Что было бы, если бы в СССР был интернет: мнения

5 октября 2011  11:48 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX политконсультант Анатолий Вассерман считает, что интернет кардинально изменил образ жизни людей в т.ч. на постсоветском пространстве.

«Мой образ жизни интернет изменил радикально. Я сейчас провожу в интернете, в разных форматах, от четырёх до двенадцати часов. Интернет обеспечил мне великолепный доступ к разнообразным справочным средствам, к различным новостным сообщениям. Наконец, интернет — это ещё и место, где я могу публиковать свои мысли без оглядки на позицию средств массовой информации. Кроме того, это место общения. Для меня, как человека, постоянно выступающего с различными дискуссионными высказываниями, интернет — это место, где я могу схлестнуться с оппонентами со всего света, таким образом, шлифуя собственные мысли и, при необходимости, убеждаться в собственной неправоте» — отмечает Анатолий Вассерман на портале mnenia.ru.

Эксперты ИА REX обсудили тему влияния сети на их жизнь и возможности интернета в изменении мировой истории.

ИА REX: Что для вас означает интернет и изменил ли он что-то в вашей жизни? Если бы во времена СССР существовала информационная сеть со свободным доступом к неограниченным объёмам информации, участвовать в распространении которой может каждый, как это могло повлиять на дальнейшее развитие советского государства?

Политолог Григорий Трофимчук:

Если бы в СССР существовало некое подобие интернета, в таком случае в той же стране свободно продавались бы и джинсы, и качественная косметика, и современная радиотехника и всё остальное. Как раз наличие этих и им подобных вещей никогда не привело бы к обрушению страны, так как наиболее активная часть населения уже не стремилась бы к тому формату общества потребления, где всё это было практически в свободном доступе. Если не считать цен, которые советскими людьми в расчёт тогда не принимались, так как почему-то было принято думать, что и в этом плане на Западе «всё для людей».

Грубо говоря, если взять известную формулу «секс, наркотики и рок-н-ролл», которой вечно клеймился Запад, то из неё надо было взять и адаптировать на местной почве только первую и третью позицию, оставив наркотики западным потребителям. В таком случае неизвестно, кто развалился бы первым — они или мы. Кстати, современный Китай до сих пор держится за счёт похожей схемы.

Интернет, по сути, не изменил ничего. Когда-то не было обычной почты, когда-то не было телефона, но все как-то без этого обходились, активно используя те формы общения, которые были доступны в данный конкретный момент. Во времена Пушкина очень мощно работал обмен записками, которые слуги таскали из дома в дом без перерыва. После каждого умершего оставались мешки архивов, как сейчас флэш-карты или CD. Если посчитать, сколько таких записок писал, отправлял и получал в день каждый взрослый член интеллектуально развитой семьи, это число может перекрыть количество электронных писем, которые аналогичная семья отправляет и получает сегодня.

Поэтому значение интернета преувеличивать не стоит. Когда будет изобретено и внедрено средство общения и получения информации нового типа, жители Земли будут с улыбкой смотреть в прошлое — как это триста лет назад они удовлетворяться этим странным видом и неудобным социальных коммуникаций, при этом считая его верхом технологического совершенства. Думаю, это надо иметь в виду российским изобретателям, которые не успели придумать и внедрить интернет: теперь у них есть все шансы догнать и перегнать Запад.

Директор Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидат социологических наук Владимир Коробов:

Интернет, несомненно, укрепил бы Советский Союз, сделал бы советское общество более сильным, справедливым, свободным и процветающим. Разрушение СССР стало возможным благодаря неведению советских людей в отношении реальной жизни за рубежом, в т.н. «цивилизованных» странах. Помните, как в фильме «Стиляги» друг-дипломат сообщает своему московскому другу по «гражданскому обществу» страшную новость: — А стиляг-то в США нет! Интернет — это виртуальная площадка для «сбрасывания пара» недовольными, в первую очередь — молодёжью. Он выполняет мощную компенсаторную, охранительную функцию, вопреки расхожему мнению о социальных сетях, как источнике революций.

Мы видим на примере Китая, как Коммунистическое партийное руководство уживается с интернетом, видим интернет-представительство мирового левого движения, коммунистических партий, порталов, содержащих работы классиков марксизма-ленинизма и т.п.

Интернет изменил мою жизнь, подчинил её своему специфическому ритму, расширил мои профессиональные и коммуникативные возможности. Виртуальная жизнь стала для меня самодостаточной, самоценной, может даже более важной, чем жизнь реальная. К сожалению, я покинул практически своё поколение, слабо представленное в сетях, это меня очень огорчает. Ещё острее стал ощущаться языковой барьер. В СССР английский знать было необязательно, а сейчас без него нелегко. До интернета я лучше думал о людях, думал, что они моральнее и умнее, чем это теперь оказалось. Неприятно, что исчезает интеллектуальная собственность, плагиат стал нормой, а пиратов избирают даже в бундестаг. Но виртуальные путешествия и знакомства — великолепны! Мечтаю, как социолог, дожить до проведения репрезентативных онлайн-опросов в Украине и онлайн-фокус-групп.

Консультант и изобретатель Алексей Дубинский:

Интернет радикально изменил наш мир. Человек без интернета подобен неграмотному. Трудно представить современную сеть в советских условиях. Попытки контроля и «непущания», введение железных занавесов-фаерволов и невозможность негосударственного развития заморозили бы активный рост сети. Могли бы внедряться лишь корпоративные информационные сети, ориентированные на науку, образование, производство по отраслям. Но не случайно погасили проект Глушкова «Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации» (ОГАС).

Сеть на порядок увеличивает горизонты общения. Если бы массовая сеть всё же возникла — даже не интернет, пусть что проще, например Фидо. Местами это зажгло бы распределённые творческие коллективы, живущие в стиле «Понедельника» Стругацких.

Но во много крат сильнее был бы политический эффект, превращение привычных разговоров на кухнях в массовые дискуссионные клубы. Нечто подобное появилось на перестроечном телеэкране в ток-шоу времен программы «Взгляд» и в блогосфере расцвета русскоязычного «живого журнала».

Никакой контроль не остановил бы разговорившуюся интеллигенцию, способную обойти любую цензуру и ловко состроить фигу в кармане.

Отстающее от перемен руководство страны фактически утратило бы возможности влиять на общественную жизнь. Внезапно наступила бы «гласность», выстраиваемая снизу. Страной овладело бы всеобщее чувство «так жить нельзя». Иными словами — революционная ситуация по Ленину. И может революция с таким истоком принесла бы стране меньше бед.

Финансист и блогер Нестор Комарницкий:

Сеть — это одна из технологий передачи, обмена, обработки и хранения информации. Важными в этом контексте является сама информация и её восприятие. Технология, альтернативная интернету, в СССР существовала. Это был самиздат. Самиздат, помимо роли информативной, играл роль и идеологическую. Важно было то, чем он заполнялся и тем, что давал его участникам чувство приобщения к некому таинству.

Переведя технологию самиздата в современность, получим известные порталы zhurnal.lib.ru и stihi.ru. Круг чтения интеллигенции 1970-1980-х годов включал в себя тайно выполненные бледные копии произведений Марины Цветаевой, Варлама Шаламова, Александра Зиновьева и многих других. Круг чтения интеллигенции 2000-2010-х вряд ли столь широко включает доступные любому желающему электронные экземпляры сочинений Геннадия Банникова, Елены Петровой, или Надежды Кузьминой и ещё сотен тысяч авторов. То есть, самиздат, вынесенный в современную эпоху, потихоньку растворился в общем информационном шуме.

Поэтому, думаю, что при наличии информационной сети в СССР всё зависело бы от того, каким образом эта сеть использовалась и наполнялась содержимым и как эта информация воспринималась массами.

Журналист и переводчик (Израиль) Даниэль Штайсслингер:

В СССР представить себе этого не могу. Если небольшая доза открытости оказалась для него губительной, то при наличии Интернета он не просуществовал бы и 5 минут. Там же любили засекречивать даже то, что американцы публиковали в открытой печати (я имею в виду ту или иную военную технику на вооружении СА, о которой хорошо знал потенциальный противник, и не полагалось знать собственным гражданам), а тут КПСС вовсе лишилась бы контроля информационных потоков.

Журналист и блогер (Львов) Александр Хохулин:

Я провожу в Интернете ежедневно более десяти часов. Изменил ли он что-то в моей жизни? Нет, он её заменил. Если бы в СССР существовали производительность труда, как в Японии и уровень жизни, как в Норвегии, то наличие Сети со свободным доступом к неограниченным объёмам информации повлияло бы позитивно на дальнейшее развитие советского государства. Если бы...

Журналист Игорь Богатырёв:

Думаю, повлиять это могло бы только в одном аспекте (если бы действительно интернет был бы «как сейчас») — западные спецслужбы получили бы дополнительный мощный канал для распространения своей пропаганды. Что, при попустительстве или неспособности противостоять этому со стороны спецслужб советских (как оно и было на самом деле), привело бы к ещё более скорому разрушению СССР.

Социальный психолог, кандидат медицинских наук Марк Сандомирский:

Если бы существовал «советский интернет», то это несомненно повлияло бы на развитие советского общества/государства позитивным образом, по выражению Глеба Павловского (в дискуссии в Московском клубе блогеров), если бы в СССР был интернет, Союз бы не развалился.

Координатор международной экспертной группы Сергей Сибиряков:

В СССР было место, в котором было некое подобие интернета. Я вспоминаю жизнь в новосибирском Академгородке в 1983-1986 годах. На небольшом пространстве сосредоточены около десятка академических институтов, отраслевые КБ, один из лучших в мире университетов, колоссальные по тем временам вычислительные мощности ЭВМ. Да у нас там был не хилый самиздат на печатных машинках, а некое подобие библиотеки Мошкова! Главным библиотекарем был программист Лёвочкин из Вычислительного Центра СО АН СССР, страстный фанат своего дела. У меня был неполный комплект такой библиотеки из 50 магнитных лент (9 мегабайт на ленте — смешно сегодня) со всеми неизданными ещё в те времена самиздатовскими произведениями. На одной ленте размещалось много произведений по объёму печатных знаков на том БСЭ (Большая Советская Энциклопедия). Читать можно было с экранов, но предпочитали распечатывать для домашнего чтения по ночам на быстрых АЦПУ барабанного типа, входивших в состав ЕС ЭВМ. Читали, и потом бурно обсуждали прочитанное. И распространялась эта библиотека, как на магнитных лентах ЕС ЭВМ, так и в машинных распечатках. Академгородок был зоной свободомыслия в те времена. Пар выпустили своевременно, поэтому во времена гласности и перестройки разоблачительные публикации «огоньков» не вызывали никаких эмоций. Я уверен, что будь у нас интернет, такое постепенное и критическое осмысление реалий истории в масштабах страны сохранило бы СССР.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть