Декларация «Прощаем и просим прощения» - шаг к нормализации российско-польских отношений?

Декларация «Прощаем и просим прощения» и российско-польские отношения: мнения экспертов ИА REX.
16 августа 2012  15:19 Отправить по email
Печать

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 16-19 августа совершит визит в Польшу. Это историческое событие: впервые в истории предстоятель Русской православной церкви посетит пределы Православной церкви Польши. Планируется, что во время визита высшие иерархи Русской Православной Церкви и Польской Католической Церкви примут совместную историческую декларацию о примирении и взаимном прощении двух народов, образцом для которой послужил обмен декларациями между польскими и немецкими церковными деятелями «Прощаем и просим прощения». В этом контексте польский политолог Матеуш Пискорски описывает центральную роль, которую играют историческое наследие и исторические споры в идентичности польского народа.

ИА REX: Поможет ли подписание такой декларации нормализации российско-польских отношений, учитывая сложную идентичность поляков и непростую историю межгосударственных отношений?

Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования:

Во всяком случае, не повредит. Многое, безусловно, будет зависеть и от готовности двух обществ отказаться от культивирования исторической вражды. Ещё больше будет зависеть от политических взаимоотношений между странами. В конце концов, старые обиды обычно вспоминаются не просто так, а по случаю сегодняшнего противостояния.

Но позиция церквей важна в любом случае, поскольку для значительной части и русского и польского общества православная и католическая церкви, соответственно, являются моральными авторитетами. Более того, в последние десятилетия во всём мире наблюдается усиление религиозности и общее поправение тех социальных групп, которые сохраняют лояльность по отношению к современному государству. Поскольку же идеи стабильности, основанные на охранительной традиционалистской идеологии, естественной составной частью которой является религия, как правило, привлекают самые широкие и наиболее влиятельные слои общества (состоявшихся в личном, общественном и профессиональном плане людей старше 35 лет), то можно с высокой долей уверенности предположить, что в ближайшие десятилетия будет отмечаться дальнейший плавный рост влияния церкви и в российском, и в польском обществе. А значит, достижение межцерковного взаимопонимания будет способствовать снижению уровня враждебности двух обществ и налаживанию межгосударственных отношений.

Леонид Савин, политолог, главный редактор информационно-аналитического издания «Геополитика»:

Понятие «Другого», дихотомии на «Мы» и «Они» присуще любым обществам и культурам в любое время. Однако равенство между польским народом и народом России (точнее народами), как это может показаться из заявления об идее примирения церквей, неуместны. Во-первых, нужно учесть, что польское общество в своей этнической основе практически однородно — это западные славяне. В России всё сложнее в прямом смысле этого слова.

Более того, в России существует целый ряд религиозных организаций, которые считаются русскими и православными — помимо Московского Патриархата есть ряд старообрядческих согласий, придерживающихся более консервативных взглядов, как на внутреннюю повседневную жизнь, так и на внешнюю политику, чем МП. Кроме того, есть и представители других религий, а также атеисты, мнение которых тоже имеет значение (например, марксисты-сталинисты). В целом, это очень широкая тема, где в отношении Польши можно вспомнить и идею империи, и традицию ведения истории от сарматов, и много других интересных нюансов, вплоть до концепции лимитрофа. И, кончено же нынешний кризис идентичности, что связано с гражданским обществом, вступлением в ЕС и глобализационными процессами вынуждает поляков пересматривать свои прежние идеологические позиции.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Полагаю, что это — здравая и душевная инициатива, независимо от её конечного результата. Больше бы таких инициатив — и станет больше доброжелательности в славянском мире и мире вообще. Но этого мало, если родственные соседние государства будут нацеливать оружие друг на друга, тем более — вообще заокеанское оружие.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

Русский
Карма: 5
16.08.2012 15:44, #3610
Не думаю, что из этой затеи выйдет что-то хорошее. Скорее всего, у Патриарха Кирилла поубавится сторонников. А если он желает и вовсе растерять авторитет, то ему следует прямо из Польши отправиться в Ватикан. Католики, не с официальной точки зрения РПЦ, а с точки зрения православия - сектанты, еретики.
А поляки - народ, пронесший через века ненависть к русскому народу. Да и русские поляков никогда не жаловали.
Владимир
Карма: 15
16.08.2012 22:06, #3614
Русский (ник) прав в своем выводе - ничего не выйдет. С его (Русского) выкладками я не согласен, а вывод имею такой же.
Первое.
Все эти примирения поляков с немцами, англов с французами, поляков с украинцами это на индивидуальном уровне сплошная фальш. Ни один из живущих поляков меня не "тиранил", и я никого из них не извел. И смешно мне прощать их, а им меня. За что?
Другое дело - политика, которую бы я хотел, чтобы проводило "моё" правительство, а поляки хотели бы от "своего". Вот политике уже лет 20-30 мне ясно, что поляки - союзники моих врагов, а значит и мне враги. А я им. И это не изменишь, даже, если извиниться 3-4 раза или даже 100 раз. Они ставят ракеты против меня, а я хочу, чтобы моя армия те ракеты испепелила.
Второе.
Если уж вы заговорили об изменении наработанной веками "массовой психологии" во взаимоотношениях, то и тут шансов никаких. Если бы мы и поляки мало-мальски долго побыли под одним "супостатом", то шансы на "единение" были бы. Но история сложилась так, что либо они нас, либо мы их. Другой практики не было. Откуда же единению взяться?
А тот недолгий период, когда, как считалось, угнетенные всех стран (в том числе двух наших) объединились в борьбе против своих общих угнетателей, вы, господа эксперты "похерили" сами. И физичеки, и идеологически.
Владимир
Карма: 15
16.08.2012 22:41, #3615
Ищенке.
Помнится полгода не прошло, как на этом сайте обсуждалась тема, почему это степень религиозности в западной ЭУропе снижается. Отмечалось также, что даже в традиционно сильно католической Польше этот процесс протекает, но медленнее, слабее и не так заметно. А вы, Ростислав, все свое - "последние десятилетия ... наблюдается усиление религиозности". Нет, дорогой. ослабление наблюдается.

Савину.
Спасибо, что помянули нас, атеистов и марксистов. Но обращаю ваше внимание - не все марксисты - сталинисты! Предлагаю пример. Нет не себя - тут вы можете не поверить, сколько бы я не распинался. Но ведь было много марксистов и до того, как мир узнал о дядюшке Джо. И, кстати, среди очень порядочных людей. Так что этот ваш "дефис" - марксистов-сталинистов, - это, полагаю, пропагандистский прием. По большому счету - шельмование!

Юрьеву.
Опять вы носитесь с этим вашим - "доброжелательность в славянском мире". Ну, не славянин я. Не славянин. Но за Россию у меня душа болит поболее, чем у любого ляха в отдельности и у всех вместе взятых. А ляхи в своей "массовой психологии" и идеологии (реставрированной в 80-ых) - сначала католики, а уже потом славяне. При этом, как славяне, они (в "массовой психологии") - цвет славянства, а вы для них, извините, "пся крев".

Вобщем, не стало пролетариата - не стало и его солидарности. А других интернациональных общностей и не бывает. Вот и вернулось национальное чванство. Прощайте - не прощайте, извиняйтесь - не извиняйтесь, а себя выше став
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть