Правительство Украины не запустит нефтепровод «Одеса-Броды» в Европу: мнение

18 июля 2011  14:49 Отправить по email
Печать

Украина намерена приступить к переговорам с белорусской стороной о транзите нефти в Польшу, с использованием украинских и белорусских нефтепроводов. Одновременно Кабинет министров Украины поручил провести переговоры с Белоруссией о выполнении подписанных соглашений о транспортировке нефти через территорию страны на Мозырский НПЗ. По мнению, директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, такое правительственное решение свидетельство о невыполнении Белоруссией своих обязательств.

«Данным решением украинское правительство фактически засвидетельствовало невыполнение белорусской стороной условий соглашения о транспортировке азербайджанской нефти на Мозырский НПЗ. Как известно, соглашение на транспортировку 4 млн тонн нефти в 2011 году было подписано на условиях „бери или плати“. Однако широкомасштабный финансовый кризис в Белоруссии, по всей видимости, поставил под вопрос и оплату транзита нефти по „Одесса-Броды“. Аналогичная ситуация сложилась недавно с поставками российской электроэнергии, когда РАО „ЕЭС“ ссылаясь на отсутствие оплаты приостанавливала экспорт в Белоруссию. Остановленный на ремонт Мозырский НПЗ перестал принимать азербайджанскую нефть несколько месяцев тому назад. В ответ группа „Приват“ перенаправила уже законтрактованные объемы сырья из Азербайджана на принадлежащие ей западноукраинские НПЗ. Это был вынужденный шаг, поскольку низкая глубина переработки нефти на данных предприятиях делает использование лёгкой нефти экономически нецелесообразным. Таким образом, уже в июне Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ снова простаивали», — рассказал эксперт.

По его словам, попытки украинского правительства реализовать схему транзита нефти нероссийского происхождения через Одесса-Броды, одну из веток украинского участка «Дружбы» и далее белорусским участком «Дружбы» обречены на провал. Основная причина — необходимость согласования данного маршрута с российской «Транснефтью».

«Как известно, по белорусскому участку нефтепровода „Дружба“ осуществляется транзит российской нефти в страны Европы. Таким образом, даже если будет достигнуто согласие НПЗ в Польше или Чехи на использование нероссийского сырья, необходима длительная работа для подготовки нефтетранспортной инфраструктуры, поскольку нефть российского и нероссийского происхождения имеет различные параметры качества. Подобные попытки осуществить т.н. последовательную транспортировку сырья российского и нероссийского происхождения по украинской ветке „Дружбы“ лоббировались в 2003-2004 годах тогдашним вице-премьером Виталием Гайдуком, однако, потерпели неудачу», — отметил Дмитрий Марунич.

Он считает, что в ближайшее время украинское правительство станет перед неизбежным выбором.

«На одной чаше весов — простаивающий нефтепровод „Одесса-Броды“ с призрачными перспективами оплаты белорусскими партнерами услуг по транспортировке. На другой — возможность возвращению к реверсу „Одесса-Броды“. Последнее может стать аргументом в переговорном процессе с российского стороной о ценах на природный газ. Напомним, в свое время, российский премьер Владимир Путин заявлял о возможности транзита российскими нефтедобывающими компаниями в направлении терминала „Пивденный“ до 9 млн тонн нефти ежегодно», — резюмировал эксперт.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть