и в Прибалтике и в Средней Азии и на Кавказе, коли нет выгоды, то нет у буржуя интереса, а то что он русский, так в этом он ни чем не лучше и не хуже того же американского; вот и весь системный подход в этом заключён.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть