18+
Сиреневая революция:  Серж Саргсян пойдет на уступки 
Времена изменились: США не готовы к гонке вооружений с Россией
Великая шахматная доска: англосаксы на грани мирового поражения. Часть третья
«Что есть главное, от чего зависит все остальное?»
Поражение: США пытаются уйти из Сирии по-вьетнамски

Старые песни о главном или Северный морской путь у России надо отобрать

По мнению командующего Береговой охраной США, суверенитет России на севере надо ограничить
Александр Запольскис
14 апреля 2018  18:30 Отправить по email
В закладки Напечатать

По сути, адмирал Пол Зукунф, говоря о том, что Северный морской путь должен быть под международной юрисдикцией, ничего нового не сказал. С момента активизации Россией процессов освоения Крайнего Севера и развития Северного морского пути до уровня ведущей транспортной артерии планеты, США не переставали искать способы этому помешать. Сначала ставка делалась на активность "защитников окружающей среды" внезапно крайне озаботившихся возможным ущербом ранимой экологии северных широт. Позднее Вашингтон акцентировал внимание на опасность милитаризации региона. Теперь придумано новое основание - Севморпуть должен стать полностью международным транзитным транспортным коридором для судов любых стран мира.

На первый взгляд, заявление выглядит попыткой пересказать известную фразу бывшего госсекретаря США (1997 - 2001) Мадлен Олбрайт: «Величайшая несправедливость, когда такими богатыми землями, как Сибирь, владеет одна Россия». Но в действительности дело не ограничивается желанием как-нибудь реализовать идею Збигнева Бжезинского об отторжении от России максимального количества ее территорий. Дело в другом – в Китае.

За рассуждениями о несправедливости получения выгод от изменения климата (из-за глобального потепления и особенности гидрологии Северного ледовитого океана его "российская" сторона освобождается от льда гораздо быстрее остальной части) в действительности стоит попытка перехватить контроль над формирующейся транспортной линией, способной в ближайшем будущем обеспечить до 45% объема логистики из Китая в Европу. Что особенно важно в свете реализации Пекином своего глобального геополитического и геоэкономического проекта "Пояса и Пути".

Сегодня основной объем перевозок идет по "южной ветке", мимо Сингапура, через Индийский океан и Суэцкий канал, то есть через регионы, почти полностью контролируемые США. Другая существенная их часть доставляется через Тихий океан и Панамский канал, также относительно легко перекрываемый разного рода санкциями или даже военной силой (в случае серьезного конфликта между США и КНР). Пекин в течение полутора десятков лет активно развивает свой военный флот, но в ближайшие 20-30 лет ВМС США продолжат оставаться доминирующей силой в Атлантике и на Тихом океане (по крайней мере в его центральной и восточной части). А наметившееся американское сближение с Индией дает основания Вашингтону надеяться полностью перекрыть и Индийский океан.

Таким образом, Северный морской путь остается единственным глобальным транспортным маршрутом, в принципе не подпадающим под какой бы то ни было контроль. Его нельзя взять силой, в противостоянии флота и берега обычно всегда выигрывает берег, так как корабли потопить можно, а берег - нет, что обеспечивает безусловное и абсолютное военное прикрытие транспортной линии ВС РФ. Его нельзя заблокировать санкциями, так как выгода от логистики по нему многократно превышает любые издержки. К тому же Россия никогда не запрещала проход по нему иностранных судов, если он производится в соответствии с российским законодательством. На что РФ в пределах своих территориальных вод имеет абсолютное законное право.

Но контроль над линией слишком важен для США, чтобы международное законодательство вообще соблюдать. Отсюда и проистекает эта попытка как-нибудь "подвинуть" законы с помощью сетований о справедливости и интересов "всего международного сообщества".

Кстати сказать, нельзя исключать того, что долгосрочной целью нынешней истерики вокруг химического оружия в Сирии, является не столько стремление "остановить" Россию на Ближнем Востоке, сколько найти достаточно веский благовидный предлог для ее исключения из состава СБ ООН и дальнейшего пересмотра механики "права вето", а то и полного отказа от него. В этом случае появляется возможность попытаться лишить Москву исключительных юридических прав на Северный морской путь под видом "международного решения Организации Объединенных Наций".

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и «Яндекс.Дзен».

Будьте всегда в курсе главных событий дня

 

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Зачем Путин начал разгром либералов

Путин всерьёз взялся за прополку наших либеральных грядок, и причина этого – большая геополитика

Торговая война США и КНР: на чьей стороне выступит Европа?

В мировой экономике происходят вещи, свидетельствующие о фундаментальном сдвиге в международной политике

Портовое хозяйство России вызывает зависть у соседей

Еще два года, и российская Балтика оставит прибалтийских конкурентов без российских грузов

Порты: Балтийский тупик с Rail Baltica

Обзор наиболее значимых событий транспортно-транзитной отрасли России и приграничных стран с 20 по 27 декабря

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
RedTram
Loading...
Новости net.finam.ru
Если США начнут атаку Сирии, то что в этом случае должна делать Россия?
72.1% Атаковать не только ракеты, но и их носители
Подписывайтесь на ИА REX


Новости партнёров
Видео партнёров