Неимущественные взятки или символический капитал: мнения

Генпрокуратура подготовила проект, определяющий понятие неимущественной взятки
14 сентября 2012  17:38 Отправить по email
Печать

Силами Генпрокуратуры подготовлен проект поправок в Уголовный кодекс, который определяет понятие «неимущественной взятки». Прокуроры предлагают приравнять к взятке сексуальные услуги, положительные отзывы в прессе, присвоение званий, повышение по службе и другие нематериальные блага, которые в определённом контексте могли бы быть расценены как подкуп.

Поможет ли такой закон в борьбе с коррупцией?

Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):

В Германии «сексуальные услуги, положительные отзывы в прессе, присвоение званий, повышение по службе и другие нематериальные блага» называются «символический капитал» и рассматриваются в ходе судебных процессов как дополнительный доказательный материал. Как самостоятельное преступление они не наказуемы. Вот заказали вы себе хвалебную статью или вступили в интимные отношения с практиканткой. Ну и кого наказывать-то? Журналиста, который по дефолту пишет за деньги? Или вашу секс-партнёршу, которая по немецкой Конституции является полным и единственным распорядителем своего тела? Другое дело, если вы принуждаете журналиста или партнёра/партнёршу путём шантажа. Так вас тогда и судят за шантаж. А «присвоение знаний» происходит в процессе обучения. Он целиком состоит из передачи знаний получателю. Знания — это тоже символический (ментальный) капитал, который конвертируется в реальные деньги и в социальный статус.

Мне кажется, что в такой формулировке, как в поправке, наличествует языковый диссонанс. Люди хотят что-то сказать, но не знают, как это всё называется.

Грант Микаэлян, политолог, научный сотрудник института Кавказа (Армения): Определение «неимущественной взятки» само по себе не может помочь. В таком случае нужно наладить регистрацию подобных актов и систему их наказания. Если система реагирования на подобные случаи будет работать, то данное начинание, конечно, поможет в борьбе с коррупцией. Но если учесть, что пока имущественная взятка не побеждена, этот закон станет на данном этапе, лишь декларацией о намерениях.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Ход мыслей у Генеральной прокуратуры правильный — мы прекрасно знаем, что некоторые господа берут взятки не деньгами, а борзыми щенками... то есть, услугами по принципу «ты мне, я — тебе», а некоторые дамы зарабатывают себе дипломы и доходные рабочие места не головой, а другими органами. Такую практику рано или поздно, так или иначе, но придётся прекращать.

Пока трудно сказать, насколько эффективным будет это закон, но повторюсь, мыслит Генпрокуратура правильно.

При этом я бы лично обратила особое внимание на такое преимущество нематериального характера, как отзывы в прессе. Информация сейчас — почти столь же мощно оружие, как и деньги: мы все своими глазами видели, что средства массовой дезинформации могут на ровном месте раскрутить и распиарить какую-то совершенно ничтожную и гнусную личность, или, наоборот, устроить настоящую травлю достойных людей. С другой стороны, мы знаем также, что некоторые особи типа «гламурных светских львиц», звезд эстрады, некоторых политиков и иже с ними не могут жить не только без денег, но и без информационного шума — пиара, скандалов, постоянных упоминаний в прессе, или, на худой конец, «лайков и ретвитов» в интернетах. Поэтому между средствами массовой дезинформации и вышеупомянутыми личностями-«нарциссами» существует взаимовыгодное сотрудничество. И если с этим разобраться, если посмотреть, нет ли в этом так называемом сотрудничестве банального завуалированного взяточничества — о, это будет для них очень болезненный удар.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Категория бухгалтерского учёта «нематериальные активы» существует достаточно давно. И заинтересованность коррупционеров тоже может быть «нематериальной», но, тем не менее, обладающей стоимостным выражением. Поэтому проект Генпрокуратуры логичен, давно пора понять, почему за государственный счёт вскармливаются безграмотные педагоги, болезненные врачи и пухлые офицеры, а также — кем и почём.

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы:

Инициатива Генпрокуратуры по определению понятия «неимущественной взятки» в российском законодательстве является очередным шагом к унификации российской правовой терминологии в соответствии с международными стандартами. Дело в том, что ещё в 2006 году Россия ратифицировала два важнейших международных договора по вопросам противодействия коррупции: «Конвенцию ООН против коррупции, принятую в Нью-Йорке в 2003 г.», и «Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, принятая в Страсбурге в 1999 г.». После ратификации упомянутых Конвенций в отношении РФ проводятся оценочные процедуры организацией «Группа Государств Против Коррупции» (далее — ГРЕКО). В марте 2012 года третий этап оценочных процедур завершился выработкой ряда рекомендаций (всего — 21 пункт). В числе этих рекомендаций ГРЕКО есть и пункт о включении в предмет взятки неправомерных преимуществ неимущественного характера. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации в июне 2012 года утверждены согласованные с заинтересованными ведомствами планы мероприятий по реализации названных рекомендаций, работа по их выполнению уже начата подготовкой соответствующих поправок в действующие законы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть