Михаэль Дорфман: 11 сентября – дата, которая объединяет американцев

14 сентября 2011  11:39 Отправить по email
Печать

О последствиях трагедии 11 сентября для общественного сознания американцев в интервью корреспонденту ИА REX рассказал публицист из США Михаэль Дорфман.

БиБиСи подсчитали цену теракта 11 сентября – сотни тысяч жизней, триллионы долларов убытка. 99% – это не цена теракта, а цена панической реакции мира на теракт.

Трагический теракт 11 сентября 2001 запустил целый ряд процессов, показавших американцам неадекватность их представлений о себе – о своём универсализме, о своей демократичности, о своей толерантности. Америка ввязалась в ряд конфликтов (Афганистан, Ирак) из которых до сих пор не может достойно выйти.

ИА REX: СМИ пишут только о материальных последствиях трагического теракта. А как отразились эти события на взаимоотношениях между различными этносами в американском обществе?

Есть ещё множество вещей, которые нельзя подсчитать в деньгах. Среди них потеря свободы. Я ведь тоже испугался. Не самого теракта – я ведь полжизни прожил в Израиле. Я испугался истерики американцев. Я был в шоке от переименования жареной картошки из «французской» в «свободную», от публичных отказов журналистов от своей свободы в угоду «правому делу». Слишком многим хотелось быть на «правильной стороне свободы и демократии». Это вызвало настоящий столбняк американских СМИ, в течение трёх лет, некритически относившихся к действиям правительства, развязавшего две бесполезные и бесперспективные войны. Хотя свобода и заключается в том, чтобы не соглашаться и постоянно проверять, чья сторона «правильная».

11 сентября, многие блогеры запостили текст о том, что чтят память невинных, убитых исламскими террористами. Они бы обиделись, если бы прочли «иудейский» или «христианский» террорист. Исламофобская истерия пошла на убыль по сравнению с прошлым годом, когда вся Америка с пылом, достойным лучшего применения, обсуждала возможность создания мусульманского центра в Манхэттене, который утвердили все мыслимые комиссии. Казалось, вот-вот вспыхнут погромы.

Сейчас понятно, что не стоит преувеличивать это обсуждение. Разговоры подогревались умелым пиаром, и после прошлогодних выборов в ноябре прекратились, как по мановению волшебной палочки. Но ненависть осталась. Исламофобия – это современный антисемитизм.

ИА REX: Способна ли эта латентная ненависть и исламофобия вызвать ответную реакцию и привести к массовым беспорядкам в том же Нью-Йорке?

Нью-Йорк – это город, население которого в большинстве своём родилось не в Америке, а состоит из очень разных этнических групп. В любой точке мира это чревато постоянными конфликтами. В Нью-Йорке этого не случалось без малого 150 лет. Собственно, последний раз такие этнические беспорядки были в 1866 году. Их замечательно показал Мартин Скорсезе в «Бандах Нью-Йорка».

В районе Большого Нью-Йорка свыше 200 мечетей. На улицы города могло бы выйти несколько сот тысяч мусульман в честь окончания Рамадана. А, памятуя о том, что в «Марше миллиона чёрных мужчин», организованном лидером «Нации Ислама» Луисом Фарканом участвовали, по разным оценкам, от 400 тыс до 1,5-2-х миллионов человек, можно предположить, что могло бы выйти и больше.

Может, так и мудрей. В конце концов, они правы – демонстранты несли транспарант «Ислам в Манхэттене уже 400 лет». Я смотрел московские фотографии очень тихой и мирной, но, тем не менее, впечатляющей демонстрации спокойной мощи мусульманского сообщества Москвы в канун Идль-Фитр, Ураза-Байрам и понимал, что в Нью-Йорке это могло быть куда сильней. Да и противники мечети могли бы выставить куда больше людей.

ИА REX: Как отразился теракт 11 сентября 2001 на положение мусульман в американском обществе?

Теракт запустил процесс признания мусульман американским обществом. До того здесь предпочитали в глаза их не видеть, не считаться с их присутствием. А теперь не считаться уже больше нельзя. Сегодня происходит процесс, аналогичный тому, что было во времена Вьетнамской войны с выходцами с Дальнего Востока. Китайцев, корейцев, вьетнамцев, да и по старой памяти – японцев, здесь многие ненавидели не меньше, чем сейчас мусульман. Тоже ходили разговоры о «столкновении цивилизаций», «бамбуковом занавесе», о защите ценностей американской христианской цивилизации. Параноидальная публика призывала бойкотировать куклы-солдатики за то, что их одежки шили в Тайване. А какая дикая общественная истерика здесь разразилась, когда конкурс на проект мемориала в честь воинов, павших во Вьетнаме выиграла женщина-архитектор китайского происхождения.

ИА REX: Можно ли считать эту дату 11 сентября 2001 года переломной в развитии общественного сознания американцев?

Влиятельный политический историк Майкл Мандельбаум писал, что переломной датой новейшей истории США было вовсе не 11 сентября 2001. Куда важней 15 сентября 2008. Тогда банкротство «Леман Брозерс» вдруг высветило факт, что вся американская модель свободно-рыночного капитализма, и вместе с ним вся мировая экономика стоят на глиняных ногах.

11 сентября – это дата, которая объединяет, а не разъединяет американцев. И это даёт надежду.

Я надеюсь, что важной датой станет и 17-е сентября 2011 года. В этот день намечено захватить Уолл-Стрит, развернуть там палатки, кухни. Акция готовилась полгода, и организаторы надеются собрать 100 тыс человек. Тактика известная. Так побеждали в Тель-Авиве, так действовали индигнаты в Мадриде и Барселоне. Так выходили на демонстрацию на площади Тахрир в Каире, а ещё раньше – демонстранты на киевском Майдане. Теперь, как я и надеялся, революция приходит в Америку. Вроде уже пришла, хотя очень многие уверены, что «революций больше не будет».

Я опубликовал сообщение об акции на Уолл-Стрит на различных сайтах. Меня спрашивают: «Чего вы хотите?». Я не знаю. Пока лишь выразить свой протест и потребовать у власти решения проблем с безработицей, жильем, отсутствием уверенности в обществе. Мы хотим собраться, себя показать, на людей посмотреть, послушать, понять, о чём они думают. Нет лучшего способа проверить адекватность своих идей, чем в уличной дискуссии с незнакомыми людьми. Люди полны ненависти и недоверия к элитам, к официальному Вашингтону, независимо от того, кто у власти. Справа протест начался раньше. Левые выражали свой протест, голосуя за Барака Обаму. Обещанного изменения не произошло, шанс упущен, и теперь добиться социальной справедливости сможет лишь массовое движение протеста, вроде Движения за гражданские права 1960-х или Движение за охрану среды 1980-х годов. Для этого надо будет найти компромиссы с правыми в «политиках идентификации», потому, что классовые проблемы важней.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

Владимир
Карма: 15
18.09.2011 16:55, #1036
Вот это идиллия!
Если забыть, что амеры составляют 5% населения мира, производят 20% товаров и услуг и потребляют 40% мировых ресурсов (причем делают это коллективно, хотя, похоже, без сговора, но в сильно извращенной форме), то просто хочется встать на колени и просить прощения у великого американского народа. Кланяться и просить прощения. Не знаю, за что - я за свою жизнь, насколько помню, никаких преступлений не совершил, - но хочется каяться и просить прощения!
О, великий и мудрый, мужественный и отважный, терпеливый и отзывчивый, бескорыстный и благотворящий народ Америки! Прости меня, грешного и неразумного, за то, что я не верю твоим святыням и твоим словам!
Но я и сейчас НЕ ВЕРЮ.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть