18+
«КПРФ пытается застолбить за собой тему обманутых дольщиков»
Итоги выборов муниципальных депутатов Москвы
Политика Сибирского федерального округа: Барнаул зашел в федеральную повестку дня выборов
«Капитал революций»: с 4 по 6 октября в Финансовом университете пройдёт научная конференция, приуроченная к столетию Великой русской революции
Политический терроризм в Российской империи: уроки для современного мира. Часть VI

Федерация или конфедерация?

Ефим Андурский
23 апреля 2017  00:03 Отправить по email
В закладки Напечатать

Согласно ст. 1 отечественной Конституции Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство. Насколько же уместны договорные отношения между федеральным центром и регионами?

Напомню о том, что на референдуме население семи национальных республик и десяти областей высказалось против Конституции РФ от 12 декабря 1993 года. Татария в этом референдуме не участвовала, поэтому, наверное, и считает себя независимым государством, объединившимся с Российской Федерацией на договорной основе.

Впервые договор (о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий) между органами Российской Федерации и Республики Татарстан был подписан 15 февраля 1994 года. Этот договор и закрепил за Татарией особый статус в составе Российской Федерации.

Но, с другой-то стороны, Татария никогда не выходила из состава РСФСР, а вопросы разграничения полномочий между центром российского государства и входящими в состав России регионами регулируются федеральным законом от 24 июня 1999 года (о порядке разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов).

26 июня 2007 года между Россией и Татарией был заключен очередной договор, разграничивший предметы ведения и полномочия органов власти двух государств. Вопрос о возможном его продлении актуализировался в связи с истечением десятилетнего срока действия этого межгосударственного соглашения.

Трудно сказать, станет ли субъект международного права – Российская Федерация продлевать договорные отношения с отдельно взятым регионом, но согласно региональной Конституции Татария уже является демократическим правовым государством, на договорной основе объединенным с РФ.

Глава российского государства свою позицию по вопросу продления договорных отношений с Татарией пока не прояснил. А тем временем всетатарский курултай принял резолюцию, согласно которой татарскому языку должен быть придан статуса второго государственного в России, а за Татарией должно быть закреплено право оставлять себе 70% собранных республикой налогов.

С моей точки зрения, Татарии невыгодно отделяться от России. Да и Москва не может не отдавать себе отчета в последствиях возможной сделки с Казанью. Очевидно, что примеру Татарии могут последовать и другие регионы, а это может до неузнаваемости изменить политический атлас России.

Единственный вопрос, который всерьез стоит обсуждать, это глубина экономической самостоятельности регионов. Чтобы уточнить оптимальную свободу регионов, нужно видеть критерии оптимизации. Это, с одной стороны, устойчивость России, поддерживаемая федеральным центром, и с другой стороны, ее эффективность, обеспечиваемая регионами.

В нормальных условиях на поддержание своей устойчивости субъекты расходуют примерно две трети располагаемых ресурсов, тогда как на обеспечение эффективности – только одну треть. Однако в экстремальной ситуации центр должен иметь возможность оперативной мобилизации всех ресурсов страны. Во всяком случае, восстановление статус одной из наиболее могущественных мировых держав, предполагает оптимизацию государственного устройства России, работу которого должно контролировать общество, в качестве субъекта, увы, не существующее. Впрочем, это уже совсем другая тема...

Несколько слов о целесообразности межрегионального договора. С одной стороны, есть и такие регионы, которые, возможно, проживут и без России. Но, с другой стороны, для им выходить из состава России? Не лучше часть ресурсов отдавать в федеральный центр, чтобы тот выполнял функции, которые на него будут возложены межрегиональным договором?

Идею преобразования Российской Федерации в конфедерацию имело бы смысл обсудить на специальной научно-практической конференции, например, в Казани, чтобы ученые и политики, собравшись на эту конференцию смогли обсудить принципы оптимального государственного устройства России.

Итак, что же будет лучше для России? Сохранить ли имеющееся государство в виде федерации и, соответственно, жестко пресекать попытки регионов перейти на договорные отношения с федеральным центром? Или же преобразовать это государство в конфедерацию, основой которой станет межрегиональный договор?

Источник: ИА REX
Рубрики: Право

Комментарии читателей (1):

Efim
Карма: 100
23.04.2017 01:29, #31460
Опрос, в основу которого легла настоящая публикация, запущен в социальной сети. См. http://maxpark.com/community/88/content/5795739. Вот и посмотри, к какому выводу придут члены более чем десятитысячного сообщества "Клуб интеллектуалов".
RedTram
Loading...
Новости net.finam.ru
География
МИР
РОССИЯ 
Центральный ФО
Приволжский ФО
Северо-Западный ФО
Северо-Кавказский ФО
Южный ФО
Уральский ФО
Сибирский ФО
Дальневосточный ФО
По каким критериям Вы измеряете эффективность Правительства России?
57.6% Стоимость продуктов питания на прилавках
Новости партнёров