20 апреля в России впервые проводят Национальный день донора. В этот день, в 1832 году в Санкт-Петербурге российский врач-акушер Андрей Митрофанович Вольф впервые в мире совершил операцию по переливанию крови, перелив роженице кровь её мужа, чем спас жизнь ей и её ребёнку. О современном состоянии донорства в Москве, его проблемах и потребностях корреспонденту ИА REX рассказал заслуженный врач России, заместитель главного врача по пропаганде донорства Станции переливания крови Департамента здравоохранения города Москвы Владимир Потапский.
ИА REX: На недавнем заседании в Мосгордуме вы говорили о снижении количества доноров в Москве за I квартал 2011 года.
Действительно есть снижение около 10%. Раньше была городская целевая программа, она выполнялась и за счёт неё в 2009-2010 годах был значительный прирост количества доноров, но программа закончила свою работу и количество стало снижаться.
ИА REX: А сколько доноров сдают кровь в среднем за месяц?
Если до 2008 года количество доноров в городе было около 6-8 человек на тысячу населения, то после программы эта цифра увеличилось до 16. А за 2010 год она достигла 21-22 кроводач на тысячу. Это так называемые донации, то есть не количество людей, а то, сколько раз приходили сдавать кровь. Люди стали сдавать по нескольку раз и за счёт этого количество донаций увеличилось.
Из-за чего пошло снижение? Во-первых, сейчас мы наблюдаем тенденцию снижения агитации по средствам массовой информации. Во-вторых, приток доноров из коммерческих предприятий, а их в Москве больше половины, составляет всего лишь 0,2% от общего числа доноров. Видимо, нужно некое административное решение вопроса по донороству. Нужен либо указ мэра Москвы, либо постановление Правительства столицы для руководителей предприятий, учреждений и учебных заведений. Необходимо донести, что донорство необходимо сегодня, сейчас, каждый час и каждый день. Лечебные учреждения Москвы не испытывают недостатка в крови — мы их полностью обеспечиваем, но потенциальные запасы крови уменьшаются и её приходится закупать в регионах.
ИА REX: Что касается открытия федеральной службы крови, куда эта кровь идёт?
В Москве есть лечебные учреждения разной направленности. Мы - служба крови города Москвы - обеспечиваем кровью и её компонентами только городские лечебные учреждения. Но в столице ещё есть лечебные учреждения федерального подчинения. Также есть ведомственные службы крови. Например, Министерство обороны и многие другие.
Нужно думать о создании единой службы крови. То есть жить по соседству и в доброте: если у вас нет крови, то мы займём, если у нас нет, то вы. Единая система подразумевает единую базу доноров, единое руководство и единое финансирование. Допустим, службу крови города Москвы обеспечивает Правительство города. Закупает оборудование, выделяет денежные средств и так далее. А федеральную обеспечивает Правительство РФ. В 2009 году с началом кризиса мы получили на программу не так много.
ИА REX: Есть ли единая база доноров или у каждой станции переливания, каждого ведомства своя?
Москва — единственный город, где существует единый донорский центр. То есть все доноры, которые регистрируются на станции переливания крови, а также в лечебных учреждениях, которые подчинены городу, попадают в единую базу данных. Но если они пошли в федеральную базу или Министерство обороны, то у нас они не учитываются. Но базу данных доноров Москвы мы ведём.
Наша служба крови представляется станцией переливания крови — это головное учреждение, также есть филиал в Царицыно,16 станций переливания крови при ведущих городских клиниках и 132 кабинета. Станции открыты при Боткинской больнице, НИИ им. Склифасовского и так далее.
ИА REX Основные доноры — это студенты?
Да, более 60% первичных доноров составляют студенты высших и средних учебных заведений. Но из 368 государственных высших и средних учебных заведений Москвы централизовано сдают кровь лишь студенты 40. А всего вместе с негосударственными учреждениями в столице свыше 700 колледжей, институтов и университетов. Хотелось бы подключить и их тоже.
ИА REX: Вы говорили,что необходимо некое законодательное закрепление донорства.
Смотрите. Вы руководитель предприятия и у вас есть тысяча сотрудников. Вы обязаны заботиться об их состоянии здоровья? Обязаны. Значит, вы должны принять все меры для того, чтобы у вас был запас крови. Потому что искусственной крови не существует и никто нигде её не возьмёт, кроме как сдать самим для себя.
Например, если бы я был руководителем, то из 1000 человек нашёл бы 200 доноров, провёл бы соответственную работу. А если у кого-то своё хозяйство, то почему я должен своих людей агитировать для него? Например, банковские организации не хотят в этом участвовать. Где взять кровь? Её нигде не встанешь и не купишь.
Донорство всегда было государственной задачей. Это не задача докторов, мы должны лишь встретить донора, заготовить и сохранить кровь, передать её в лечебные учреждения. А не ходить и упрашивать кого-то стать донором. Это не задача врачей или студентов, а государства. Соответственно, должно быть какое-то, скажем так, «силовое» в кавычках решение данного вопроса. Если ты руководитель, то ты обязан провести работу со своими подчинёнными, чтобы у тебя были свои 50-200 доноров на тысячу сотрудников.
ИА REX: Но вы же понимаете, что экономическое стимулирование гораздо эффективнее. Объясните, почему я должен бесплатно идти и проявлять доброту, отдавать кровь, а вы или он нет? Вы знаете, на Западе, взять любую европейскую столицу, меньше 50 доноров на 1000 человек нет нигде. Причём, за это не платят больших денег. Потому что на первом месте стоит не денежный, а социальный фактор, и донор — это национальный герой. У него льготы, первоочередное обеспечение работой, лечением, скидки в магазинах и так далее. Ведь мы, доктора, не можем прийти и сказать: «Сдай кровь и мы тебя завтра бесплатно обеспечим каким-то благами». У нас нет таких средств и полномочий, а у государства есть.
Даже если мы будем платить не 500 рублей, а 2 или 3 тыс, доноры в необходимом количестве всё равно не придут. Нужна агитация и пропаганда, которой нет. Раньше этим занимался Российский красный крест, но сейчас его нет. Кроме того, агитация стоит денег и у нас таких средств нет. Мы могли бы выступать каждый день по телевидению и так далее, но кто за это будет платить?
ИА REX: А общественные и студенческие движения могут помочь с социальной рекламой?
Общественные движения много делают, но это всё равно капля в море. Они могут устроить акцию, собрать людей, но потом опять всё затихнет. Смотрите, если случается какая-то беда, теракт в метро или аэропорту, у нас выстраивается очередь из доноров. Проходит 2-3 дня и опять никого. Это не должно быть импульсивным и спонтанным действием, необходима каждодневная и кропотливая работа и без государственной поддержки не обойтись.
В плане воспитания идеи донорства мы с 1990-х годов потеряли уже 2 поколения. Когда вы в последний раз слышали, чтобы была какая-то регулярная телевизионная программа или рекламные ролики о донорстве? Всё от случая к случаю. Зато мы чётко знаем, что такое кариес.
ИА REX: Вы сказали, что запас крови понемногу уменьшается.
Служба города Москвы на сегодняшний день в состоянии полностью обеспечить кровью все лечебные учреждения, в том числе и на период чрезвычайных ситуаций.
Смотрите, если случилось ЧП и человек пришёл сдавать кровь, то она не сразу поступает в больницы. Компоненты крови имеют свой срок годности, инкубационный период и так далее. То есть мы выдаём из запасов, а пополняют их те, кто приходит.
Мы можем обеспечить и обеспечиваем больницы, но это даётся тем, что снижаются запасы и Москве приходится закупать кровь в регионах. В Воронежской, Курской, Саратовской и других областях.
ИА REX: Как вы работаете во время чрезвычайных ситуаций? Каким образом поставляется кровь в больницы? Есть ли определённый регламент?
На станции переливания крови существует специальный отдел, который работает круглосуточно. Там постоянно присутствует дежурная служба, которая располагает запасами компонентов крови на период чрезвычайных ситуаций и экстренных случаев. Если есть большое количество пострадавших, то мы переходим на усиленный режим работы, удлиняется рабочий день, если нужно, то мы работаем в 2 смены и выходные. А так мы работаем каждый день, а с 2008 года ещё и каждую 2 и 4 субботу.
ИА REX: Какими параметрами должен обладать потенциальный донор? Как происходит забор крови?
Донором крови может быть каждый гражданин РФ, которому исполнилось 18 лет и который добровольно хочет стать донором. Есть прямые и косвенные противопоказания. У него должны отсутствовать серьёзные хронические заболевания и он не должен ближайшее время ложиться на операцию. То есть человек должен быть здоровым.
Также, мы берём доноров только из Москвы и Московской области. Потому что плазма крови проходит шестимесячный карантин, после чего мы повторно обязаны пригласить донора и он должен ещё раз сдать анализы. И только если они нормальные, эта плазма крови выдаётся в лечебные учреждения. А если он приехал из Красноярского края, отдал кровь и уехал назад, то плазма утилизируется и переводится на выпуск каких-то медикаментов. Нам важно, чтобы донорами были жители Москвы и МО или те, которые работают в регионе на постоянной основе, имеют регистрацию.
Анализы мы делаем сами. Приходит донор с паспортом, обращается в регистратуру. Затем, с помощью нашей базы данных, мы проверяем не числится ли он в туберкулёзных или венерических диспансерах. Если нет, то кандидат заполняет анкету с вопросами и подписывается. Затем, если он отвечает всем указанным критерием и весит более 50 кг, то донор проходит лабораторные обследования. Определяется количество гемоглобина, группа крови, резус-фактор. После этого его осматривает врач-трансфизиолог и задаёт дополнительные вопросы. Если всё в порядке, то человек допускается к кроводаче. Он отдаёт 450 мл крови, ещё 20 мл забирается на анализы. После всего донор пьёт чай и получает справку. Каждому донору по закону положено 2 отгула — в день кроводачи и на следующий. Но если он нормально себя чувствует и пошёл работать, то он может эти дни присоединить к отпуску или взять их позднее. Также донор получает 500 рублей вместо питания. По закону мы должны кормить его обедом, но мы любим одно, он другое, поэтому принято решение выплачивать деньги.
Затем идёт лабораторная диагностика. Мы определяем все виды гепатитов (их 4), сифилис и ВИЧ. Если находится какая-то инфекция, то донор в конфиденциальном порядке уведомляется. Ему звонят и советуют, куда лучше всего обратиться с данной проблемой. Мы полностью сохраняем врачебную тайну, донор не должен бояться - если мы что-то обнаружим, то никуда и никому не сообщим. Он сам тихо и аккуратно пройдёт нужные инстанции. Если же кровь донора идёт на плазму, то через полгода его приглашают повторно.
ИА REX: Как часто можно сдавать кровь?
Мужчинам можно сдавать кровь 1 раз в 2 месяца, а женщинам, в силу физиологии, 1 раз в 3 месяца. То есть мужчины могут быть донорами 5 раз в год, а женщины — 4. Доноры плазмы могут быть донорами 1 раз в 2 недели, но не более 20 раз в год.
ИА REX: 20 апреля в России проводят Национальный день донора крови. Какой раз он проходит? Приносит ли он свои плоды?
До этого года мы проводили только Всемирный день донора, он проходит 16 июня. А 20 апреля этого года первый раз проводят Национальный день донора. Это число выбрано не случайно. 20 апреля 1832 года в Санкт-Петербурге врач-акушер Андрей Митрофанович Вольф впервые в России и мире перелил кровь роженице от её мужа, чем спас её жизнь и жизнь её ребёнка. Также, начиная с прошлого года, в первую субботу каждого августа проводят Всероссийский день донора.
ИА REX: А ваши сотрудники сдают кровь?
Около 60% наших сотрудников — это почётные доноры СССР и России. Когда случается какое-то происшествие и нет ничего, то «доктора и медсёстры бросаются на амбразуру». У нас есть операционная сестра, мать троих детей, которая стала почётным донором в 25 лет.
ИА REX: Раньше за донорство выдавали особые значки, а сейчас дают?
Когда человек приходит первый раз мы ему вручаем капельку крови. Такую пока нигде больше не вручают. Также в нашей службе третий год студентам вручают разные значки на 3, 5 или 7 кроводач. Они ими потом хвастаются между собой.
Для тех, кто сдаёт 10 раз и более предназначен бронзовый, 15 раз — серебряный, 20 раз — золотой. Те, кто сделал 20 кроводач и 30 плазмодач, получают знак «Почётный донор Москвы». Всё это работает с 2009 года.
ИА REX: До какого возраста можно быть донором?
По закону РФ верхней планки границы донорства нет. У нас есть доноры, которым 70-75 лет. Если состояние здоровья позволяет, то донором можно быть от 18 лет и до бесконечности.


Комментарии читателей (0):