Как США подтолкнули КНР к покупке российского вооружения

Почему антикитайские санкции и «торговая» война Вашингтона и Пекина идут на пользу Москве
28 августа 2019  11:45 Отправить по email
Печать

Как известно, «политика — концентрированное выражение экономики», но данная формула Владимира Ленина, высказанная сто с лишним лет назад, на самом деле может применяться практически в любой сфере. Всякая область действия — отношения между государствами, народами, классами, социальными группами и даже армиями в той или иной степени зависят от экономических возможностей, однако не одинаково.

Будь подобная зависимость линейной, военная промышленность КНР давно уже должна была бы выйти на такой уровень, при котором перестала бы нуждаться в импорте российской боевой техники, в первую очередь, самолетов и ПВО, но этого не происходит.

Дело в том, что наличие финансовой возможности не имеет прямой конвертации в научные успехи, для собственной разработки сложных систем, прежде всего, необходима научная Школа, для нее — специалисты, затем критическая масса из КБ, институтов и знаний, после этого — наработанный пласт фундаментальных исследований на стыке наук, промышленность и лишь затем экономическое преимущество.

Ровно поэтому среди руководства КНР и командования армии существуют две диаметральные позиции. Одни на волне патриотизма и «великих» целей заявляют, что необходимо срочно перестать ориентироваться на Россию и производить свою технику с нуля, другие возвращают первых на землю, заявляя, что импорт из Москвы — единственная доступная Пекину альтернатива, особенно сейчас, после активно развивающейся американской «торговой» войны и технологического эмбарго.

Причем дело сводится не только к тому, что это, по сути, единственный способ пополнить арсеналы современным вооружением, но и основной фундамент для целого ряда военных программ. В конце концов, лучше доводить до ума самолет пятого поколения, летающий на российских двигателях поколения 4+, чем не развивать его вовсе.

Безусловно, по многим направлениям Пекин уже догнал мировых лидеров ВПК — США и Россию, но по большому счету патриотические статьи и голоса КНР превозносят китайский ОПК необоснованно.

Основную свою привлекательность — низкую себестоимость, ОПК уже потерял. Контракты со странами третьего мира навязываются государствам за ранее выданные кредиты или «как знак признательности» за будущую поставку ресурсов. Но объективно, если рассмотреть авиацию (двигатели), особых успехов в импортозамещении у Китая нет.

Конечно же, есть исключения, например сфера беспилотных летательных аппаратов, где КНР смогла создать свою конструкторскую школу и комплекс производств, выпускающий и совершенствующий собственные модели, но в остальном в основе большинства разработок Китая все еще лежат советские и российские системы.

Так, силовые установки для кораблей и вертолетов Пекин скопировал в свое время у Украины, продавшей секреты СССР. Причем настолько давно, что после 2014 года Пекин всерьез рассчитывал, что мы не сможем наладить собственное производство после прекращения поставок из Киева и обратимся к ним за копиями тех же систем, но этого не произошло. Российские предприятия, создали собственные двигатели в кратчайшие сроки и сделали это именно потому, что у ОПК страны есть школа, которую Пекин только нарабатывает.

В будущем, КНР наверняка сумеет развить импульс, полученный в 1990-е годы за счет копирования и модернизации российской и советской техники, а также проданных Пекину технологий из стран бывшего СССР, но на сегодняшний день китайцы покупают Су-35 как не имеющий альтернативы, а столицу страны охраняют российские комплексы ПВО.

Во многом именно ввиду осознания этого факта Пекин пытается получить контрольный пакет акций украинского «Мотор Сич», дабы хотя бы таким способом скопировать оставшиеся технологии авиадвигателей советской эпохи, а заодно получить рынок ремонта российской техники за рубежом, поскольку данные системы унифицированы с нашими. К счастью, как и в аспекте санкций для отечественных производителей, на помощь Москве пришел Вашингтон не так давно заявивший, что не позволит Киеву даже думать об этой сделке.

Другими словами, при сегодняшнем состоянии ВПК и ВВС Китая пытаться уйти от России не получится. Ввиду этого даже разработка и запуск в производство совместного российско-китайского широкофюзеляжного пассажирского самолёта подразумевает, что летать он будет на двигателях из России.

В современных условиях даже Китай не может позволить себе столь колоссальных трат, как ожидание освоенного семейства авиадвигателей. В ином случае из-за одного недоработанного компонента «мировой фабрике» пришлось бы замораживать целый пласт других. Создавать массу собственных технологий, и при этом не использовать их в ожидании многолетнего создания и сертификации двигателя с экономической точки зрения разорительно.

Поэтому экосистема военной китайской авиации и выстраивается вокруг двигателей из РФ. А если учесть, что за последние годы Россия сделала большой рывок в этом направлении, создав первый в российской истории гражданский авиадвигатель пятого поколения ПД-14 и новый двигатель с плазменной системой зажигания для истребителя Су-57 («Изделие 30»), зависимость в ближайшее время явно будет сохранена. Причем в немалой степени этому поспособствовали американцы.

ВВС, армия и флот — нарабатываются годами и десятилетиями. Условно через 10 лет КНР сделает неплохой двигатель для транспортной авиации, позже, для тяжелых бомбардировщиков, а еще через несколько лет и для истребителей, но к тому моменту, если в Москве не позволят в очередной раз расшатать страну «революционными» методами, российский ОПК будет впереди и по предыдущим наработкам сможет позволить себе вести безопасную синергию.

Отказываться от кооперации с КНР нам попросту невыгодно, как невыгодно и Китаю, не имея собственных разработок аналогичного уровня, тормозить развивайте своего ВПК. Точно также и для России важен емкий внутренний рынок Китая и общие возможности для лоббирования результатов производств, поскольку в ином случае корпорации США и ЕС попросту заблокируют любые сделки, а соответствующие спецслужбы организуют аварии новой техники, происшествия, проблемы и антипиар.

В итоге, Россия лидирует в рамках конструкторской и научных школ полного цикла, но отстает в экономических возможностях, Китай же обладает огромными финансовыми резервами, но не имеет вариантов получить критически важные разработки без кооперации с РФ.

Большие проекты — это всегда риски, но благодаря давлению США обе страны решились на них пойти. Дуумвират России и КНР не случайно стал стратегическим, причина этому кроется в том, что тянуть в одиночку оборону от однополярного мира без взаимопомощи затруднительно.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

28.08.2019 14:34, #37453
Эти пресловутые США подтолкнули не только Китай и Россию.Они весь мир подтолкнули к мысли ядерного вооружения.Благодаря американцам ядерным арсеналом запасаются все кто может и не может.И вот это и есть самая большая опасность для современного мира.Достаточно прийти к власти в стране с ядерным оружием какому нибудь клоуну и тогда пиши пропало.Ядерная кнопка в руках дурака это трагедия планетарного масштаба.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть