МИНОБРАЗ: Действительно ли «враг у ворот»: мнения

Реформа образования и науки
10 июля 2013  00:01 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, главный редактор журнала Рабкор.ру, директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО), историк и социолог Борис Кагарлицкий предлагает коллегам-экспертам и читателям продолжить обсуждение темы инноваций министра науки и образования.

«Профессор Михаил Фейгельман в статье, разоблачающей демагогию Минобразины, заканчивает очень красивым, убедительным, и, как ему кажется, самоочевидным тезисом:“Если лжет министр пропаганды — это не может удивлять. Когда этим занят министр науки и образования — он профнепригоден. Потому что наука занята поиском истины, а образование передает найденное следующему поколению”. Но в том-то и дело, что и Минобразина и вся неолиберальная экономическая мысль понимают науку и образование не просто иначе, а прямо противоположным образом. Наука, согласно их представлениям, должна заниматься не поиском истины и познанием мира (не приносящим немедленно и автоматически никакой материальной выгоды, а порой приводя и ко всяческим неприятностям, начиная от сожжения на костре, заканчивая потерей средств, вложенных в направление поиска, оказавшееся тупиковым).Она должна давать идеи и решения для “инноваций”, иными словами, для разного рода технических новинок, которые можно продать на рынке. И если даже эти инновации в плане человеческого развития оказываются бесполезными, не закрепляясь ни в быту, ни в производстве, то это даже к лучшему, ибо так расчищается рыночное пространство для следующей волны инноваций, приводя в движение экономику», - отмечает эксперт.

«Понятия ИСТИНЫ в подобной системе координат не может существовать в принципе, в лучшем случае, вы можете оперировать индексом цитирования (иными словами, ложная идея, часто цитируемая, предпочтительнее истинной, но не цитируемой в реферируемых журналах). Точно так же и с образованием, которое, согласно неолиберальной экономической идеологии, является просто одной из отраслей сферы услуг, наряду с мойкой машин, ремонтом обуви или проституцией (разумеется, лишь в том случае, если последняя легализована и облагается по всей форме налогами).Таким образом, передача знаний, тем более, совокупного научного знания от поколения к поколению при такой логике не только не является приоритетом, но и вообще не рассматривается как задача, эффективность выполнения которой может быть как-то оценена. Образовательная система ставит перед собой удовлетворение спроса на образовательные услуги, которые, в свою очередь, востребованы не ради какого-то абстрактного “знания”, но, в лучшем случае, как условие личного успеха, карьеры, социального лифта, как способ повышения конкурентоспособности индивида на рынке труда, возможность улучшить его шанс на получение хорошей работы и высокой должности», - подчёркивает эксперт.

«Всё это сугубо индивидуальные достижения, которые предполагают не объединение поколений, а, наоборот, противостояние, как отдельных людей, так и целых поколений в рамках “глобальной конкуренции” на рынке труда. Кстати, представление об интернациональном единстве научного сообщества тоже тут не работает. Да, существует интегрированный рынок труда для научных работников, но там надо именно соревноваться, а не сотрудничать. Что же касается государств, то тут уже точно нет места ни для какой “республики ученых”.Короче говоря, Дмитрий Ливанов в своем качестве не только высокопрофессионален, но и в высшей степени профпригоден. Он является профессионалом высочайшего класса, таким же, каким может быть, например, высококлассный киллер. И он отлично знает, что делает, понимая, что людей, сопротивляющихся его борьбе за эффективность ради химеры “поиска истины”, надо устранить с пути любой ценой. Можно только радоваться, что в качестве средства для достижения цели пока выбирают ложь, а не что-то потяжелее. Если мы не хотим, чтобы эти господа уничтожили всё то, что нам ценно и дорого, растоптав как помеху для своей эффективной деятельности принципы, на которых последние 500 лет строился прогресс человечества, надо понять, что перед нами не люди, что-то не понимающие, не дураки и хамы, а вполне профессиональный, отлично организованный, жестокий и сознающий свои задачи враг», - резюмирует эксперт

.ИА REX: Действительно ли "враг у ворот"?

Александр Тимофеев, политолог-востоковед, руководитель аналитического отдела газеты «Служу Отечеству»:

Четыре года назад, оценивая реформу образования и науки, я в сердцах заявил, что «нынешнее состояние образования ввергает в уныние, но будущее грозит полным мраком, если все так и будет продолжаться».  К сожалению, время подтвердило самые худшие опасения. Тот, маразм, который начался несколько лет назад, к сегодняшнему дню только окреп и усилился.  Мы стоим перед угрозой стремительного сокращения численности умных образованных людей.

Когда-то мы гордились тем, что в нашей стране уровень образования на голову выше того же американского (у нас даже сантехник мог запросто поспорить с академиком насчет теории относительности). Во времена СССР огромной популярностью пользовались журналы «Знание-сила», «Наука и жизнь», «Техника молодежи», «Юный техник» и т. п. Далеко не все могли себе позволить на них подписку (даже при наличии денег не всегда можно было успеть – количество подписных изданий было ограничено, так что на особо популярные издания очередь занимали ночью) и ходили в библиотеки, где почитать подшивку можно было только в читальном зале – на дом эти журналы не выдавались. В результате, уровень образованности среднестатистического советского гражданина по сравнению с жителями других стран просто зашкаливал. Конечно, многие из этих знаний не нужны были в повседневной жизни, но людям было интересно узнавать новое.

Но потом все изменилось. Строительство «демократии» характеризовалось полной переоценкой ценностей. Попытка максимально быстро «ассимилировать» Россию в мировое сообщество привела к уничтожению системы образования, когда-то считавшейся лучшей в мире. Главной наукой последних лет стало умение зарабатывать деньги. Хотя это не совсем верно — в традиционном понимании умение зарабатывать деньги предполагает овладение экономикой, маркетингом, менеджментом и т. д. В российском же варианте умение заработать деньги означает просто умение «срубить бабло». И некоторые этому неплохо научились. Вовремя «попав в обойму» и в нужный момент, оказавшись у «кормушки», они вмиг получили громадные состояния. И теперь эти состояния надо защищать и наращивать, чтобы передать своим наследникам.

А что необходимо для спокойного процветания финансовых империй? Стабильность. То есть нужны узкоспециализированные бессловесные рабочие (идеально – роботы, но до этого еще не дошли), обслуживающие персонал в лице по-собачьи преданных (пусть и за деньги) управляющих предприятиями и власть, как наемная служба безопасности, обеспечивающая принятие нужных законов и пресекающая любые угрозы благосостоянию «хозяев жизни».

Фактически выстраивается своеобразная кастовая система. На низшем уровне – малообразованное рабочее большинство. Их удел – работа от звонка да звонка, пиво после работы, вечерний сериал, поход в кино или на шашлыки в выходной (причем не в каждый). И так всю жизнь.

Второй уровень – рядовой менеджмент. Это люди, в силу более лучшего образования (от колледжа до средненького вуза), занимающиеся непосредственным управлением «рабочей биомассой». Они могут позволить себе иногда сходить в ресторан и съездить на недельку в отпуск за границу (в Турцию, Египет и т.п.). В эту же категорию можно отнести и чиновников низового и среднего звена «уездного масштаба».

На следующем уровне – руководители. Это менеджеры высокого (но не самого высшего) уровня, которые могут позволить себе многие радости жизни, покупающие дорогие машины (правда, в основном, в кредит, хотя это обычно не афишируется). Эта категория людей может позволить себе регулярные походы в дорогие рестораны (хотя некоторые предпочитают заходить каждый день – но на чашечку кофе с десертом, ради поддержания имиджа), летать на отдых на экзотические острова и отовариваться на миланских распродажах. В данную группу также входят и многие чиновники регионального уровня.

Далее следует элита. Это топ-менеджеры, руководители крупнейших корпораций и чиновники центральных органов власти. Представители данной категории практически не задумываются о средствах для жизни. Отпуск на фешенебельном курорте за границей для них – рядовая поездка. От российской действительности их иногда тошнит (вонища-то какая, никакой культуры, как здесь жить можно?). Самая главная проблема, на которую они жалуются, это нехватка времени – с утра интервью, потом встреча с бизнес-партнером в ресторане, потом обсуждение контракта, потом ужин с иностранными гостями, потом посещение ночного клуба по приглашению его владельца (будет пресса, нужные люди – пиар по полной программе). Если не успевают вернуться в загородный дом, остаются в московской (питерской) квартире, специально для этих целей купленной (соседи хорошие – сплошь депутаты да поп-звезды).

Наверху пирамиды – «хозяева жизни». Именно их обслуживают все перечисленные касты. Большинство из «хозяев жизни» в свое время примелькалось на ТВ и в прессе, о чем они сейчас жалеют. Но в последние годы выросли и те, кто поставил во главу угла непубличность. Их нынешний принцип – максимальная незаметность: не надо раздражать людей своим присутствием, лучше, чтобы о высшей касте никто вообще не задумывался. Они не любят отдыхать в отелях – там стало слишком людно, им проще построить для себя собственный дворец на берегу моря, заказать супергромадную яхту или купить остров. К этой очень маленькой группе относятся реальные (не номинальные) владельцы крупнейших корпораций и капиталов (включая высших госуправленцев, владеющих громадными активами через подставных лиц). Именно они управляют страной, соотнося при этом свои интересы с интересами крупнейших иностранных финансовых групп, ведь и интересы российских «хозяев жизни» простираются далеко за пределы одной шестой части суши.

Впрочем, эта кастовая система пока еще четко не оформлена и границы между кастами размыты. Но это только пока – пока не реализована нынешняя реформа науки и образования, направленная на закрепление вышеуказанной кастовой системы. Эта система формируется с самого детства: если хотите, чтобы ваш ребенок к поступлению в школу хорошо читал, писал и считал, отдавайте его туда, где всему этому научат. То есть, в платное дошкольное учреждение. Далее большинство школьников не сможет получить качественное среднее образование, необходимое для поступления в вузы, ведь за дополнительные знания надо будет платить. В результате их место в будущей жизни будут определено. Та же участь будет ожидать и их детей, ведь такие родители, за редким исключением, не смогут оплатить учебу своих отпрысков.

Но и те, кто продвинулся в получении образования в вузе, будут разделены. Как известно, многие студенты, не имеющие богатых родителей, вынуждены в период учебы одновременно подрабатывать: кто официантом в ресторане, кто курьером в фирме, кто продавцом в магазине, кто ночным сторожем на автостоянке (поразительно, но этот факт приводился помощником президента Дворковичем в качестве аргумента для отмены стипендий – зачем они нужны, если студенты и так работают?). В условиях перехода на систему бакалавриата и магистратуры многие из таких студентов предпочтут остановиться на скором получении диплома бакалавра, чтобы начать наконец-то работать в полную силу. Дальше пойдут те, для кого степень магистра будет иметь значение (например, в научном плане), и те, кому нет нужды торопиться начать работать, то есть дети обеспеченных родителей. Но и это не дает им оснований продвинуться на самый верх. Они, в лучшем случае, могут дойти до уровня элиты – как правило, это как раз дети элиты. Однако шанс выбиться на уровень «хозяев жизни» есть у единиц. Для этого надо либо быть гением (например, уехать за границу и придумать Windows или Facebook), либо удачно жениться, войдя в семью «хозяев жизни».

Собственно, наука в таких условиях становится придатком бизнеса – финансирование будут получать лишь те проекты, которые могут быть применены на практике. Все исследования, которые не могут быть применены для зарабатывания капиталов, будут отсекаться от финансирования. И, в конечном итоге, наука умрет, поскольку без прорывов в фундаментальных областях, невозможно добиться прогресса в прикладных. Да и добиваться прорывов и прогресса будет некому.

Стоит вспомнить, что в мае 2011 года руководитель Сбербанка Герман Греф заявил, что нашей национальной трагедией является лишнее высшее образование: «Знаете, сколько процентов населения получает высшее образование сегодня? 87%. Это трагедия! Это наша национальная трагедия! Мы зарождаем у людей психологическую болезнь, называется завышенный уровень притязания. Эти люди никогда не пойдут к вам работать дворниками, столярами…». По сути, этим все сказано. Эта тирада расставляет все точки над И.

Но это звучит диссонансом с общемировой тенденцией перехода к всеобщему высшему образованию. Этот тренд совсем не удивителен: в современном мире смыслом высшего образования является не производство только специалистов как таковых, а создание личностей, которые смогут эффективно участвовать в производстве общественного богатства, то есть строить экономику. Если взглянуть на современные эффективные производства в Японии, то можно обнаружить, что здесь рабочие зачастую имеют не просто высшее образование, а по два разных высших! Именно это и является трендом нашей эпохи. Но у нас работает это не у нас, в России, как раз проповедуется совсем другой подход – нашей стране нужны рядовые необразованные рабочие, которым достаточно уметь читать и писать. А образование – для избранных, это механизм воспроизводства элиты управленцев. Каждому свое? По-немецки это Jedem das Seine - именно этот лозунг висел на воротах Бухенвальда…

Герман Янушевский, социолог и системный аналитик:

Враг не у ворот! Он давно проник внутрь нашего дома, сидит за нашим столом, ест из нашей посуды, спит в наших постелях, насилует сознание народа, обезличивая его, оболванивания, занял круговую оборону в СМИ, науке, политике, проник во все ветви власти и управляет страной. Враг многолик, он воплощен в сотнях  фейсов академиков, профессоров, депутатов, министров, политиков, журналистов и пр., которые либо по невежеству, но чаще - за зеленые фантики  разливают ядовитую жидкость, распускают ядовитый газ для обессознанивания населения, его обездвиживания, обезволивания, чтобы, усыпив его бдительность, разорвать страну и национальные связи окончательно, освоить самим богатства наших недр, наших самых лучших в мире женщин, превратив страну в колонию, а население в безгласных  наемных работников. Это фейсы пивоваровых, ясиных, сванидзев, млечиных, грефов, дворковичей, медведквых, чубайсов, нарышкиных, познеров, чуровых и еще сотен  более мелких  глашатаев и "шестерок", приватизировавших  все власти.  И сколько еще будет терпеть их народ? И что остается народу?

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Считаете ли Вы Лукашенко союзником России?
57.5% Нет.
Считаете ли вы Российское государство агрессором в отношении личности или её защитником?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть