Правила транспортировки нефти: что изменилось после начала СВО

15 июня 2023  16:02 Отправить по email
Печать

Несмотря на то, что ученые всего мира пытаются найти эффективную альтернативу существующим энергоресурсам, нефть и газ остаются ключевыми элементами энергобезопасности стран. Транспортировка этих ресурсов имеет колоссальное значение. Потребители получают недостающие топливные и энергетические продукты, а поставщики обеспечивают себе существенное пополнение бюджета.

На протяжении многих десятилетий нефть и газ считаются ключевыми экспортными продуктами, от которых зависит экономическое благополучие многих стран мира. Их перевозка особенно выгодна для транспортного комплекса. Он является важнейшим составным элементом как национальной, так и международной логистики. Именно поэтому были созданы специальные институты и нормативные акты, регулирующие взаимоотношения стран в сегменте транспортировки.

Необходимость в формировании единого свода правил возникла из-за ряда организационно-правовых проблем:

  • контроль за экспортными и импортными потоками, то есть перекачка нефти и нефтепродуктов из одной страны в другую;
  • регулирование транспортных потоков, то есть перекачка нефти через территорию страны-посредника;
  • гармонизация законодательств сопредельных стран в сегменте транспортировки энергоресурсов и их соотношение с международными правилами.

В настоящий момент транспортировка нефти осуществляется двумя путями:

  1. Морские перевозки. Страны-поставщики создают специальные танкерные торговые флота для осуществления перевозки нефтепродуктов.
  2. Магистральные трубопроводы. Они сосредоточены преимущественно на территории Евразии.

Поскольку нефть и нефтепродукты являются одним из ключевых элементов мировой торговли, их продажа и транспортировка нуждается в особом законодательном регулировании. Каждая страна, участвующая в процессе логистики, ориентируется на собственную законодательную базу. Которая, в свою очередь, приводится к нормам международной политики.

Одним из важнейших элементов международного взаимодействия в сфере транспортировки нефти является Барселонская конвенция о свободе транзита, утвержденная в 1921 году. Именно она стала основополагающей частью правовой международной системы и заложила основы регулирования транзита – государственное регулирование тарифов и принцип бездискриминационного доступа к энергоресурсам.
В 1967 году в силу вступила Конвенция о транзитной торговли внутриконтинентальных государств. Она предусматривает создание оптимальных условий для сотрудничества между импортерами и экспортерами, формирует единую систему установления тарифов за перевозку нефтепродуктов, а также гарантирует разрешение возникающих конфликтов.

В 1991 году была принята Европейская энергетическая хартия, которую утвердили 52 государства. Ее ключевая особенность – необязательный характер и отсутствие необходимости в приведении норм законодательства в единую форму. В соответствии с этим документом все возникающие проблемы должны регулироваться международным арбитражем. В 1994 году странами Европы был подписан Договор к Энергетической хартии, формирующие несколько основных направлений деятельности:

  • защита и поощрение инвестиций в энергетику;
  • недискриминационные условия торговли энергоресурсами
  • свобода транзита;
  • механизм урегулирования спорных ситуаций.

Главным минусом этого договора считают то, что иностранные инвесторы могли получить свободный доступ к логистической инфраструктуре стран—экспортеров, но при этом аналогичные механизмы в отношении ЕС были ограничены. Это привело к тому, что Россия, как крупнейший экспортер нефтепродуктов в Европу, отказалась ратифицировать договор, при этом оставаясь участником энергетической хартии. В 2022 году после начала СВО Россия была исключена из Хартии по требованию Украины.

Важнейшим элементом международного взаимодействия в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Её ключевые задачи – обеспечение нормального сотрудничества между экспортерами и импортерами, защита прав и интересов всех участников системы международной логистики.

Благодаря появлению этой организации, была сформирована универсальная политика касательно транспортировки нефти, обеспечиваются равные условия взаимодействия между всеми участниками логистического процесса.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что международное сотрудничество в области транспортной логистики и транспортировки нефти и нефтепродуктов основывается на нескольких элементах – национальное законодательство стран, международные нормы и правила, двусторонние соглашения между экспортером и импортером.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть