Понять Путина: президент и «Единая Россия»

11 октября 2017  00:01 Отправить по email
Печать

В оценках, которые дают Владимиру Путину, часто присутствует парадокс. С одной стороны, сторонники традиционно видят в его политике ответ на неопределенность и нестабильность 1990-х. С другой - действующего президента часто объясняют, именно руководствуясь инерцией позапрошлого десятилетия. Его политику пытаются связывать с ситуативными, временными тенденциями. Руководствуясь таким подходом, всегда есть риск «за деревьями не увидеть леса». Государственного деятеля – тем более такого значительного, как Путин, -- правильнее оценивать не по реакции на отдельные вызовы, а по тем структурам и институтам, которые он выстраивает. Для Владимира Путина это верно вдвойне. Его стиль – не реакция на ситуативные колебания политического поля, а формирование долгосрочной, продуманной стратегии.

Опора на стратегию не означает догматизма. А выстраивание институтов не предполагает жесткой зависимости от элит, которые также участвуют в их формировании. Напротив, настоящая стратегия как раз должна быть гибкой, прагматичной. А государственный деятель, обладающий стратегическим мышлением, не становится заложником элитных групп, с которыми взаимодействует. Это хорошо видно на примере Владимира Путина.

Не находиться в зависимости от элит, но обращаться, минуя их, напрямую к гражданам – также характерная черта путинского стиля, реализации которого помогло формирование устойчивого пропрезидентского («путинского») большинства, на которое он может опираться.

Есть расхожее мнение, что Путин «управляет с помощью опросов». Это еще один взгляд на современную политику сквозь особую «оптику» 90-х. Борису Ельцину, который в проведении текущей политики не мог опереться на устойчивое большинство, нужно было каждый раз формировать ситуативные коалиции – и нередко идти на популистские шаги в угоду моменту. Владимиру Путину это не требуется. Мнение граждан в сочетании с эффективностью работы – вот критерии, по которым президент оценивает собственную деятельность и предъявляет требования к работе политиков и институтов.

Главным политическим институтом, позволяющим президенту работать с поддерживающим его большинством, была и остается «Единая Россия». Характеристики этой партии экспертами тоже никогда не обходились без оценок сквозь призму недавнего прошлого. Многие ждали, что это будет ситуативный, временный проект, который вот-вот будет заменен новым.

Созданный в 1999 году блок «Единство» действительно был политическим проектом, созданным в максимально сжатые сроки с очень простой задачей-минимум – создать опору для тогда еще премьера Владимира Путина в парламенте и наглядно продемонстрировать рост его поддержки накануне президентской кампании.

Однако проект эволюционировал. И с начала нулевых главную пропрезидентскую политическую силу отличает важная черта. Она не ограничивается заранее определенной электоральной нишей, но старается все время расширять коалицию социальных и элитных групп, которые обеспечивают ее электоральную поддержку.

Кстати, собственно партия «Единая Россия» была образована 1 декабря 2001 года как объединение политических сил, которые еще годом ранее были жесткими оппонентами на парламентских выборах («Единство» с одной стороны и движения «Отечество» и «Вся Россия», составлявшие ранее основу блока ОВР, с другой).

Это расширение общественной коалиции, созданной вокруг «Единой России», продолжается и сегодня. Одним из способов привлечения новых перспективных политиков и общественных активистов в партию являются «праймериз». Инструментом работы с самым широким кругом социальных групп – партийные проекты. Характер этих проектов еще раз показывает, что для «Единой России» нет «малых дел» и «малозначимых» групп населения. Даже федеральные структуры партии глубоко погружаются в местную повестку – вплоть до проблем каждого двора. Политика реальных дел для партии не просто лозунг, но осознанная политическая практика.

Конечно, путинское большинство не ограничивается только сторонниками «Единой России». Но заметим просто для сравнения: между Борисом Ельциным и, например, движением «Наш дом – Россия», всегда существовала заметная дистанция. И не только потому, что у первого российского президента был высокий антирейтинг. Долгосрочная ставка на определенный политический институт была не в стиле самого Ельцина.

Отношения между Путиным и «Единой Россией» строятся совсем на других принципах. Главе государства в прессе часто советуют «дистанцироваться» от партии парламентского большинства. Президент и правда никогда не стремился быть «узкопартийным» политиком. Но он был одним из основателей «Единой России», был ее официальным лидером и сохраняет тесную связь с партией сегодня, когда ее возглавляет его ближайший соратник Дмитрий Медведев. Президентские выборы 2012 года Путин выиграл, будучи официальным кандидатом «Единой России».

Политический стиль партии парламентского большинства является продолжением стиля Путина и в другом аспекте – программном. В сложных ситуациях от президента часто ждали громких заявлений в угоду конъюнктуре. Однако Путин всегда подходил к к тем обещаниям, которые давал гражданам, максимально ответственно. «Единая Россия» сегодня не просто руководствуется комплексной предвыборной программой, разработанной накануне парламентских выборов 2016 года. В партии сформирована постоянно работающая Комиссия по контролю за исполнением этой программы. Это уникальная практика. Программа партии не осталась сугубо предвыборным документом. Ее реализация тесна связана с законопроектной работой правительства и Государственной думы.

Наконец, и Путина, и «Единую Россию» часто считают примером консервативных политических сил. Это действительно так – с одной важной оговоркой. Как отмечал Уинстон Черчилль, суть консерватизма - не в политических «консервах», не в попытках искусственно сохранять нормы и практики из прошлого. Здоровый консерватизм – это консерватизм действия. Он и в самом деле работает на сохранение, но не политических или каких-то иных «артефактов», а самого общества в сложившихся обстоятельствах. Эту задачу невозможно решить без устойчивых институтов, служащих каркасом политической системы. Без этой точки опоры невозможны ни экономическая модернизация, ни политическая динамика, ни кадровое обновление. Стратегия Владимира Путина – это ставка на консерватизм развития: новое здание российской государственности возводится на прочном фундаменте ответственности и опыта. «Единая Россия» была и остается главным проводником этой политики.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть