Можно ли согласиться с тем, что инфантилизм - это цена цивилизации: мнения

Общество потребления формирует слабость в людях
22 августа 2012  17:10 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, социальный психолог Марк Сандомирский предлагает обсудить проблему инфантилизма в американском обществе потребления и воздействие этого тренда на остальной мир.

«Читаю Сакса, „Цена цивилизации“: „Американское изобилие умножило проблему иррациональности поведения потребителей. Американцы демонстрируют приверженность шокирующему спектру пагубных привычек и потерю самоконтроля. Не создала ли Америка мир, который запрограммирован на подрыв равновесия самого человечества?“ Отсюда Сакс ставит перед обществом задачу, важнейшую для выживания оного — „восстановление психического равновесия американцев“. Всё это зашло достаточно далеко, раз уж сами американские учёные признают серьёзность положения. О механизмах же подобных проблем я думаю несколько иначе. Американское изобилие на самом деле стимулировало инфантилизацию общества, отсюда и проявления неадекватного поведения взрослых людей, являющегося по существу „детским“. Понятно, что такими людьми легче манипулировать. И очевидно, что сталкиваясь с „незапланированными“ трудностями жизни, значительная часть из них легче впадает в депрессию или становится жертвами зависимости, чем люди психологически зрелые. Ну, а уж психосоматические расстройства расцветают на инфантильной почве пышным цветом. Вот вам и источник массовых психологических проблем общества. Да, такова цена цивилизации — но именно американской. Той, которая, пропагандирует образ жизни, оказавшийся, увы, для всего мира заразительным. Расплачиваться же за это приходится всему миру, который рискует в итоге обанкротиться. Это нынче и называется „кризис“», — резюмирует эксперт.

ИА REX: Можно ли согласиться с тем, что инфантилизм — это цена цивилизации?

Эдуард Афонин, профессор Национальной академии государственного управления при президенте Украины, доктор социологических наук:

Мысль Джеффри Сакса об изобилии как факторе роста иррациональности в западном обществе, мне представляется, весьма перспективной. В целом я прихожу к такому же выводу, правда, на другом основании (в рамках отечественного концепта «универсального эпохального цикла») — как результата тех изменений, перед которыми стоит западное общество. Среди других характеристик западного общества следует также прогнозировать: экстраверсию («виновницу» социально-классового, материалистического мировоззрения), экстернальность («виновницу» смены самоконтроля на внешний — государственно-политический контроль). В контексте диаметрально противоположных изменений — изменений, возникающих с наступлением эпохи постмодерна, — лежит феномен инфантильности, который испытывали страны Запада как следствие «великой депрессии». Появление этого феномена возникает вследствие изменений, которые испытывает на себе человек при переходе к новой — постмодерной реальности. Эти изменения влекут за собой смену модели демографического воспроизводства, в контексте которого возникают изменения поколенческих характеристик. Одним из таких изменения является «смещение границ возрастных когорт в сторону больших (чем это наблюдалось ранее) возрастных значений». Это, собственно и влечёт за собой эффект инфантилизма, т. е. более позднего социального взросления. В этом же контексте лежит и эффект «постарения» пенсионной группы населения. Схематично это также можно представить .

Ростислав Ищенко, политолог, президент Центра системного анализа и прогнозирования:

Безусловно, инфантилизм — цена любой цивилизации, не только американской. Цивилизация начинается там, где появляется разделение труда. Чем разделение труда более дробное, тем развитее цивилизация, но из тем более узких специалистов состоит общество. Более того, на определённом этапе во главу угла цивилизации ставится инновационное развитие. То есть, Вы можете даже не производить то, что Вы придумали, главное уметь это произвести (освоить соответствующие технологии) и, не мешкая, бежать дальше. Это выводит на передний край цивилизации человека думающего. Формально (с точки зрения позапрошлого, прошлого и текущего века) это хорошо. На самом деле, перекос в сторону «думания» и дискриминация «делания» так же пагубны, как любой перекос и любая дискриминация.

Я, как и большинство экспертов, в условиях катаклизма (отключение систем жизнеобеспечения большого города) окажусь менее приспособленным к жизни, чем десятилетний крестьянский ребёнок средины двадцатого века (о более ранних временах просто не говорю). Этот ребёнок знал меньше слов, чем использовано в данном комментарии, но он умел практически всё, что необходимо человеку для того, чтобы жить. При этом, по уровню цивилизованности советский крестьянин первой половины двадцатого века не далеко ушёл от своего пращура, пахавшего землю в эпоху Киевской Руси.

То есть, необходимость «цивилизовываться» опережающими темпами (то есть получать знания и создавать на их основе новые знания, и делать это быстрее, чем оппоненты и конкуренты) приводит человечество к тому, что большая часть общества (не только формально ценных интеллектуалов, но и торговцев семечками на рынке) оказывается детски беспомощной и способной выжить только в условиях государственного патернализма. Это ли не инфантилизм? И можем ли мы предложить другой путь концентрации индивида на получении знаний, необходимых всему обществу, кроме как, освободив его от необходимости приобретать «ненужные» умения, гарантирующие ему возможность (в случае необходимости) гарантированного выживания и автономного существования в отрыве от общества?

Если пятьдесят тысяч лет назад группа из ста любых человек, случайно уцелевших от всего человечества, гарантированно была способна сохранить и продолжить род людской, то сейчас аналогичная группа гарантированно погибнет, даже если будет насчитывать не сто, а тысячу человек. Но сейчас у нас есть цивилизация, а пятьдесят тысяч лет назад не было даже варварства.

Олег Антипов, народный депутат Украины пятого созыва, полковник запаса:

К сожалению, сейчас другой цивилизации, кроме как американской и не существует. Конечно, японское или китайское общество пока ещё сохраняют остатки традиционной культуры, но и они стремительно американизируются. Американский «народ» это ведь уникальное явление в истории человечества. Казалось бы, при всей хвалёной американской «демократии», в США нет никакого демоса. Есть только электорат. Именно в качестве электората взращивалось это общество, которое подкармливается и содержится в относительном «изобилии». Всё это конечно стало возможным за счёт миллионов обездоленных и голодных людей во всём остальном мире. Само собой, «американскому народу» прощается много такого, чего не прощают ливийцам, сирийцам, иракцам или вьетнамцам.

Вредное воздействие американской цивилизации ощущаю на себе даже я, зрелый сформировавшийся человек, прошедший огонь, воду и медные трубы. Что уж говорить о молодёжи. Эта цивилизация действительно способствует инфантилизму. Сегодня многие молодые люди не могут держать молотка в руке, а девушки — починить порванную одежду. «Зачем?»- говорят они — «Можно купить (нанять)». Они привыкают к тому, что, вписанные в круговорот событий, они прекрасно проживут. А такая установка рождает инфантилизм, неспособность решать свои проблемы самим, желание переложить тяготы на других. Оттого часто распадаются браки, и растёт число одиноких людей.

Раньше, в традиционном обществе, люди многое делали сами, а это увеличивало предприимчивость. Вот эта предприимчивость угасает в развитых странах, в том числе и США. Более того, она угасает и в развивающихся странах, ибо развитым странам гораздо проще дать туда матпомощь в виде гуманитарной пищи. Это расхолаживает и бедных.

Людмила Богуш-Данд, бизнес-тренер (Украина — США):

Маленькие дети — маленькие проблемы, большие дети — большие проблемы. Так и со странами: проблемы были и будут, только у каждой страны свои.

Давайте сравним США и Россию:

Инфантилизм взрослых? В обеих странах, но в разных формах. У американцев в том, чтобы с трудом переносить не запланированные трудности, а у русских в том, чтобы смириться с ними и получать удовольствие.

Зависимость? В США от лекарств, в России от алкоголя.

Психосоматические расстройства? В США проявляются в виде обращений к психотерапевту, в России ростом потребления алкоголя.

Да и измеряли ли в России эти показатели вообще? Нам говорят, что американцы всё меряют деньгами, а у русских душа. Душа? В том, чтобы не помогать своим престарелым родителям под предлогом «у меня своя семья», или в том, чтобы заставлять женщин работать в две смены, на работе и дома, в то время как у «главы» семьи творческий кризис или искания. Все эти разговоры — разговоры людей, побывавших только с одной стороны жизни. Рекомендую сначала заглянуть за угол, да не туристом, а на ПМЖ, окунуться по полной, а потом рассуждать.

И ещё давайте посмотрим: вам не нравится американский пример? А какую альтернативу вы можете предложить, подскажите, в каких странах не приходится справляться с трудностями или люди счастливы, попав в неприятности. Покажите людей, которых можно поставить на пьедестал и сказать: вот это то, как надо нам всем жить, учитесь. Вот тогда и поговорим.

Игорь Богатырёв, журналист:

В определённом смысле — да. Поскольку человечество в данный момент не представляет собой, если можно так выразиться, единой цивилизации. Ни для кого, ни секрет, и да не назовут меня расистом, что человечество весьма серьёзно разделено на множество частей, со своим менталитетом, и даже своим уровнем «цивилизованности», как мы привыкли это называть. В результате (очень утрированно говоря) одни ставят ставку на ум, другие на силу, одни на «качество» детей в ущерб их количеству, другие — прямо наоборот. И все эти части, путём искусственно создаваемого «стремления к мультикультурности» оказываются даже на единых территориях. Результат понятен: при смешении разных уровней цивилизованности побеждает низший. Ибо высокий уровень подразумевает, в том числе и отказ от такой борьбы, как таковой.

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Даже если это и так, то всё же альтернатива находится не в области создания сурового спартанского общества. Его члены, может быть, будут более устойчивы к потрясениям, но это уже не жизнь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Владимир
Карма: 15
25.08.2012 21:42, #3689
Штайсслингера можно оставить в стороне - он как обычно рационален, мудр и прост. А вот Людмила Богуш меня сегодня в самое сердце поразила! Не знаю, то ли на колени перед ней встать, то ли выпрыгивать с криками "браво" и букетами закидывать.
И вот почему.
Единственным практичным и жизненным своим рассуждением она повергла в прах все силлогизмы остальных мужиков. Да-да-да! В прах. Ведь очевидно, что, сравнивая буржуазную Расею и капиталистические Штаты, по любым показателям придется признать преимущество Штатов. Иногда подавляющее. И когда у них говорят, что у них плохо, то на самом деле у них много лучше, чем у нас, когда у нас говорят, что у нас хорошо.
Это Союз Советских СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ Республик мог заявлять, что он принципиально иной и ссылаясь на другие оценки демонстрировать свои преимущества (какие были, конечно! А они были и только лжец скажет, что это не так...)
Так вот, вернемся к инфантильности. Плохо, что мой сын крутит шурупы и забивает гвозди, обрабатывает дерево и метал хуже моего. Не шибко я его этому учил. Но надо будет - освоит. Я помогу. Не плохо бы уметь питаться в пустыне хотя бы даже змеями. Но, даст бог, ни мне, ни ему это не понадобиться. Инфантильность в другом состоит.
Вот, мужики-эксперты прицепились к этому, как они решили, признанию Сакса. Прицепились и возрадовались! Вот, она, погибель Кащеева! Вот, где на супостата управа найдется! Все, так сказать, "по моему хотению".
Владимир
Карма: 15
25.08.2012 22:00, #3690
Забываете мужики, что Штаты до сих пор слов на ветер не бросали. Если задачу ставили - то решали ее (если только Союз, как во Вьетнаме, не мешал - потому Союз и был так "неудобен"). Посчитают "инфантилизм" вызовом национальной безопасности - решат и эту задачу. В конце концов, и это вы лучше моего знаете, население в Штатах много мобильнее нашего, средний срок проживания на одном месте 7 лет. При такой мобильности и от "инфантилизма" избавиться не долго.
А вот, как избавиться от надежд на то, что могучий враг "как-то так сам рассосется, без моих усилий", "в силу внутренних, так сказать, причин", а?
Вот этот "инфантилизм" - это "инфантилизм"!
А Вы говорите...

А кроме того, почему это Вы этот ваш "инфантилизм" вызовом для Штатов считаете?
Ведь наличие (создание) прослойки такого (по Саксу) "инфантильного" электората - это манна небесная для властей предержащих. А для "дела" их государство может себе позволить содержать и "неинфантильных".

Бросьте, Вы, пустые надежды. Работать надо !!!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть