Рубить иконы – не искусство: интервью Давида Эйдельмана

В последнее время в России участились нападки на православную церковь в рамках «художественного самовыражения». О том можно ли оскорблять чувства верующих для достижения художественного эффекта ИА REX рассказал израильский политтехнолог Давид Эйдельман.
28 мая 2012  21:37 Отправить по email
Печать

В последнее время в России участились нападки на православную церковь в рамках «художественного самовыражения». О том можно ли оскорблять чувства верующих для достижения художественного эффекта ИА REX рассказал израильский политтехнолог Давид Эйдельман.

ИА REX: Представители православной церкви утверждают, что в России ведётся целенаправленная «грязная антицерковная и антироссийская» кампания. О чём, по вашему мнению, это свидетельствует?

Прежде всего, о том, что в государстве, которое начало отношение с религией с чистого листа, после 70 лет воинствующего атеизма, ещё не совсем установились границы между религией и государством, религией и обществом, религией и искусством.

ИА REX: Можно ли называть искусством оскорбление чувств верующих?

В истории было много случаев, когда верующие разных вероисповеданий оскорблялись, созерцая великие произведения искусства, которые сегодня не только считаются общепризнанными шедеврами, но и достояниями той или иной религиозной цивилизации. Впрочем, что сегодня считается произведениями искусства: что хотят, то и считается. Любое публичное хулиганство можно объявить художественным перфомансом. Правда, другие люди, включая постового, могут с этим не согласиться. Я бы, например, публичную рубку икон искусством бы не считал.

ИА REX: Какое наказание, по вашему мнению, должны понести участницы феминистской панк-группы Pussy Riot, устроившие провокацию «Богородица, Путина прогони» в храме Христа Спасителя?

Это вопрос к российской судебной системе. Я за неё отвечать не уполномочен.

ИА REX: А если бы в израильскую синагогу ворвались бы девушки с кощунственной песней?

Если бы их не побили сами верующие, то вызвали бы полицию. Девушки несколько часов провели бы в участке. Потом бы их отпустили. Может быть, религиозное учреждение подало бы против них гражданский иск. А потом бы через суд долго-долго добивалось бы возмещения морального ущерба.

ИА REX: А если бы в религиозные люди побили бы непрошенных гостей, то, что бы им было за это?

В зависимости от причинённого ущерба. Вопрос в адекватности реакции. Недавно иерусалимский мировой суд вынес экстраординарный вердикт, освободив от уголовной ответственности священника греческой православной церкви, который ударил кулаком в лицо учащегося ешивы после того, как тот, встретив христианского священнослужителя, совершил ритуальный плевок. Судья мирового суда Иерусалима решил, что терпеть ситуацию, когда христиане подвергаются систематическим оскорблениям из-за своей веры, также невозможно, как если бы подобным унижениям подвергались иудеи.

ИА REX: При этом в Израиле государство не отделено от религии и эксцессы на религиозной почве случаются довольно часто. Можно ли сказать, что сфера взаимоотношений религии и государства в Израиле упорядочена лучше, чем в России?

Лучше или хуже — это оценочные суждения. Для кого-то, чем больше религиозность государства и общества, тем лучше. Для другого, любое проявление религии в политике и общественной жизни — нестерпимый диктат. Есть такой проект Ciri Human Rights Data, в рамках которого определяются успехи государств в области свободы вероисповедания. Их последний рейтинг ничем не порадовал Израиль. Там 195 стран разбиты на 4 группы, причем Израиль попал в нулевую, с самым низким уровнем этой свободы. Там же оказались Россия, Иран, Марокко, Зимбабве, Афганистан, Куба и Сирия. Израиль оказался единственным представителем стран западного типа в этой нулевой группе.

ИА REX: Как вы думаете, почему в России представители православной церкви обращаются к государству и требуют жестоко наказать своих оскорбителей?

Это попытка путём апелляции к городовому изменить свой статус в обществе, которое до сих пор не очень религиозно.

ИА REX: 19 мая в Москве состоялось шествие художников под названием «Кочевой музей современного искусства». Работы, которые художники взяли с собой на шествие, оскорбляли и политические и религиозные чувства: портрет сидящего на корточках президента Владимира Путина, увешанного золотыми цепями, картина с изображением распятой на кресте участницы панк-группы Pussy Riot, женщина с задранной юбкой, ногами вверх, разрисованная под государственный флаг России: Глава Корпорации православного действия Кирилл Фролов заявил, что его организация намерена добиваться возбуждения уголовного дела «по факту оскорбления чувств верующих в картине „Распятие участницы группы Pussy Riot“ и по факту ношения некоторыми участниками футболок с оскорбительными карикатурами на Церковь». Насколько правомерны его действия?

Это должен решать российский суд по законам Российской Федерации. Учитывая, что организатор акции Юрий Самодуров уже неоднократно признавался судами виновным в разжигании межрелигиозной вражды, есть большой шанс, что представители Корпорации православного действия выиграют и сейчас. Однако мне кажется, что православным деятелям стоило бы обратить своё внимание не на тех или иных самодуровых, а на представителя власти руководителя московского департамента культуры Сергея Капкова, который санкционировал шествие и сам участвовал в нем, заявил, что не видит никакого политического подтекста в этой акции художников и похвалил их за искренность. Что же Фролов хочет от ходящих художников, если министр Капков, который сегодня назначен министром правительства Москвы позволяет себе подобное.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть