Последствия повышения НДС до 22% для общего режима налогообложения и введение НДС для всех, у кого выручка больше 20 млн рублей, то есть 5%, были предсказуемы и не заставили себя ждать, отметила депутат Госдумы Оксана Дмитриева, передает REX 22 января.
Прежде всего, это рост инфляции - инфляция за период с 13 по 19 января 2026 года составила 0,45% неделя к неделе. С начала месяца рост потребительских цен достиг 1,72%. Годовая инфляция ускорилась с 6,27% до 6,47%, привела Дмитриева данные Минэкономразвития и Росстата.
Во-вторых, малый бизнес уходит в «тень» и «наличку», чтобы снизить фиксированные доходы по 2025 году и в будущем часть оборота «погрузить в тень», продолжила депутат.
По данным ЦБ РФ, объем наличной денежной массы в России в декабре 2025 года вырос на 836,3 млрд рублей. В целом за год объем «кэша» в обращении вырос на 1 трлн рублей — это в 5 раз больше, чем в 2024 году. При этом более 80% суммы утекло в «нал» в конце года, привела она данные.
Для сравнения: в декабре-2024 отток в «кэш» составил 665,2 млрд рублей, а в декабре 2023-го — на 408,8 млрд.
«В качестве причины роста «кэша» называют снижение процентных ставок и трудности с работой банковских приложений. Эти факторы имеют место быть, однако главное – это уход в «кэш» и тень малого бизнеса, причем МСП стремились «поджать» легальную выручку в оставшееся время в 2025 году до 20 млн рублей, чтобы не выйти за лимит и не увеличить базу на 2026 год», — продолжила Дмитриева.
В-третьих, в дальнейшем мы будем иметь различные варианты выживания малого бизнеса, рассуждает депутат Госдумы. Традиционное – дробление, частичный теневой оборот. Возможно будут реализованы и новые схемы, о которых мы пока не знаем, добавила парламентарий. Не исключено и свертывание деятельности предприятий: закрытие и банкротство, статистики пока нет. Кроме того, будет иметь место сознательное ограничение роста и развития на сохраняющихся бизнес - развитие становится невыгодным, легко можно выйти за «предел», указала она.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«Что делать? В идеале, как можно быстрее возвращаться назад к 60 млн рублей без НДС. Сомнительные 200 млрд дополнительных доходов в федеральный бюджет не могут компенсировать потери в экономическом росте, повышению инфляции, рост теневого оборота и наличного обращения со всеми специфическими последствиями такой ситуации», — заключила Дмитриева.


Комментарии читателей (0):