Может ли запрет на рекламу пива увеличить потребление водки: мнения

По мнению писательницы Татьяны Толстой, запрет на рекламу пива приведёт к тому, что люди станут пить больше водки. Эксперты сомневаются в справедливости подобного утверждения
3 августа 2011  13:36 Отправить по email
Печать

Сайт «Инопресса» опубликовал перевод статьи видной российской интеллектуалки и писательницы Татьяны Толстой. Оригинал был предложен аудитории англоязычного «Business Week». «На днях президент Медведев подписал закон, ограничивающий рекламу пива и его продажу. К сожалению, это решение может означать только одно: лобби водочных производителей одержало верх над лобби пивоваров. Состояние здоровья граждан не улучшится. Молодые любители пива не потянутся за апельсиновым соком. Пиво просто подорожает, и люди вернутся к своей любимой водке», — отметила писательница. Эксперты прокомментировали корреспонденту ИА REX мнение Татьяны Толстой о законе и русских традициях распития спиртных напитков.

ИА REX: Согласны ли вы с тем, что лобби водочных производителей одержало верх над лобби пивоваров? Права ли правнучка писателя, что «русские пьют не столько ради вкуса, столько ради эффекта отупления мозга, а с этим лучше справляются крепкие напитки, особенно плохо очищенный спирт»?

Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук: Наивно связывать ограничение рекламы и продажи пива с возможным уменьшением его реального потребления — достаточно того примера, что несколько лет назад телевизионную пивную рекламу загнали на ночное время, но этот декоративный шаг не изменил ничего. Тем более, нельзя сказать, что на этом фоне «победили производители водки». Пиво как пили, так и будут пить, пока пивная реклама не будет в корне модернизирована или не исчезнет вообще. С водкой будет тоже самое. Пить будут и то, и другое, причём в возрастающих объёмах. Тоже самое относится к вину. На всех кухнях за один праздник пьют всё, что есть в доме или в ближайшем ларьке, никогда не подразделяя алкоголь на виды, сорта и год выпуска.

В отношении бесконечного процесса по отнесению пива к спиртным напиткам — отдельный вопрос к государству. Спиртные напитки, по определению — абсолютно все, приняв которые человек балдеет. Какое ещё дополнительное юридическое определение здесь требуется? Если законодателям это не ясно, то при принятии соответствующих законов действие алкоголя надо проверять прямо на них. А если это до сих пор не очевидно для государства, то ответ здесь может быть только один: представители власти наглухо связаны с производителями алкоголя, имея соответствующий личный доход от тотальной торговли пивом.

Реклама и продажа пива — как «неалкогольного» продукта — должна быть законодательно связана с обязанностью всех членов семьи пивного производителя употреблять данный прохладительный напиток в количестве не менее трёх бутылок в день. Включая грудных младенцев и старух. Пусть демонстрируют на себе его целительные свойства. И пока глава семьи выпускает пиво — семья выполняет эту приятную и полезную общественную нагрузку.

Есть нестандартные программы по фактическому ограничению пивных покупок со стороны, по крайней мере, российских подростков — причём никак не связанных с ограничением продажи пива как таковой. Эти проекты не имеют ничего общего с методиками в стиле «капля никотина убивает лошадь». Однако государству они не выгодны, поэтому денег на них никто выделять не собирается. Не буду раскрывать детали эксклюзива, замечу только, что если бы образ пьющего пиво человека ассоциировался во всех российских головах не с продвинутым подростком, а с вонючим, потным мужланом в растянутой майке, с липкой трёхлитровой банкой пива (непременно в сетке типа «авоська»), то даже такая мелочь начала играть свою великую социальную роль.

Полное исчезновение пивной рекламы невозможно в принципе: рыночное государство активно зарабатывает деньги на своих согражданах, спрос рождает предложение и т.п. Все разговоры о трезвом патриотизме вокруг этого процесса — неизбежная «отмазка» государства перед собственной страной, обществом и родителями пьющих подростков.

Русские пьют не оттого, что их заставил Пётр Первый, и не потому, что у русского народа ментальная тяга к спиртному. Во все века причины были разные. К примеру, сегодня россияне пьют потому, что получаемых ими денег (после необходимых вычетов на плату за жильё, еду и т.д.) хватает только на то, чтобы выпить и ненадолго выпасть из жёстокой реальности, где этот пьющий человек и его дети не нужны никому. Если бы цены не росли ежедневно, если бы работающий россиянин хоть что-то мог копить, без всех этих каторжных кредитов и ипотек, то значительная часть людей, так или иначе, взяла бы себя в руки.

Журналист Игорь Богатырёв: Я, в общем-то, не вижу связи между запретом рекламы пива и всеобщим спаиванием водкой, которую обнаружила мадам Толстая. Может и правда, русские пьют «не столько ради вкуса», но если бы соответствовало истине и продолжение её цитаты, так они и безо всякой рекламы предпочитали бы пить не пиво или вино, а исключительно водку, самогон и спирт. Но этого почему-то как-то не наблюдается. Более того, по статистике наша страна даже не является лидером, или одним из лидеров, в поглощении алкоголя на душу населения. Или всё это держалось на рекламе пива? Ну — тогда извините...

Что же до самой рекламы, то считаю, что любые, вредные для здоровья личности и общества продукты (включая и водку, и пиво), хоть, несомненно, должны быть доступными, — у нас же либеральное общество, — но вот реклама их, пропаганда, должны быть полностью запрещены. Так что запрет совершенно правилен.

Журналист и блогер из Львова Александр Хохулин: Свою личную священную войну водочным олигархам я объявил в конце прошлого тысячелетия, отметив полувековой юбилей. Одержал решительную медикаментозную победу и теперь в ожидании моего ближайшего 70-летнего торжества водочное лобби только бессильно скрипит зубами.

Рассуждения известной российской интеллектуалки о самогоне, водке, пиве и политике чем-то сродни моим собственным мыслям о нынешних девушках и сексе — чувствуются глубокая компетентность и всепроникающая прозорливость.

О российской молодёжи знаю мало. У нас на Украине каждый день вижу мальчиков и девочек, непомерно пьющих пиво — при наличии строгих запретов. Являюсь решительным сторонником ограничений на рекламу и продажу пива.

Переводчик и IT-предприниматель из США Фёдор Толстой: Как писали маркетологи, пивовар — конкурент не производителю водки, а производителю футбольных мячей, а также производителю презервативов. Я оцениваю запрет рекламы пива положительно — она ассоциировала нездоровую привычку со здоровым образом жизни: спортом, встречами молодёжи и т.п. При этом не думаю, что её требовало именно водочное лобби.

Рассуждения на тему «ради чего русские пьют» — неверно по сути, ибо русские бывают разные. Многие пьют ради вкуса, культура «красивого застолья» получает всё большее распространение, особенно с укреплением российского среднего класса.

Политконструктор Юрий Юрьев: Я не вижу в этом указе битв производителей водки и пивоваров. Это обычная державная жадность — снять больше поборов с популярного сезонного товара. Если бы была борьба с пивом, то поощряли бы соки отечественного производителя, квасы, морсы и нашли бы для этого рычаги, как при антиалкогольной кампании Андропова. Если бы это было поощрение водки, то снизили бы цены на водку.

Русские пьют водку потому, что русские много воевали. А водка на войне и греет изнутри, и дезинфицирует снаружи, в общем — лечит. Массовая привычка к водке от «фронтовых 100 грамм», а в тылу было лишь немногим легче, чем на фронте. Вот и родилась привычка «взбадриваться» энергетически ценной в калориях водкой. Кстати, русские пьют не больше англосаксов, германцев, скандинавов и даже французов, а если русские пьют чуть больше испанцев, так в Испании такой жаркий климат, что там можно опьянеть и от кваса. Зато русские не курят массово гашиш, действительно отупляющий мозг, не потребляли массово кока-колу с экстрактом коки, и, как правило, «знают меру», в отличие от многих иных.

Напомним, что, по мнению Татьяны Толстой, «ключ к отношениям России со спиртным — не действия царей, не религия, а склонность к крайностям, заложенная в национальном менталитете. Умеренность в любой форме, будь то вежливость или осторожность, воспринимается как слабость. Русский мачо не остановится, пока не ублажит себя всецело и не упадёт замертво». Основываясь на личном опыте, Толстая заявляет, что хороший самогон намного лучше магазинной водки: «дешевый, чистый, по вкусу немного похож на скандинавскую водку — аквавит, крепость — почти 100 градусов, плюс возбуждающее ощущение, что ты нарушаешь закон. Люди всё равно будут варить самогон и пить, не считаясь с законами».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть