Дипломатический скандал между Турцией и Израилем: мнения

5 сентября 2011  12:32 Отправить по email
Печать

Турция высылает из страны израильского посла и разрывает военные отношения с бывшей страной-союзником. Эксперты прокомментировали корреспонденту ИА REX дипломатический скандал между Турцией и Израилем.

ИА REX: В чём настоящие причины дипломатического демарша Турции?

Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук: Турция начинает нервничать, шарахаться из стороны в сторону, так как не может взвесить, понять до конца, чем закончится для неё процесс убоя Сирии. Конфликт с Израилем – из этого ряда, так как даже при самом общем анализе ясно, что убрав своими руками, по просьбе западной коалиции сирийский буфер, мусульманская Турция получает дополнительно ко всем своим вечным проблемам (курды и т.д.) ещё и проблемы с автоматически усилившимся Израилем.

По идее, Турции вообще не следует возглавлять действия Запада против Сирии, как минимум, дистанцировавшись от процесса, однако на такой открытый демарш Анкара пойти не в силах. Нельзя исключать и того, что «после Сирии и Ирана» Турция станет, на взгляд ЕС, США и Израиля, лишним элементом на Большом Кавказе, который можно легко заменить, например, более управляемой и мобильной Грузией. Это также придётся иметь в виду Анкаре, однозначно вставая на сторону Запада в начинающейся сирийской кампании. Турция уже предпринимала демонстративные попытки помощи палестинцам, однако ситуация требует от неё более открытых и конкретных действий.

Политконсультант Анатолий Вассерман: Сейчас Империя Добра вряд ли захочет самостоятельно нападать на Сирию. Вместо этого она старательно натравливает на неё Турцию. Самой же Турции и хочется, и колется. С одной стороны, нынешний всплеск активности деревенской глубинки, приведший к власти исламистов, вряд ли сможет остаться во внутренних границах: а постепенно оборачивается желанием возродить если не былую Османскую империю, то хотя бы влияние на страны, возникшие на её обломках.

С другой стороны, правительству вряд ли хочется нападать на страну, сопоставимую по силе и вооружению, да ещё и имеющую изрядный боевой опыт, хотя и достаточно давний: последнее открытое полномасштабное военное столкновение Израиля с Сирией случилось в 1973-м - но Турция-то уже девять десятилетий не воевала!

И особенно не хочется это делать во время, когда дальнейший ход экономического кризиса ещё неясен, и нет уверенности, что из него нет иных выходов, кроме войны. Конфронтация с Израилем - удобный выход общественной напряжённости и в то же время повод к отказу от войны с Сирией: она-то издавна враждебна Израилю.

Журналист и переводчик (Израиль) Даниэль Штайсслингер: Причина — в желании Турции увеличить влияние в арабском мире. В том же причина антиизраильской позиции Ирана. В данном случае, извинения или их отсутствие роли не играют. То есть, извинения сработали бы на рост авторитета Турции в мусульманском мире, но для Израиля это было бы демонстрацией отсутствия готовности защищать свои интересы. Что ещё больше усилило бы аппетиты противников.

Публицист и издатель (Нью-Йорк, США) Михаэль Дорфман: По-моему вопрос сформулирован некорректно. Надо бы спросить, а что стоит за решением Израиля не извиняться за убийство турецких граждан. Здесь явно ничего нет, кроме дешёвых понтов израильских политиков, которым важно показать своему избирателю, какие они крутые самцы альфа в ущерб жизненным интересам Израиля. Я уже год назад здесь говорил, что от налета на флотилию вреда куда больше чем пользы и старые силовые трюки больше не работают. Для Турции хорошие отношения с Израилем важны не меньше, чем их отношения с арабским миром. Турки берут на себя роль региональной сверхдержавы, а это не значит, что они самые крутые, а то, что они способны поддерживать мир и стабильность в регионе, выступать посредником в конфликтах. Я надеюсь, что это не конфликт Турции с Израилем, а крайним израильским правительством, которое залезло на слишком высокое дерево.

Настоящие причины турецкого демарша, именно в том, что заявляется, отказ Израиля принести официальные извинения и выплатить компенсации убитым турецких гражданам на борту турецкого судна. Если сравнить с первоначальными заявлениями турецкой стороны, что такие акты являлись раньше причиной для войны, то высылка посла – это явное смягчение позиции. Очевидно, израильтяне надеялись на посредничество Вашингтона, но там, видно, что-то не сработало.

Хуже другое. Турция прекращает всё военное сотрудничество с Израилем, а это ущерб на сотни миллионов долларов для израильской военной промышленности, выполнявшей заказы по модернизации турецких ВВС, подводного флота и т.д. Если турецкое правительство выполнит свою угрозу послать в район Газы боевые суда, то Турция располагает куда более внушительным флотом, чем Израиль. По сути, израильтяне никогда не воевали на море, из всех боевых операций израильских ВМС, самые известные – это нападение на безоружные суда Флотилии Свободы, да ещё потопление американского разведывательного судна Либерти в 1967 году.

Ещё хуже, что Комиссия ООН установила, что Израиль использовал чрезмерную силу при захвате судов. Это значит, что Турция, да и другие страны смогут возбудить судебное преследование против израильских военных и политиков, замешанных в деле с налетом на флотилию, а именно на премьер-министра Израиля, Натаниягу, министра обороны Барака, тогдашнего начальник генштаба АОИ Ашкенази и командующего ВМС Мерома, а также на офицеров низшего ранга, как в Турции, так и в странах, чье законодательство считает преследованием за военные преступления экстерриториальными.

Политконструктор Юрий Юрьев: В Турции "мусульманская партия" всегда дышала в спину партии правящей, военной. Кажется, эта конкуренция стала союзом против внешних сил, а Израиль лишь дал повод. Турция подождала, пока ситуация стала хронически необратимой, и приравняла действия Израиля к действиям пиратов. Тем самым найден баланс двух основных партий в Турции, которые ранее чуть ли не враждовали.

Зачем Турции военная риторика? Во-первых, легче управлять народом, когда присутствует угроза войны; во-вторых, можно поторговаться с НАТО и США; в-третьих, можно предстать региональными лидерами, перехватив роль вождей Ислама у Ирана и Каддафи; в-четвёртых, возможно расширить свои интересы на нефтяном шельфе Средиземноморья, в обмен на умиротворение; и подобных причин - множество.

Главным и неоспоримым выводом вижу то, что исламисты - тюрки показывают миру, что готовы дружить с исламистами-арабами против Израиля но по "международному праву". Теперь США будут как-то умиротворять Турцию, а возможно, и делиться нефтью, поскольку нужно задобрить не только власти, но и население. Но это первый слой логики, видимый. Во втором слое вероятна спецоперация США по перемещению общественного внимания и исламистской активности подальше от Ливии и Европы, в сторону Израиля и территорий, населённых этническими тюрками. И вместо перекрытия Гибралтара и Суэца - исламисты будут ориентированы на Израиль, разбивая свои разрозненные и вялые усилия об идеально милитаризованную и монолитную страну. Тем самым исламистский протест изойдёт на ноль по давно известной модели, где вместо убийц из стран НАТО мстители за вековую колонизацию поставят целью тех, кто непосредственно их не убивал, и тем самым погасят собственную мотивацию мстить.

Есть и третий слой логики. Он состоит в том, что Турция весь прошлый век вела себя, как хотела, периодами, чуть ли не вступая в полномасштабную войну с Грецией, тоже членом НАТО, что приводило к двум волнам, первая состояла в том, что туркам разрешали легко и просто переселяться в Европу, а вторая волна была волной инвестиций и задабриваний. Не исключено, что Турция действует с Израилем точно так же, как ранее с Грецией, одновременно вытаскивая средства у населения на милитаризацию, и у всех остальных тоже вытягивая "бакшиш".

Мне кажется, что Турцию несколько избаловало мировое сообщество, и находясь в оси "Берлин-Рим-Токио-Стамбул", Турция не понесла никакой ответственности за поддержку рабовладельческих устремлений рейха и стран оси. И теперь Турция надолго будет европейским "Infant Terrible", которому, как говорят исламисты, "иншалла", везло, везёт и везти будет, пока не остановят.

П олитолог, научный сотрудник института Кавказа (Армения) Грант Микаэлян: В этом обзоре я обрисую основные причины обострения отношений между Турцией и Израилем, при этом, не вдаваясь в детали отдельных инцидентов.

1. Турция

Турция - самое "западное" населённое мусульманами государство (если не считать Боснии). Если рассматривать Турцию в европейском контексте, то Турция слишком населена (уже приближается к Германии по населению), имеет слишком большой естественный прирост населения (в той же Германии - убыль; во Франции, которая показывает рост, заметная часть прироста - иммиграция), имеет слишком быстрорастущую экономику и промышленность (хотя сегодня по подушному доходу она всё ещё отстаёт даже от Румынии), помимо этого, она в целом довольно традиционна, чересчур религиозна для Европы, и недостаточно демократична. Территория Турции также больше, чем любой страны объединённой Европы. Так, по памяти территория Франции составляет 540 тыс квадратных км, а Турции - 780 тыс квадратных км. Помимо этого, в Европе уже имеется сложившийся расклад сил и активность Турции способна серьёзно его нарушить, особенно с учётом многочисленной турецкой диаспоры в странах центральной и западной Европы. Можно быть уверенными, что в нынешнем виде (при сохранении всех перечисленных факторов) Турция не будет включена в объединённую Европу никогда. Проект евроинтеграции Турции, который в разных формах, проходил уже на протяжении 50 лет, наткнулся на непреодолимые препятствия.

Все эти обстоятельства отталкивают Европу от Турции, равно как и наоборот, при этом подогревая в самой Турции консервативные настроения, и ностальгию по Османской империи, когда Турция сама диктовала небольшим соседям свою волю (хотя приравнивать Османскую империю - халифат и нынешнюю Турцию не совсем корректно с исторической точки зрения). Болгария и Греция строят стены на границе с Турцией. Таким образом, возможность Турции по проявлению активности на западном направлении крайне ограничена. Однако сильное желание стать великой державой, распространенное как во власти, так и в наиболее активной части электората, толкает Турцию на другие свершения.

Один из прошлых проектов Турции по экспорту своего могущества во внешний мир - пантюркизм/ в широком виде - пантуранизм. В целом на сегодня пантуранизм мертв и неактуален для большинства тюркских народов. Однако для некоторых все же тюркское единство - не пустой звук - в частности, Азербайджан, активно сотрудничает с Турцией, чаще всего в форме дружбы "против" Армении (поэтому, как только Турция начала вести диалог с Арменией, это привело к разрыву братских отношений с Азербайджаном). Кроме этого, Турция время от времени возвышает голос в поддержку тюркских народов, не имеющих государственности - уйгуров или на неофициальном уровне - иранских азербайджанцев, также проявляя некоторую активность по направлению гагаузов в Молдове, крымских татар в Украине и туркоманов Ирака.

Ещё один турецкий проект - неоосманизм - доминирование на территории бывшей Османской империи и - в более широком смысле - активное вмешательство в дела соседей. Одним из проявлений этой политики был диалог с Арменией, также сюда следует отнести активность на Северном Кавказе, широкое участие в экономике Грузии, выдвижение "платформы стабильности на Кавказе" после августовской войны 2008 года, а также попытки усилить влияние на Балканах.

Поскольку ни пантуранизм, ни неоосманизм, ни евроинтеграция на сегодня не являются жизнеспособными проектами, Турция решила попробовать силы в мусульманском мире, в частности, на Ближнем Востоке. Частично это также пересекается с проектом неоосманизма; в течение последних лет заметно улучшились отношения Турции с Сирией, Ливаном, Ираном и др. (стоит отметить, что в свете последних событий все может измениться). С одной стороны, в исламском мире уже есть несколько крупных игроков: таковы Саудовская Аравия, Египет, Иран (собственно арабами воспринимается настороженно) и Турцию здесь не особо ждут, однако есть и фактор, благоприятствующий усилению турецкого влияния на регион.

Арабская улица бурлит, требует перемен, она недовольна сложившейся в регионе ситуацией, она недовольна своим экономическим положением и пр.; кроме того, на арабском востоке также продолжается прирост населения; прирост ресурсов поспевает далеко не везде. Если арабская улица требует объединения исламского мира с целью коллективной борьбы за предположительно существующие общие интересы в виде борьбы с постхристианским миром, то лидеры арабских государств имеют совершенно другую точку зрения на происходящее. Большинству из них выгоднее сотрудничать с США и вести разнонаправленную политику, чем бороться с пресловутым неоколониализмом, тем более что в некоторых случаях от глобализации выигрывают не только правящие режимы, а и широкие слои населения (имеются в виду в первую очередь нефтяные монархии Персидского залива).

Турция предлагает себя региону как лидер, способный представлять интересы более слабых мусульманских стран и мусульманских анклавов там, где происходит конфликт между мусульманами и немусульманами. Больной темой для арабо-исламского мира вот уже полвека является Палестина и в том числе Сектор Газа. Поэтому именно там Турция проявила заметную активность, особенно в последние два года, начиная от обвинения Израиля в геноциде палестинцев и до полного разрыва отношений с Израилем и объявления о патрулировании турецким флотом юго-восточного Средиземноморья. В результате, поддержка Турции на Ближнем Востоке заметно выросла, что показывают данные социологических опросов (см. на сайте института TESEV).

2. Израиль

Если же говорить об Израиле, то и с той стороны имелись предпосылки к подобному развитию ситуации. Во-первых, блокада - абсолютно неэффективный метод решения конфликтных ситуаций - это отлично демонстрирует ситуация на Кавказе, где каждая вторая граница закрыта, а блокада следует за завершением этнополитических конфликтов, однако решению конфликтов это совершенно не способствует, более того, конфликты за последние годы лишь усугубились. Следует также отметить, что Египет, ранее поддерживавший Израиль в блокаде Газы, после революции отменил блокаду, согласно сообщениям СМИ.

Израиль в отношении Сектора Газа демонстрирует абсолютно негибкий подход, создав там подобие гетто, что с каждым годом все более воспринимается внешним миром как анахронизм или эхо эпохи колониализма. Израилем было допущено несколько ошибок, в частности, операция Литой свинец и война с Хизбаллой в Ливане в 2006 году не воспринимались как легитимные внешним миром, помимо этого, не достигли своих задач и вызвали негативную реакцию в мире, особенно в арабских странах и в левых кругах на Западе.

Есть и еще один фактор: Израиль имел хорошие отношения и высокий уровень сотрудничества в регионе лишь с Турцией, будучи при этом зажатым между недружелюбно настроенных соседей. Турция также не может похвастаться доброжелательным окружением, однако конфликтам Турции с соседями порядка ста лет и многие из них потеряли свою остроту. Турция - большая страна, окруженная морями, что также отличает ее от Израиля, почти вся территория которого простреливается их палестинских анклавов. Поэтому Турция считала себя вправе быть первым среди равных в отношениях с Израилем или даже "старшим партнером". Так, турецкие политики заявляли ранее, что для Турции потеря отношений с Израилем гораздо менее значима, чем для Израиля разрыв с Турцией. Израиль отверг подобную схему отношений, а Турция уже слишком далеко зашла, чтобы остановиться, и сегодня отношения Израиля с Турцией разорваны, и будут продолжать ухудшаться в будущем.

Все перечисленное и создает картину происходящего в регионе: это основные факторы, оказывающие долговременное влияние на развитие ситуации. Детали, такие как ситуация с турецкой экспедицией в Газу, ряд дипломатических скандалов и пр., лишь добавляют штрихи к этой картине.

Политолог, эксперт по СМИ и PR-технологиям (Азербайджан) Али Гаджизаде:

Думаю, ничего удивительного в этом нет, всё шло к этому, начиная с давосского инцидента между Пересом и Эрдоганом. Уже тогда стало ясно, что Эрдоган взял курс на конфронтацию с Израилем. Случай с «Мави Марамара» это всего лишь один эпизод этой конфронтации не исключено что будут ещё. Разрывая военное сотрудничество с Израилем, Эрдоган также вставляет палки в колеса турецкой оборонной промышленности, но дивиденды, которые он планирует от этого получить, кажутся ему ценнее, чем сотрудничество с Израилем.

Очевидно, стремительное развитие событий в арабском мире заставляет Эрдогана поспешить и по быстрее «избавиться» от Израиля. Эрдоган считает, что в обмен на Израиль он получит арабский мир, или его часть. Нужно отдать ему должное определенную симпатию арабской улицы ему удалось получить. Сейчас фактически полностью разорвав отношения с Израилем, Эрдоган может сосредоточиться на арабском мире. Достигнет ли он ощутимого успеха в этом направлении, покажет время.

Напоминаем, что власти Турции объявили о высылке посла Израиля в Анкаре Габи Леви и снижении дипломатических отношений с Израилем до уровня второго секретаря посольства после отказа Тель-Авива принести официальные извинения за атаку на "Флотилию свободы" в 2010 году.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть