Возможны ли при диктатуре привселюдные оскорбления правительства: мнения

10 августа 2011  16:47 Отправить по email
Печать

В Киеве продолжается суд над экс-премьером Юлией Тимошенко. Оппозиция и западные СМИ обвиняют Виктора Януковича в диктатуре и авторитаризме. Украинская власть вяло обороняется. На центральной улице столицы, неподалёку от Печерского райсуда, где слушается дело, митингуют сторонники Тимошенко. Вокруг в 30 автобусах порядок стерегут бойцы спецподразделений, которых в разы больше, чем самих сторонников подсудимой экс-премьера. На палатках пикетчиков развешаны вот такие плакаты — «Фоторепортаж о протестах в Киеве против заключения в СИЗО Юлии Тимошенко», содержащие в том числе и личные оскорбления в адрес главы государства, правительства и членов их семей. По мнению журналиста и переводчика из Израиля Даниэля Штайсслингера, при диктатуре подобные выступления были бы невозможны. От этом он сказал отвечая на вопрос корреспондента ИА REX, о том правы ли СМИ и Запад, называющие Януковича диктатором, при том, что митинг пока не разогнали.

«Диктатор бы покрошил такое из пулемётов. За меньшее расстреливали демонстрации, иногда, при жёстком авторитарном режиме, под пули могло попасть даже верноподданническое, хотя и не санкционированное, шествие (например, 9 января 1905 года в Петербурге мужики шли не с красными флагами, а с хоругвями, и пели не „Варшавянку“, а „Боже, царя храни“, а возглавлял их не большевик Ленин, а поп Гапон). Так что, вопли о диктатуре — это „в пользу бедных“», — отметил эксперт.

Культуролог, кандидат философских наук (Германия) Лариса Бельцер-Лисюткина уверена, что диктатура вполне может быть совместима с появлением карикатурных картинок на членов правительства.

«Плакаты — чудовищные. Тем не менее, они вполне совместимы с политическим режимом диктатуры. Формы диктаторских режимов различны, не все диктатуры такие жестокие, как сталинская. Специфика диктатуры в том, что она не допускает политического представительства интересов всех социальных групп и классов, из которых состоит общество. Если население не участвует во власти, не осознает своих интересов и не формирует органы их представительства в политических структурах, то ему ничего другого не остаётся, как „русский бунт, бессмысленный и беспощадный“. На примере данных протестов мы наблюдаем бессилие возмущённых граждан, которое политически не выливается ни в какие формы, кроме ругани в адрес находящихся у власти политиков. Эти граждане не имеют своих организаций, своей идеологии, не осознают свои социальные и политические интересы и не выдвигают соответствующие требования. У них нет альтернативных лидеров. Эти люди атомизированы. Они не опасны для находящегося у власти политического режима. Так же беспомощны бунтующие подростки в Лондоне. Только что в программе CNN наблюдала, как журналисты безуспешно пытаются получить от них ответ на вопрос: Чего же вы хотите?», — рассказала эксперт.

В то же время она считает, что в Киеве наличие оскорбительных плакатов может стать поводом для запрещения выступлений.

«Можно ли было при Сталине или Пиночете такие плакаты увидеть? Сталин и Пиночет — это диктаторы очень разного формата. При Сталине такие плакаты были невозможны, при Пиночете, скорее всего, тоже нет. И в Киеве их будут удалять по полному праву: они содержат личные оскорбления. Это не меняет сути украинского политического режима: интересы населения в его политических властных структурах не представлены. А это и есть диктатура», — подчеркнула Лариса Бельцер-Лисюткина.

По мнению специалиста в сфере PR Ирины Мороз, пиар-кампании БЮТ всегда были организованы значительно грамотнее.

«PR Юлии Тимошенко и её партии всегда был большей частью построен на критике политических оппонентов и власти. Ныне, кстати, эта тенденция характерна для всего украинского политикума. Однако во всех кампаниях Тимошенко такой вот „назаборный креатив“ всегда был строго дозирован, и, как правило, сопровождался тонкими высказываниями и глубокими пространными пояснениями политической ситуации. Этот ход позволял охватывать всю целевую аудиторию избирателей вне зависимости от уровня культуры и образования. Оскорбительные плакаты показывают лишь фрагмент, а не цельную картинку протестов. Хотя, на мой взгляд, профессионалы команды Тимошенко вряд ли имеют отношение к авторству плакатов. Скорее, действительно, творчество однопартийцев, которых достала и власть, и собственное бессилие, к тому же хочется проявить свои „глубокие политические познания и художественные способности“ хоть где-нибудь», — отметила эксперт.

В то же время, по её словам, для украинской власти безопаснее не трогать митингующих, чем попытаться запретить выступления.

«Ни на рейтинг, ни на рост повстанческих настроений в стране такие плакаты повлиять не могут. Зимой 2010-2011 года, когда принимался Налоговый кодекс, фактически уничтожающий существующий малый бизнес, а предприниматели вышли на Майдан, их палаточный городок за пару часов демонтировали, а организаторам устроили уголовное преследование. Но тогда существовала реальная угроза народных протестов, которые могли вызвать необходимость серьёзно корректировать непопулярные налоговые реформы. А в случае с Тимошенко, никакой особой опасности для власти митинги не представляют. По крайней мере значительно меньшую, чем применение силы к демонстрантам, на которое моментально отреагирует Запад», — подчеркнула эксперт.

Напомним, бессрочная акция протеста возле Печерского райсуда Киева объвлена сторонниками Тимошенко после её ареста 5 августа 2011 года.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть