Медведев, Рогозин и Протон: Авария ракеты-носителя - халатность или диверсия: мнения

Причиной крушения ракеты-носителя «Протон-М» стали неправильно установленные датчики угловых скоростей?
19 июля 2013  00:15 Отправить по email
Печать

Причиной крушения ракеты-носителя «Протон-М» стали неправильно установленные датчики угловых скоростей.

К такому выводу пришла комиссия по расследованию причин аварии. В ходе комплексного исследования специалисты установили, что три из шести датчиков были перевёрнуты на 180 градусов, в результате чего системой управления ракеты были получены некорректных данных о её ориентации. Уточняется, что оборудование было некорректно установлено ещё на этапе сборки космического аппарата. Глава аварийной комиссии, замруководителя Роскосмоса Александр Лопатин сообщил журналистам, что все лица, виновные в неправильной установке оборудования, установлены. По его словам, в настоящее время «проверяется, что эти сотрудники делали не только на этой ракете, но и на других». Все материалы, полученные в ходе исследования, эксперты передали в Генпрокуратуру, а также в правительство России. Напомним, ракета-носитель «Протон-М» должна была доставить на орбиту три навигационных спутника ГЛОНАСС. Спустя несколько секунд после старта ракета внезапно отклонилась от траектории полёта, начала распадаться в воздухе и взорвалась, упав неподалёку от места взлёта. По факту произошедшего возбуждено уголовное дело.

ИА REX: Авария Протона - это халатность или диверсия

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

В деле последнего павшего «Протона-М», прежде всего, придётся вспомнить о «списке виновников катастрофы», который был затребован Дмитрием Медведевым у своего подчинённого Д. Рогозина. Где этот список? Что касается «халатности». Российский менталитет устроен так, что если халатность в таких делах квалифицируется как диверсия, с соответствующими карательными выводами, то количество случаев «халатности» начинает снижаться само собой. К сожалению, только страх руководит 90 процентами наших людей, и только очень малая их часть понимает слова. Поэтому без ужесточения наказаний – никуда. Ни в 1937-м, ни 2013-м. Само собой, диверсией неправильный монтаж датчиков сегодня признан не будет, никого не расстреляют – более того, не дадут даже 10 лет без права переписки. Поэтому после модели «Протон-М» логично появится «Протон-ММ». А там уже и до космической «МММ» недалеко. Так как нового уже ничего не изобретут, старое будет бесконечно «модернизироваться» и терять последние лётные характеристики. Надо также отдавать себе отчёт в том, что все, кто хоть что-то понимал в ракетной технике, уже уволены или ушли из отрасли сами. Видимо, поэтому до сих пор и нет заветного списка, в который могут попасть последние кадры, которые не то что «видели Королёва», а элементарно видели датчики и понимали, куда они крепятся.

Дмитрий Сычёв, историк, публицист и блогер:

ВРЕДИТЕЛЬСТВО. По УК РСФСР 1960 года, (ст. 69) - особо опасное государственное преступление, состоящее в ДЕЙСТВИИ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИИ, направленном к подрыву промышленности, транспорта, сельского хозяйства… и т.д. и т.п. Наказывалось лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от 2 до 5 лет или без ссылки. Сейчас этой статьи нет, а на нет и суда нет. За слово «диверсия» вас назовут «сталинистом». Слово «халатность» звучит грубо, на вас могут подать в суд за оскорбление. Скажем так – «сработала невидимая рука рынка». Этим ФСБ должно заниматься. Где «кровавая гэбня»? Кое в чём могли бы поучиться у американских коллег. У тех в Гуантанамо дикие люди, живущие в горах и пещерах, сознавались в том, что умеют управлять «Боингами». Если бы у нас несколько «эффективных менеджеров» сознались, что входили в преступную организацию, которая, по заданию саудовской, скажем, разведки, намеренно уничтожала российские ракеты? Как бы прореагировали их коллеги, которые в «организации» не состояли? Да они просто перестали бы вести себя на оборонном предприятии, как пьяные маляры на халтуре. «Доброе слово – это хорошо, но доброе слово и револьвер» – это гораздо лучше». Иначе деградация будет стремительно нарастать.

Александр Хуршудов , эксперт по нефтегазовой политике, кандидат технических наук:

Это больше похоже на диверсию. Космическая техника многократно проверяется, халатность при сборке была бы обнаружена на стадиях контроля. А вот если датчики переустановлены последним контролером, то обнаружить это невозможно.

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:

Как бывший секретный инженер-конструктор систем автоматики ракетной техники, занимавшийся этим достойным и интересным делом в первой половине 80-х годов прошлого века в КБ закрытого города на Урале, могу сказать, что выводы комиссии мне показались крайне неубедительными. Три из шести датчиков были перевёрнуты на 180 градусов. Уточняется, что оборудование было некорректно установлено ещё на этапе сборки космического аппарата. Во-первых, они не станут "кверх ногами" из-за несоответсвия разъёмов датчиков и соответствующей им ответной части (вилка-розетка или на конструкторско-технологическом жаргоне «папа-мама»), потому эти датчики по другому установить невозможно. Это как радиолампу невозможно установить никак иначе кроме как цоколь и панелька позволяют - хоть октальную, хоть пальчиковую. В такой технике всегда есть "защита от дурака", такого который эту причину придумал. Во-вторых, все системы ракеты после сборки неоднократно испытываются (по крайней мере, так было в советские времена). Специалисты обсуждали в блогосфере и социальных сетях разные варианты и на мой взгляд, наиболее профессиональным выглядит вариант, что причиной авария стало умышленное «перепутывание полярности» в алгоритме управления бортовой системы автоматики. При указанной версии комиссии причиной аварии является «преждевременный старт»: на 0,4 секунд раньше, когда давление в камерах сгорания двигателей было 90 атмосфер вместо положенных 150 атмосфер. А это означает, что ракета стартовой массой 700 тонн оторвалась от стартового стола при тяге двигателей 550 тонн-силы (тс). Но этого не может быть. Для отрыва ракеты от стартового стола при тяге 550 тс и сохранении темпа набора высоты стартовая масса ракеты должна быть 420 тонн. А это означает, что ракета не должна иметь трех спутников ГЛОНАСС, не должна иметь РБ ДМ, и вторая, и третья ступени не должны быть заправлены топливом. Запускалось обречённая на катастрофу "пустышка". Сама катастрофа была подстроена. Датчики физически невозможно поставить и подключить неправильно. А вот программу "подправить" - запросто. Но при наличии доступа. Таким образом, вполне вероятна версия, что целью аварии является получение страховки, что обсуждалось нашими экспертами в статье «Советские ракеты не падали так часто, хотя и не были застрахованы». Напомню, что ответственность перед третьими лицами при запуске ракеты-носителя "Протон-М" застрахована в компании "Русский страховой центр" (РСЦ) на $ 182 млн.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть