Украина потеряла транзит российской нефти: мнение

22 августа 2011  08:43 Отправить по email
Печать

За июль 2011 года объём поставок нефти для транзита сократился на 96,21% и составил всего 116,6 тыс тонн.

Медленное снижение транзита началось ещё с начала 2011 года — с января по июнь поставки сократились на 14,5%.

По мнению директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, обвал транзита в июле можно объяснить двумя причинами. Во-первых, остановкой европейских потребителей российской нефти на ремонт, во-вторых, снижением поставок на украинские НПЗ.

«Украинские чиновники не в состоянии повлиять на остановку европейских нефтеперерабатывающих заводов. Однако министерство энергетики имеет все возможности препятствовать снижению внутренних поставок, которое вызвано попытками ряда отечественных НПЗ саботировать ресурсное обеспечения рынка для поддержания высоких розничных цен», — подчеркнул эксперт.

Однако, он считает, что украинское правительство лишь создавало имитацию борьбы с ростом цен на топливо.

" На фоне июльского провала транзита российской нефти министерство энергетики попыталось создать видимость решения проблемы поставок на простаивающий Одесский НПЗ. Чиновники провели переговоры с собственниками ОАО «Лукойл-Одесский НПЗ» о восстановлении поставок на завод нефти сорта Urals из портов Чёрного моря через Одесскую нефтеперевалку. Однако безрезультатно. По итогам переговоров был констатирован факт, что нефть сортов Urals и Azeri light не будет поставляться на Одесский НПЗ ни через Одесский порт, ни через МНТ «Пивденный», — отметил эксперт.

По его словам, причиной прекращения поставок сырья на Одесский НПЗ стало влияние коммерческих структур группы «Приват» на решения правительства.

«Одесский НПЗ простаивает с конца октября 2010 года. Причина — отсутствие согласованного с „Укртранснафтой“ маршрута транспортировки нефти на предприятие. Группа „Приват“, контролирующая „Укртранснафту“ и одесскую нефтеперевалку, фактически поставила Одесский НПЗ перед фактом невозможности получать сырье трубопроводным транспортом. В политике „Укртранснафты“ откровенно просматривались попытки принудить „ЛукОйл“ покупать более дорогую азербайджанскую нефть для переработки на Одесском НПЗ. Это существенно улучшило бы экономику поставок нефти из Азербайджана в Украину, которые наладила группа „Приват“. Однако, российская компания, располагающая значительными объемами сырья собственной добычи, предпочла остановить Одесский НПЗ. В итоге, ведомство Бойко вместо того, чтобы решать вопросы обеспечения ресурсами Одесского НПЗ провело очередные переговоры с „Лукойлом“, а после их неудачного завершения обвинило владельцев предприятия в отсутствии желания к поиску компромисса. Причинами традиционно были названы низкий технологический уровень производственных мощностей Одесского НПЗ и протекционистская политика стран Таможенного союза в области экспорта нефти и нефтепродуктов. В министерстве добавили, что готовы создать условия поступления на Одесский НПЗ нефти по любому другому маршруту, который не препятствует исполнению действующих договоров транспортировки нефти по территории Украины. Забыв при этом упомянуть, что предприятие, по сути, лишено возможности получать нефть по трубопроводам, а морская транспортировка слишком дорога для того, чтобы НПЗ работал с прибылью», — рассказал Дмитрий Марунич.

Он также добавил, что вместе с тем, украино-российские отношения в области транзита и поставок нефти регулируются межправительственным соглашением по транзиту нефти, которое подписал министр энергетики Юрий Бойко в Москве в ноябре 2010 года. Переговоры о подписании соглашения по транзиту продолжались более полугода. Его первоначальный вариант предполагал гарантии транзита в объеме 25 млн тонн российской нефти через территорию Украины в течение 5 лет. Украина настаивала на повышении ставки транзита на 30% и предлагала российской стороне закрепить в документе гарантии поставок нефти на собственные НПЗ.

«Июльский провал показателей транзита и нежелание решать проблему поставок нефти на Одесский НПЗ свидетельствует о том, что в Минэнерго не намерены искать возможности реализации положений соглашения по транзиту нефти. В результате, определённые в документе объёмы транзита не будут достигнуты по итогам 2011 года, что приведёт к дальнейшему ухудшению финансовых показателей ОАО „Укртранснафта“», — резюмировал эксперт.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть