18+
В Омске на «Днях политических консультантов в Сибири» соберутся ведущие российские политтехнологи
Изменение графика работы депутатов Госдумы – популизм
«Задача новых губернаторов сформировать свои профессиональные управленческие команды»
Экономические реформы в Саудовской Аравии - туфта
«Введения миротворческого контингента ООН на Донбасс ограничит влияние Германии»

Особенности и возможности применения технологий интернет-пропаганды в политическом управлении. Часть I

Сергей Володенков
3 сентября 2017  07:21 Отправить по email
В закладки Напечатать

Процессы любого типа управления, включая политическое, реализуются в соответствующем ему ценностно-смысловом пространстве, определяющем содержательное наполнение и идеологические особенности управленческой деятельности.

Ценностно-смысловые и идеологические компоненты самого политического управления выступают в качестве мощного фактора влияния на целеполагание, характер и последующую интерпретацию результатов управленческого воздействия.

В свою очередь, ценности и смыслы, внедренные в общественное сознание, самым непосредственным образом влияют на восприятие населением социально-политической реальности, а также на формирование тех или иных моделей политического поведения. 

В связи с этим формирование и защита ценностно-смысловых пространств становятся одной из важнейших задач политического управления, так как разрушение либо трансформация традиционных ценностей и смыслов неизбежно влечет за собой существенные изменения в содержательном наполнении общественно-политических процессов, приводит к неэффективности функционирования политических институтов власти и вызывает кризис политических режимов, вынужденных существовать в изменившихся условиях.

При этом очевидным является тот факт, что любые общественно-политические ценности и смыслы формируются на основе информационно-коммуникационных процессов, предполагающих выработку, трансляцию, распространение и внедрение в общественное сознание определенного информационного контента.

Как пишет В.П. Пугачев, современные информационно-коммуникационные технологии «делают технически возможными не только систематическую идеологическую индоктринацию, тотальное „промывание мозгов“, но и управление индивидуальным и групповым, массовым сознанием и поведением».

Ввиду этого существенную роль в процессах политического управления играют технологии убеждающей коммуникации и воздействия на ценностно-смысловые характеристики общественного сознания, включая такую форму убеждающей коммуникации как пропаганда, являющуюся, по мнению Г.И. Колесниковой, естественным элементом политической жизни любого общества.

С развитием интернета как пространства политических коммуникаций и появлением соответствующих информационно-коммуникационных технологий значительно расширились возможности управления общественным сознанием и традиционными ценностно-смысловыми пространствами, что во многом предъявляет к процессу политического управления новые требования, связанные с поддержанием и защитой традиционных для нации ценностей и смыслов.

Коммуникационные технологии пропагандистского влияния на общественное сознание в онлайн-пространстве интенсивно используются в процессе современного политического управления на глобальном уровне.

Новые механизмы коммуникации, возможность выстраивания разнообразных коммуникативных связей между пользователями, возможность комплексного использования широкого арсенала мультимедийных форматов информации значительно увеличивают пропагандистский потенциал интернета как пространства политических коммуникаций.

В условиях функционирования глобального коммуникационного интернет-пространства, в рамках которого существует значительное число возможностей управления информационным контентом, в том числе и на уровне формирования глобальной картины мира, процессы конструирования, трансляции и внедрения в общественное сознание пропагандистских моделей социально-политической реальности, во многом определяющих дальнейшее политическое поведение масс, становятся ключевыми элементами современной политической борьбы.

При этом в рамках рассмотрения пропаганды как инструмента современного политического управления особую роль играют интернеттехнологии именно массовой политической коммуникации, так как пропаганда ставит перед собой целью, прежде всего, формирование у широких масс населения определенных взглядов и идей, внедрение в общественное сознание необходимой социально-политической ориентации. 

Ведя речь о пропагандистском потенциале интернет-пространства, в первую очередь следует отметить, что интернет-ресурсы становятся фактором глобализации и сближения людей независимо от расстояний и государственных границ. Данная тенденция реализует себя через интерактивные площадки интернета. 

Так, Т. Флю отмечает, что в результате развития технологии новых медиа упрочилась тенденция глобализации, а за счет использования цифровых устройств для осуществления межличностного взаимодействия проблема расстояния теряет свое значение. 

Информационное пространство в этой связи приобретает новые качества. По замечанию И. Волкмер, сегодня мы наблюдаем реструктуризацию публичной сферы, в которой международные связи отрываются от конкретных политических государственных институтов и имеют характер исключительно общественных отношений - новые медиа создают возможность для объединения единомышленников со всего мира. 

Соответственно, возрастают и возможности осуществления внешней пропаганды, расширяется манипулятивный потенциал онлайн-ресурсов в связи с появлением возможности непосредственного общения с адресатом в отличие от классического медиапространства, в рамках которого традиционно существует национальная цензура, осуществляемая в первую очередь государством, предпринимающим усилия по блокировке нежелательного контента. 

По мнению Л. Мановича и М. Кастельса, современное интернет-пространство выстраивается по принципу глобализации в условиях постиндустриального общества, в котором каждый пользователь может построить свою собственную индивидуальную информационнокоммуникативную среду, самостоятельно выбирая, какими источниками информации и какими площадками для коммуникации пользоваться в повседневной жизни, а также выбрать себе идеологию из большого числа вариантов и находить себе единомышленников в едином интерактивном информационном пространстве. 

По сути, исходя из данной модели, речь идет о необходимости выстраивания конкурентных отношений в коммуникативном интернетпространстве и отсутствии возможностей доминирования единственного актора политической пропаганды, если, конечно, речь не идет о принудительной блокировке большинства интернет-ресурсов и ограничения внутреннего национального интернет-пространства от внешнего воздействия, как это происходит сегодня, например, в Китае.

При этом одной из важнейших особенностей политической интернет-коммуникации является то, что пользователь в интернет-пространстве сам может выступать источником пропагандистской информации «для многих». Например, многие лидеры общественного мнения имеют миллионы подписчиков на свои аккаунты, каждый из которых, в свою очередь, является распространителем публикуемого лидерами общественного мнения пропагандистского контента. Таким образом транслируется определенное видение общественно-политической реальности не только своим подписчикам, а более широкой аудитории социальных медиа. 

При этом пропагандистское воздействие осуществляется по вирусному принципу на уровне горизонтального распространения информации по каналам интернет-коммуникации от пользователя к пользователю в отличие от классических схем вертикальной трансляции пропагандистского контента.

Сами пользователи становятся носителями и распространителями пропагандистских идей в процессе горизонтальных коммуникаций друг с другом. С учетом того, что уровень доверия к информации, полученной по неофициальным каналам от таких же пользователей, значительно выше, чем в случае использования официальных, как правило, ангажированных, медиаресурсов, эффект от такого пропагандистского влияния может быть оценен нами как значительный.

Неслучайно в рамках осуществления большинства информационных кампаний в сфере публичной политики сегодня активно задействуются именно рядовые пользователи сети, «заражающие» социальное пространство интернета пропагандистским контентом, распространяя его в своем кругу. 

Большинство социальных медиа, включая социальные сети и блогосферу, в рамках своего функционирования предполагают в первую очередь предоставление широких возможностей пользователям по распространению информации от пользователя к пользователю, в связи с чем мы можем констатировать, что коммуникационная архитектура социальных медиа, имеющих на сегодняшний день сотни миллионов пользователей, значительно увеличивает потенциал пропагандистского воздействия посредством использования горизонтальных коммуникаций пользователей друг с другом.

В связи с этим нам представляется, что введенный в 1990-е гг. Н. Хомским в научный оборот термин «mainstream media» (MSM), который обозначает сильные информационные конгломераты, формирующие новостную повестку и включающие в себя возможность трансляции информации на все самые массовые каналы коммуникации, в современных условиях приобретает новое звучание, поскольку подобного рода информационные конгломераты активно интегрируются в новые медиа и являются площадками для общественных дискуссий и последующего распространения контента самим пользователями.

Однако, по нашему мнению, сегодня более уместно говорить о mainstream social media, в рамках которых происходит совместное общественное формирование повестки дня и дальнейшая трансляция информации в интернет-пространство самими пользователями. 

С позиций концепции мягкой силы такие mainstream social media являются эффективным инструментом вирусного распространения пропагандистского контента, так как активность акторов политической пропаганды по вбросу в пространство социальных медиа необходимой политической информации, формирование повестки дня под прикрытием общественной инициативы, инициирование необходимых обсуждений в нужном русле, а также обеспечение соответствующей комментарийной активности, включающей в себя наполнение ценностным, символическим, идейным и смысловым содержанием пользовательских комментариев, позволяет проводить эффективное и практически незаметное для пользователей пропагандистское воздействие в онлайн-пространстве в широких масштабах. 

Убежденность пользователей таких медиа в истинности собственных взглядов, которые на самом деле формируются в процессе интернеткоммуникации, предполагает активное убеждение других пользователей в своей правоте и привлечение сторонников, что, в свою очередь, лишь усиливает уровень вирулентности распространяемого пользователями пропагандистского контента, который уже выглядит для большинства, как самостоятельная точка зрения пользователя, и уровень доверия к ней может быть крайне высоким.

Как пишет В. Кроссби, новые медиа выступают логическим продолжением традиционной пропагандистской деятельности с единственным отличием: если ранее пропаганда действовала по принципу «один-комногим», то пропаганда в новых медиа работает на принципе «многие-комногим», что значительно повышает ее эффективность.

Утверждение Х. Арендт о том, что «сила тоталитарной пропаганды заключается в ее способности отсекать массы от реального мира» применительно к современным условиям развития интернет-технологий пропаганды позволяет предположить, что в современных условиях функцию отсечения масс от реальности выполняет сетевая пропаганда, с тем лишь отличием, что мы говорим в данном случае уже не о тоталитарных государствах, а о современных демократиях. 

Модель пропагандистской деятельности новых медиа наиболее точно описывается концепцией «инженерии согласия» Э. Бернейса с некоторыми существенными оговорками. Инженерия согласия состоит в распланированной пропагандистской деятельности, которая обеспечивает взаимопонимание и гармонию адресата и адресанта. 

Модель пропагандистской деятельности новых медиа не исключает планирование как принцип эффективной и стабильной пропаганды, однако дополняется принципом самоорганизации пропагандистского контента - основным распространителем пропагандистских сообщений являются сами пользователи, которые самостоятельно выбирают привлекательный для них контент. Именно поэтому модель новых медиа можно назвать «самоорганизующейся инженерией согласия».

Продолжение следует…

 

Сергей Володенков – политолог

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
RedTram
Loading...
Новости net.finam.ru
География
МИР
РОССИЯ 
Центральный ФО
Приволжский ФО
Северо-Западный ФО
Северо-Кавказский ФО
Южный ФО
Уральский ФО
Сибирский ФО
Дальневосточный ФО
По каким критериям Вы измеряете эффективность Правительства России?
57.6% Стоимость продуктов питания на прилавках
Новости партнёров