Михаил Бабич вскрыл белорусский гнойник
В Польше траур: «Форт Трамп» отменяется
Смертоносный «Циркон» достанет до Пентагона не за 15, а за 5 минут
Белорусское ТВ: «Белорусские земли были захвачены Российской империей»
«Гиперзвуковая триада» Путина: американцам крыть нечем

Почему списанные американские «невидимки» F-117A бомбили Ирак и Сирию?

В зону действия российских сил ПВО в Сирии новые машины американцы запускать побоялись
Леонид Нерсисян
10 марта 2019  19:15 Отправить по email
Печать

Интересные новости были опубликованы известным голландским авиационным изданием Scrumble. Авторы со ссылкой на «очень достоверные источники» утверждают, что в 2017 году четыре американских истребителя-бомбардировщика F-117A Nighthawk были переброшены на Ближний Восток и совершали боевые вылеты в Ираке и Сирии. По информации источников издания, одна машина даже потерпела некое лётное происшествие и была вынуждена приземлиться не на своей основной авиабазе. Здесь не было бы ничего удивительного, если бы не тот факт, что все F-117A были списаны ещё в 2008 году. Почему Военно-воздушным силам (ВВС) США могла понадобиться эта, казалось бы, забытая машина?

Списанный, но не забытый «Ночной ястреб»

F-117A Nighthawk стал первым боевым самолётом в мире, созданным по технологии снижения заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазоне (Stealth). Если до этого некоторые действия для снижения заметности также принимались, то в случае с F-117 самолёт изначально создавался исключительно с прицелом на малозаметность, в угоду чего конструкторам пришлось пожертвовать лётными характеристиками машины.

Самолёт разрабатывался в 1970-1980-х годах и стал настоящей революцией в авиастроении того времени. Учитывая не очень высокие возможности компьютеров на тот момент, для достижения радиолокационной малозаметности (большая часть волн радиолокатора противника не отражается обратно к радиолокационной станции, другая часть поглощается специальным покрытием) самолёт пришлось сделать без единой выгнутой поверхности (в ином случае сложность математических расчётов и моделирования для тех лет была слишком велика).

Машина получилась аэродинамическим нестабильной по тангажу и рысканию, соответственно, она не управляема без электродистанционной системы управления (ЭДСУ, Fly-by-Wire).

Кроме того, она получилась дозвуковой и достаточно сложной в управлении, а также несла небольшую боевую нагрузку в виде свободнопадающих корректируемых бомб с лазерным наведением. Однако всё это не помешало машине успешно себя проявить во время иракской «Бури в пустыне» в 1991 году — F-117A стал одним из ключевых средств по подавлению системы противовоздушной обороны Ирака.

Статус самолёта несколько подпортил сбитый F-117 в 1999 году во время американской военной операции против вооружённых сил Югославии. Однако эта ситуация стала возможной благодаря достаточно самонадеянному применению самолёта (одинаковые маршруты полёта) и очень грамотному использованию устаревшего зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-125М, действовавшему из засады. Тем не менее, статус «неуязвимого» самолёта в медиапространстве F-117A потерял (у военных такого понятия никогда и не было).

Что же касается достаточно быстрого списания самолёта, то этот факт скорее связан с развитием малозаметной авиации, а не укоренившимся мифом об его, якобы, неэффективности. Сравнимые характеристики малозаметности были достигнуты у того же истребителя пятого поколения F-22, который в отличие от F-117A обладает отличным лётными характеристиками, крейсерской сверхзвуковой скоростью, многофункциональностью и т.п. F-117A напрямую стал жертвой F-22, на закупку которого и были направлены средства, высвобожденные при списании «Ночного ястреба».

С какой целью мог применяться F-117A в Сирии и Ираке?

Надо сказать, что несмотря на снятие с вооружения всех пятидесяти имеющихся в арсенале ВВС США F-117A ещё в 2008 году, в последние годы периодически появляется информация об учебных полётах на них — в районе города Тонопа (штат Невада — Зона 51 и 52 — секретная авиабаза и полигон), а совсем недавно (26 февраля 2019) появились очень качественные фотографии «Ночного ястреба», пролетающего над национальным парком «Долина смерти» (штат Калифорния).

Речь идёт о небольшой группе самолётов, что вероятно свидетельствует о нежелании полностью отказываться от машины (по крайней мере речь идёт о сохранении опыта эксплуатации самолётов этого типа).

Что же касается возможного применения на Ближнем Востоке, то авиаудары в Сирии и Ираке могли преследовать несколько целей. Во-первых, всё тоже сохранение опыта теперь уже боевой эксплуатации.

Во-вторых, речь могла идти о необходимости нанесения скрытного удара, но при этом американцы ни в коем случае не хотели «подставлять» более современные F-22 под удар — риск их потери хоть и мизерный, но обломки этой машины будут нести в себе очень много ценной информации для той же России и Китая. К тому же, частое использование F-22 в небе над Сирией поможет российской авиации и ПВО отточить навыки обнаружения этого самолёта.

Таким образом, если боевые вылеты F-117A действительно совершались, то, вероятнее всего, именно из этой логики. Вполне очевидно, что «Ночной ястреб» всё ещё может быть полезен в локальных конфликтах, однако в любом случае со временем сойдут на нет и эти редкие полёты, а самолёты постепенно уйдут в глубокий резерв.

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и «Яндекс.Дзен».
Будьте всегда в курсе главных событий дня.
Новости партнёров

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
RedTram
Новости net.finam.ru
Подписывайтесь на ИА REX
Лукашенко заявил, что готов к объединению с Россией, если готовы граждане двух стран. Вы готовы?
76.5% Да (граждане России).
Поддерживаете ли Вы позицию посла России в Белоруссии Михаила Бабича в споре с официальным Минском?

Приветствие Президента ТПП РФ С.Н. Катырина участникам VI студенческого конкурса по международному коммерческому арбитражу им. М.Г. Розенберга

Приветствие Президента ТПП РФ С.Н. Катырина участникам VI студенческого конкурса по международному коммерческому арбитражу им. М.Г. Розенберга

https://video.tpprf.ru/