Бывший президент Южной Кореи Юн Сук Ёль приговорен к пожизненному заключению, суд признал его виновным в руководстве восстанием (мятежом) во время кратковременного введения военного положения, которое повергло страну в политический хаос и поставило под угрозу десятилетия демократии, сообщает REX 19 февраля.
Вердикт закрывает главу одного из крупнейших политических кризисов в Южной Корее.
3 декабря 2024 года Юн Сук Ёль в ночном телеобращении объявил о введении военного положения, заявив, что внутри оппозиционных партий существуют «антигосударственные силы», симпатизирующие Северной Корее.
Вооруженные солдаты высадились на вертолетах у здания парламента и попытались штурмовать зал, где собрались депутаты. Шокированные и разгневанные граждане, а также депутаты и сотрудники парламента бросились баррикадировать входы и пытались помешать солдатам проникнуть в зал. Хаотичные сцены транслировались в прямом эфире по телевидению.
Заявление экс-президента повергло Южную Корею в конституционный кризис и было широко осуждено как удар по самому сердцу демократии страны. Он изменил свою позицию в течение шести часов, после того как депутаты силой проникли в парламент и единогласно проголосовали за блокирование его заявления.
С конца 1980-х годов Южная Корея превратилась в развитую демократию, где регулярно проходят протесты, обеспечивается свобода слова, проводятся честные выборы и мирная передача власти. С тех пор страна также стала крупным игроком в мировой экономике и остается важнейшим союзником США в Азии.
Толпа сторонников экс-президента собралась у здания Центрального районного суда Сеула, наблюдая за ходом судебного разбирательства на большом экране, которое транслировалось в прямом эфире по всей стране.
Председательствующий судья Джи Гви-ён заявил, что очевидно, что намерением Юна при объявлении военного положения было парализовать Национальное собрание на значительный период времени, учитывая использованные им в военном указе слова и тот факт, что он пытался арестовать политических оппонентов, включая лидера оппозиционной Демократической партии и лидера своей собственной правящей партии Хан Дон-ху.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Сам факт отправки вооруженных солдат к зданию парламента и их транспортировки вертолетом представляет собой акт восстания, заявил Джи.
Экс-президент, имеющий право обжаловать решение суда, отрицал обвинение в мятеже, заявив, что введение им военного положения было призвано привлечь внимание общественности к парализующему политическому тупику, вызванному большинством оппозиционной партии в Национальном собрании и импичментом ряда высокопоставленных чиновников.
«Национальное собрание спровоцировало национальный кризис, и другого выхода не было, кроме как пробудить народ», — заявил он в заключительной речи, утверждая, что как президент он осуществляет свои конституционные полномочия.
Восстание, или мятеж — одно из немногих уголовных обвинений, по которому президент Южной Кореи не обладает иммунитетом. Прокуратура добивалась смертной казни, что было в значительной степени символическим шагом, поскольку в стране никого не казнили уже несколько десятилетий.
Бывший министр обороны Ким Ён Хён также был признан виновным в причастности к восстанию и приговорен к 30 годам тюремного заключения. Ранее Ким взял на себя ответственность за отдачу приказа солдатам ввести военное положение.
Юн Сук Ёль был впервые задержан в январе 2025 года после того, как оказал сопротивление попыткам ареста во время многонедельного противостояния с властями в его доме в Сеуле. Он стал первым президентом в истории Южной Кореи, арестованным во время пребывания в должности. Он был подвергнут импичменту через 11 дней после объявления военного положения и отстранен от должности четыре месяца спустя.


Комментарии читателей (0):