Реформирование московского образования в полном разгаре: чиновники «разберутся» с некоммерческими негосударственными школами

17 мая 2011  20:41 Отправить по email
Печать

Ко второму чтению проекта закона города Москвы «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в области образования» документ претерпел ряд поправок, в основном связанных с приведением столичного законодательства в соответствие с федеральными требованиями, чему в последнее время уделяется много внимания со стороны московских чиновников. Как сообщила на заседании Комиссии по молодёжной политике и образованию представитель государственно-правового управления Мосгордумы Александра Тимашева, законопроект излагает в новой редакции статью 22 закона города Москвы от 20 июня 2005 года № 25 «О развитии общего образования города Москвы», закрепляя федеральные нормативы финансирования школ в зависимости от типа образовательного учреждения, а также утверждает финансирование некоммерческих негосударственных школ в форме субсидий, передаёт корреспондент ИА REX.

Ко второму чтению законопроекта, который предполагает ряд изменений в столичных законах «О развитии образования в городе Москве», «Об общем образовании в городе Москве» и «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» внесли 27 поправок, 8 из которых предложил депутат Мосгордумы Сергей Зверев и ещё 19 внесли редакторы документа. Первая группа поправок уточняет полномочия субъектов РФ, вторая относится к формулировкам отдельных понятий и привидении их в соответствии с принятыми формулировками федерального законодательства, а третья закрепляет нормативы финансирования школ в зависимости от их типа. Так, разработчики учли пожелания Департамента образования столицы и внесли в проект изменения, расширяющие полномочия ведомства в части подготовки и проведения ЕГЭ, что полностью коррелирует с вновь принятым федеральным законом от 2 февраля 2011 года № 2-ФЗ, отметила Александра Тимашева. Также, законопроект заменит «старое» понятие «государственный образовательный стандарт» на «федеральный государственный образовательный стандарт» и «федеральные государственные требования», что также соответствует изменениям российского законодательства. Кроме того, проект закрепляет положение о том, что «денежные средства в размере затрат ребёнка на образование выплачиваются родителям в порядке, определяемом правовыми актами города Москвы», отметила Тимашева.

Самой обсуждаемой частью проекта стали изменения, связанные с нормативным финансированием школ и поддержкой некоммерческих негосударственных образовательных учреждений. Так, одна из поправок закрепляет в статье 17 закона города Москвы «О развитии образования» пункты о поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций, приводя статью в соответствие с 40 федеральным законом. Некоммерческие школы Москвы вправе получать консультативную и информационную поддержку, однако их финансирование будет осуществляться в форме субсидий и в зависимости от возможностей и пожеланий столичных властей, что полностью соответствует федеральному законодательству, но вызывает недовольство у самих НКО и отдельных чиновников, так как до недавнего времени такие школы претендовали на финансирование в той же мере, что и государственные образовательные учреждения. Как отметила депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова («Единая Россия»), все некоммерческие школы финансируются исходя из минимальной ставки в 63 тыс. рублей в год на ученика, положенной обычной образовательной школе, не зависимо от статуса. Например, учреждение со статусом центра образования, вместо увеличенной суммы получает минимальную. Собственно, требования таких школ по финансированию их в объёме аналогичных государственных были «похоронены» ещё в прошлом году, когда суд отклонил иски 8 учреждений, пытавшихся «уточнить свои права», пояснил глава Комиссии по молодёжной политике и образованию Мосгордумы депутат Виктор Кругляков («Единая Россия»).

Получается, что хотя в бюджете города Москвы на 2011 год финансирование некоммерческих школ (по минимальной ставке) заложено, то, учитывая последние тенденции тщательного следования чиновников федеральному законодательству, ничто не помешает им и вовсе лишить негосударственные школы материальной поддержки в будущем. «Если мы возьмём федеральное законодательство, то федеральный законодатель нам говорит, что обязанности у субъектов РФ финансировать негосударственные образовательные учреждения нет. Нет такого федерального закона, где написано, что мы обязаны финансировать частные школы или негосударственные образовательные учреждения. Это право субъекта федерации в зависимости от того, какая ситуация с бюджетом», — заявил Кругляков.

В свою очередь глава юридического отдела Департамента образования города Москвы Людмила Дорофеева подчеркнула, что законодательно (на уровне столичных актов) право некоммерческих негосударственных школ на получение бюджетных средств было закреплено лишь единожды — в 2010 году, однако оно «было утрачено 14 сентября 2010 года в связи принятием нового постановления», хотя все положенные денежные средства школы получили. Тем не менее, по заверениям Дорофеевой, субсидии в размере 63112 рублей на ребёнка в год некоммерческие школы получать будут. «Всем негосударственным образовательным учреждениям, которые реализуют общие образовательные программы, выплачиваются субсидии в размере 63112 рублей, то есть всем одинаково. Ещё хочу сказать, что Департаментом образования разрабатывается и находится на согласовании в Департаменте финансов положение о порядке выплат субсидии», — сообщила она.

Что же касается самих нормативов финансирования, то поправки в законопроект представляют новую редакцию статьи 22 закона города Москвы от 20 июня 2005 года № 25 «О развитии общего образования города Москвы», закрепляя в столичном законодательстве федеральные нормативы по материальному обеспечению школ в зависимости от их статуса. И хотя пилотный проект по новому типу финансирования школ предполагает «уравнять» права государственных образовательных учреждений на получение денежных средств и «уйти» от указанных нормативов, приравняв ставку обычной школы к лицеям и гимназиям, пока это коснётся лишь 125 школ-участников проекта. Остальные же продолжат получать средства в ранее принятых рамках. Сам пилотный проект оформлен отдельным постановлением Правительства, а возможность проведения «экспериментов» разработчики законопроекта закрепляют сохранением положения «о праве определять особенности организации образовательного процесса в не типовых образовательных учреждениях правовыми актами города», пояснила Тимашева. Как в свою очередь отметил Виктор Кругляков, чиновники понимают, что «с нормативами надо что-то делать», но что именно будут выяснять опытным путём в рамках пилотного проекта. Собственно, по его словам, суть проекта и сводится к выяснению оптимального способа финансирования. «Что-то нужно делать с нормативами. Несомненно, я это понимаю. Для того, чтобы окончательно понять, по какому пути двигаться в плане нормативного финансирования, сегодня в городе ведётся большая работа, выразившаяся в эксперименте в 125 школах города Москвы, где норматив в 63 тыс. рублей подняли до уровня лицеев и гимназий. Это решение было очень не простым, оно требует серьёзных финансовых затрат, оно обсуждалось на заседании Правительства Москвы. Этот пилотный проект получил одобрение Правительства, вышло постановление. По завершению эксперимента можно будет по опыту практического применения принять соответствующее решение», — пояснил он.

Второе чтение законопроекта состоится 18 мая на общем заседании Мосгордумы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть