Давид Эйдельман: Вторая Мировая Война - столкновение идеологий

11 мая 2011  12:58 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, политолог и политтехнолог из Израиля Давид Эйдельман предложил свою формулу, позволяющую понять, в чем состоит коренное различие между двумя идеологиями, сошедшимися на полях Второй Мировой войны, вне зависимости, как от моральных качеств, так и от политических методик тех или иных лидеров и их групп поддержки.

«Война, на мой взгляд, была глобальным противостоянием между двумя взглядами на мир. Я много раз говорил это, но могу повторить и заново. Ведь недаром Вторую Мировую называют идеологическим столкновением. Речь шла о столкновении двух систем ценностей и моральных координат. Здесь необходимо определить противоположные идеологические полюса. С одной стороны было мировоззрение, что люди созданы равными. Потом там могли быть уточнения: как советские, что все равны, но некоторые равнее, так и капиталистические, где с одной стороны равенство всех перед законом, но неравенство в доходах, в распределение благ, в доходах и т.д. Но базисно и западные демократии и СССР строились на наследстве Великой Французской Революции. В отличие от второй идеологии, идеологии нацисткой Германии и её союзников. Вторая идеологическая схема утверждала — люди не созданы равными. Из второй идеологии происходит небесспорное следствие — что раз люди не равны, то они могут быть выше или ниже просто по праву рождения, и высшие могут решать свои проблемы за счет низших. Есть нации, которые по мысли Гитлера, должны быть хозяевами, есть народы, которые должны быть рабами, есть недочеловеки, есть и те, которых следует целенаправленно уничтожать», — рассказал эксперт.

По его мнению, на одной стороне находился нацистский проект «новой Европы» (а в перспективе и мира), основанный на расовой иерархии. В ее рамках судьба каждого человека определялась фактом его принадлежности к тому или иному народу или расе, а судьба каждого народа или расы — местом в иерархической пирамиде, сотворенной идеологами национал-социализма.

«Помимо близкой мне темы Катастрофы европейского еврейства, есть и другие темы на которых можно подробно проиллюстрировать различие в способах ведения „третьим рейхом“ войны на западе и востоке Европы, в отношении к военнопленным и мирному населению — которые наилучшим образом иллюстрируют эту иерархичность нацистского сознания. Даже если оставить в стороне эмоции, на минуту забыть о концлагерях и тактике выжженной земли, мир Гитлера и его последователей трудно описать иначе как мир иерархического коллективизма, основанного на расовом, биологическом факторе. Человечеству во всём его живом разнообразии (политическом, культурном, религиозном) противостояла не конкретная страна Германия, а тоже своего рода интернационал, объединивший коалицию нацистских идеологий: НСДАП; японских милитаристов под первобытным синтоистским соусом; хорватских нацистов — усташих под соусом католическим; румынских, наоборот, под православным; эсэсовское казачество атамана Краснова и так далее. Здесь глорифируемая ныне в Украине ОУН — Организация Украинских Националистов — занимает своё законное место», — считает Давид Эйдельман.

Он уверен, что нацизм готовил гораздо более жесткое расовое распределение, чем средневековое деление по сословиям.

«Это мир человеческих стай, в котором отдельный человек важен только как член той или иной группы, к которой он приписывается в момент своего рождения. Как „ариец“, славянин, еврей или „смешанный тип“. Нацизм готовил миру куда более жесткую иерархию, чем была сословная иерархия средневековья, основанная на распределении социальных ролей. Немногие немцы, сохранившие в 1939–1945 годах способность к независимому мышлению, понимали это. Генерал Хеннинг фон Тресков, прусский дворянин, участвовавший в неудачном заговоре против Гитлера 20 июля 1944 года, говорил своим близким: „Без таких понятий как свобода, понимание и сочувствие, свойственные нам дисциплина и исполнительность вырождаются в бездушное солдафонство и узколобый фанатизм“», — отметил экпсперт.

Он придерживается мнения, что на другой стороне конфликта двух миров стояла пестрая и на первый взгляд нелогичная коалиция западных демократов и советских коммунистов.

«Тем не менее, западных союзников и СССР объединяло и кое-что помимо общей политической заинтересованности в поражении „третьего рейха“. Это было отрицание расово-иерархического типа общества, к которому стремился нацизм. Мир человеческих стай и расовой иерархии противостоял миру „просто“ людей с их правами и обязанностями, не привязанными однозначно к расовому и этническому происхождению, к приговору биологии», — отметил Давид Эйдельман.

Он также напомнил, что в последнее время либеральными кругами Запада и их постсоветскими последователями прилагаются отчаянные усилия в попытке приравнять СССР к фашистской Германии, Сталина к Гитлеру, социализм к фашизму.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть