Русская революция в контексте общеевропейской истории: размышления из Канады. Часть II

3 февраля 2017  10:46 Отправить по email
Печать

Первая часть

Чтобы оправдать перемены в политической жизни, сторонники перемен пришли к выводу о том, что надо подумать об источнике власти. Монархи получили свою власть от Бога. Сословия и разные корпоративные институты получили – от монарха. Появилось новое революционное понимание об источнике власти: нация – совокупность граждан в государстве. Только представители нации в законодательном институте могут управлять государством от имени народа.

Спорный вопрос сразу возник и продолжает вызвать споры во всех европейских странах (в том числе России) сегодня: что такое нация и кто может стать членом нации?

Движения за перемены превратились в революции, когда они встретили сопротивление монархов и корпоративных институтов. Революции стали возможными, когда формально или неформально организовалась коалиция всех недовольных элементов в стране. Но, когда бывшие исключенные из власти стали новыми правителями, другие исключенные элементы--особенно низкие классы, женщины и религиозные, этнические и расовые меньшинства--требовали свои места в нации.

«Тезис Палмера-Годешо» не уменьшает значение французской революции, как констатировали критики тезиса. Наоборот, он показывает, что французская революция была самой радикальной революцией в волне европейских революций в конце XVIII века.

Этот тезис тоже помогает нам прослеживать возникновение и развитие контрреволюционных движениях в Европе и в Америках. Эти движения имели огромное многообразие. Во Франции, среди контрреволюционеров были младшие братья короля Людовика XVI будущие короли Людовик XVIII и Чарльз X, философии Жозеф Де Местр и Луи Де Бональд, крестьянские бунтари в Вандее, бретонские и нормандские шуаны-партизаны. История европейской контрреволюции и консервативной политической мысли имела своего главного идеолога в английском парламенте Эдмунда Бурка, автора выпущенной в 1790 году "Размышления о французской революции".

Социализм, как идеологическое течение, также зародился в эпоху демократических революций. Руководитель тайного революционного общества «Заговор равных» Гракх Бабеф написал в манифесте общества, что французская революция не дала людям равенство. Всеобщее счастье придет только с социальным равенством. Провозгласил Бабеф «французская революция была только предшественником следующей революции. Революция большая, более торжественная и последняя!» [3]

Надо признаться, что французская революция положила начало общеевропейской гражданской войне по идеологическим направлениям. Конечно, были долгие и кровавые вооруженные войны между государствами и внутри государств во время французской революция. Во Франции, вооруженные гражданские войны были очень кровавыми. Но не все гражданские войны всегда вооруженные конфликты. Идеологические войны способны разделить целые общества вплоть до уровня семьи по политическим направлениям. Во Франции и всех европейских странах, в том числе в России, вспыхивали, особенно среди политических классов, острые конфликты между сторонниками и противниками французской революции. Когда кончилась эта общеевропейская идеологическая гражданская война? Может быть, русская революция и гражданская война заключили хоть один этап этой войны.

Вторая волна общеевропейских оппозиционных и революционных имела место между 1815 годом (окончательное поражение Наполеона Бонапарта) до 1848 года (начало революций 1848-1849 гг.). Россия вносила свой вклад в революционное брожение с декабристским восстанием в 1825 году. Идеологическое многообразие охарактеризовало этот период. Среди оппозиционеров и революционеров были либералы разных течений, радикалы (главным образом, республиканцы требующие всеобщее избирательно право и социальную справедливость), социалисты от мирных до революционных, и националисты (главным образом, либералы и радикалы). Среди них были разногласия, но не было четких идеологических "границ" или острая враждебность между ними. Враждующие идеологические блоки появились только в революциях 1848-1849 гг., когда стало ясно, что цели разных оппозиционных и революционных движений были взаимно несовместимые.

Уже, однако, в этом периоде, шла туманная дифференциация между течениями. Все группировки считали французскую революцию образом для своих будущих действий, но они подчеркивали отдельные слова французского революционного лозунга: "Свобода, равенство, братства!". Либералы и радикалы обычно подчеркивали свободу, социалисты равенство, и националисты братство.

Эта эпоха европейских революций имели свои особенности. При условиях нелегальности везде в Европе, оппозиционеры и революционеры организовали тайные общества как делали движение карбонариев в Италии и декабристы в России. Модель для тайных обществ был масонские ложи. Но, как будто повсеместность тайных обществ испугала много врагов революционных перемен и вызвала страх о мощных революционных заговорах. Конспирология впервые появилась во французской революций, были изданы книги, "доказывающие", что революция была работой заговора иллюминатов (оккультных мистиков) или масонов. Эти страхи о заговорах обострились во время второй волны революционного брожения. В позднем девятнадцатом веке, люди перестали верить в оккультные и масонские заговоры, но они начали верить в капиталистическо-коммунистический международный заговор евреев.

Элементы интернационализма охарактеризовали отношения между революционными организациями, особенно среди националистов и социалистов. Польские эмигранты везде участвовали в революциях за "нашу и вашу свободу". Итальянский патриот Джузеппе Мадзини в 1834 году организовал общество "Молодая Европа" с патриотами из разных национальностей. Союз Коммунистов, среди членов которых были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, объединял социалистов из разных стран.

Национализм разных народов занимал особенное место в этом периоде. Среди национально-освободительных движений были восстания в Польше, Бельгии, и Греции и организации за объединение Германии и Италии. Национализм был своеобразным ответом на вопрос: "Что такое нация?". Для националистов разных течений, члены этнической группы составляли нацию. Этнические идентичности и национализм в Европе возникали после французской революции, отчасти против универсализма эпохи Просвещения.

Национальности возникают, как результат осознания людьми этнической идентичности, эволюционирyют и образуют собственные государства. Важно заметить тот поворотный момент, когда члены национальной элиты принимают решения образовать национальность и добиваться своего собственного государства.

Немецко-американский теоретик национализма Ганс Кон заметил: "Национальности – творения живых исторических сил, и, следовательно, всегда колеблются и не являются неизменными, имея сложную совокупность различных элементов". [4, 13-14].]

Мечты оппозиционеров и революционеров терпели колоссальных крах везде в общеевропейских революциях 1848-1849 гг. Окончательное поражение революций завершилось в 1851 году, когда Луи Бонапарт, племянник Наполеона Бонапарта, стал император Наполеон III.

Быстрое падение режимов в Европе оказалось иллюзорным, когда оппозиционеры и революционеры попытали строить новую жизнь. Мнимое единство антиправительственных сил везде распалось. Либералы и многие радикалы боялись социальной революции низких классов и предпочитали восстановление порядка. Братство национальных движений потерпели крах, когда представители национальностей столкнулось с несовместимостью своих требований за автономию или независимость. Межнациональная рознь обострилась в многонациональной Австрийской империи, и гражданская война по этническим направлениям разжигались. "Весна народов" – описание мнимое освобождение народов в первых днях революциях – исчезла быстро.

Английский историк сэр Льюис Нэмир называл 1848 год "революцией интеллектуалов", чтобы подчеркнуть противоречие либерализма и революции и отчуждение интеллектуалов от народных масс. Особенно проявилась слабость либералов в Германии в достижении объединённого и свободного германского государства. Либералы капитулировали перед прусским королем и армией. Неудивительно, что некоторые историки смотрели на возникновение национал-социализма как закономерный результат трусливого менталитета германских либералов в революции 1848-1849 гг.

Классический период европейских революций от 1789 года до 1849 года закончился. Единственное крупное революционное выступление в последующих годах имело место в Париже в 1871 году с провозглашением Парижской коммуны. Анархистские выступления происходили часто в Италии и Испании и национальные движения продолжались в Австрийской империи и на Балканах. Но от подавления революций 1849-1849 до начало первой мировой войны в 1914 году, общеевропейское революционное пламя угасало. Пламя революции разжигались в Российской Империи.

Писать об оппозиционных и революционных движениях в Российской империи от отмены крепостного права в 1861 году до свержения царя Николая II в февральской революций в 1917 году сложное дело. В этот период составная часть истории общеевропейских революций и контрреволюций, начиная с французской революции. Можно прослеживать элементы преемственности и перемен и элементы сходств и различий. Самое главное обратить внимание на масштабность и многообразие событий в России, особенно в революции 1905-1907, революциях 1917 году и в гражданской войне (главным образом 1917-1921 гг.). Также необходимо учитывать тот факт, что Россия была самая многонациональная страна в Европе.

Наперекор стереотипам о "русской отсталости", многие политические и общественные события и течения в предреволюционной России предшествовали многим событиям и течениям в Европе после русской революции и особенно в современной Европе. Каждое европейское идеологическое направление имело свой русский эквивалент, но каждое течение адаптировались к условиям Российской империи. Не случайно постоянная адаптация европейских идеологий к условиям России потому что этот процесс был тесно связан с главным политическом вопросе в этом периоде – "Камо градеши Россия?" или "куда идешь Россия?". Это был вопрос о политическом развитии в пореформенном периоде.

Для правительства и политических классов были два вопроса о политическом развитии России.

1. Станет ли Россия европейском государством? В Европе, все государства в этом периоде были конституционные или полуконституционные монархии и республики.

2. Пойдёт ли Россия особенным путем? В особенности России верили не только консерваторы и реакционеры, но тоже либералы и социалисты.

Правда, дебаты об особенном пути страны имели место во всех европейских государствах. Но, в России, мощно дало говорить о различиях революционных течений от европейских. Эти различия были:

1. Существование социалистической интеллигенции. Европейские страны имели своих богемских интеллектуалов, маргиналов и заговорщиков. Российская революционная интеллигенция составляла целый слой населения и ее единственной целью было разрушением существующего строя.

2. Культура радикализации, через которую интеллигенция постоянно пополняла свои ряды. Радикализировалась студенческая молодежь, женщины, представители этнических и религиозных меньшинств. Предреволюционная радикализация имеет огромную актуальность для современной Европы.

3. Использование терроризма как метода политической борьбы против правительства. Историки обычно упоминают только убийство царя Александра II в 1881 году членами революционной организации Народная Воля. Пик терроризма состоялся в революции 1905-1907 гг., и в последующих годах. От 1905 до 1911 года, левые террористы из многих партий и движений убили или ранили почти 17 000 человек. Это был рекордом в общеевропейской "эпохи динамита" от 1870 до 1914 года, когда анархисты убили несколько дюжин людей. [5, 26-31]

Российская империя в разгаре революции пятого года стала местом рождения массовых крайне-правых партий и движения под общим названием черносотенцев. Самая большая черносотенная партия была Союз русского народа, насчитывавшая в своих рядах 400 000 членов в 1908 году. [6, 184]. Европейский рекорд в периоде возникновения крайне-правых политических партий в европейских странах.

Надо констатировать, что черносотенство было составной частью истории общеевропейских контрреволюционных и антиреволюционных движений, начиная с французской революции. Черносотенство было протестом против нового мира пореформенной России. Было частью общеевропейского бунта против нового мира, созданного французской революцией и другими великими переменами. Историки не обратили достаточного внимания на место черносотенства в общеевропейском истории контрреволюций. Черносотенство был предшественником современных европейских популистских партий и движений. Союз русского народа был самым открытым крайне-правым движением в довоенной Европе. Принятие женщин в члены и членство было многонациональным, многoрелигиозным и внеклассовым.

В заключение можно сказать, что сравнительный подход не уменьшает значение русской революции. Напротив, этот подход помогает нам понимать место русской революции в истории общеевропейских революций и контрреволюции. Продолжим наше путешествие в лабиринтах истории.

Ранее в этом сюжете: Русская революция в контексте общеевропейской истории: размышления из Канады. Часть I

Рекомендательная библиография по теме цикла:

1. Schama, Simon. Citizens: a chronicle of the French Revolution. New York: Knopf, 1989.

2. Brinton, Crane. The anatomy of revolution. Revised and expanded edition. New York: Vintage Books, 1965.

3. Manifesto of the Equals. Gracchus Babeuf and the Conspiracy of Equals.

https://www.marxists.org/history/france/revolution/conspiracy-equals/1796/manifesto.htm

4. Kohn, Hans. The idea of nationalism: a study in its origins and background. New York: The Macmillan Company, 1961.

5. Geifman: Anna. Thou shalt kill: revolutionary terrorism in Russia, 1894-1917. Princeton NJ: Princeton University Press, 1993.

6. Степанов, С. А. Черная сотня. Что они сделали для величия России. Москва: Яуза-пресс, 2013.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть