Крещение Господне: кому нужен Христос

23 января 2017  09:09 Отправить по email
Печать

Крещение Господне празднуется в нашей стране с не меньшим размахом, чем Рождество. Добавим к тому всенародную любовь к зимним видам оздоровительного экстрима и получим ту картину, что из года в год с неподдельным воодушевлением можно наблюдать во дворе и по новостям: тысяче людей всех возрастов ныряют в ледяную воду и затем ведрами несут ее домой. Все очень мило, радостно и крайне популярно.

Однако так уж человек устроен, что и в самые, казалось бы, веселые моменты он способен найти (при минимальном тонусе мыслительного процесса, не задавленного коллективно-бессознательным психозом) нотку трезвой, спокойной грусти… И, как ни странно, но эти ноты присутствуют и в современных устоявшихся формах церковных празднований. Читатель имеет право счесть это занудным критиканством, но в чем мы можем найти точку соприкосновения, так это в вопросе о смыслах и смыслах глубинных. Здесь придется оставить в стороне попкорн и переключиться с беспечного веселья в режим поиска реальной смысловой картины происходящего. А смыслы, как известно, просто так не открываются. Их находят только те, кто ищет и задает вопросы. В данном контексте вопросов два:

  1. Неужели именно для этого пришел Христос на землю?

  2. Чем занимается Церковь?

Чтобы не напрягаться лишний раз, размышляя над первым вопросом, отсылаем читателей к предыдущей статье. Здесь же придется потрудиться.

Так чем же занимается, в массе своей, Церковь в эти и многие дни своих праздников? Говоря попросту – удовлетворением религиозных, а точнее магических потребностей граждан. Чтобы в этом убедиться достаточно спросить людей, пришедших за святой водой. К примеру: какая вода более благодатна, крещенская или богоявленская? В чем смысл праздника?.. Более 90% опрошенных в таких случаях выявляют почти 100%-е невежество. И вся драма заключается не в том, что народ «невежда бо в законе» (Ин. 7:49), а в том, что делает Церковь с этим?

С началом патриаршества его святейшества Кирилла лед христианского просвещения, тронувшийся еще с момента развала СССР, казалось бы, должен был набрать если не космическую, то близкую к звуковому барьеру скорость. Однако все оказалось куда прозаичнее и общую ситуацию эти маленькие шаги не меняют.1

Общая ситуация же такова, что Святое Крещение, как таинство вхождения в Церковь, в новую жизнь во Христе, практически отсутствует в сознании среднего обывателя, пришедшего получить те или иные «религиозные» услуги. Неповторимая личность Христа, Его Евангелие в данном контексте никому не интересны. Практически вся религиозность носит магически-бытовой характер. По слову профессора московской духовной академии Осипова: «стопроцентное язычество при стопроцентной православной форме». Но самое большое недоумение у сознательно верующего, образованного человека может вызывать не это, а какое-то пассивно-отстраненное с одной стороны и востороженно-наивное восприятие духовенством и их священноначалия всеобщего праздничного ажиотажа.

В древности присутствовать на Крещении2 и тем более принимать его могли только те, кто реально делом и жизнью, а порой и кровью, засвидетельствовали, что христианство для них не досуг воскресного дня, а сама их жизнь. Человек проходил серьезное испытание и поэтапное научение вере (оглашение), длившееся 1,5 до 15 лет. Оглашаемый был уже верующий во Христа и своей верой выражал готовность, не будучи еще крещенным, взять на себя обязательства и правила христианской жизни под духовным руководством опытных членов Церкви. Только пройдя все этапы посвящения, он торжественно перед всей общиной во главе с епископом, приносил обеты Крещения. Церковь свидетельствовала в лице поручителя и катехизатора (обязанности которого в первые века возлагались в первую очередь на епископов) об искренности и серьезности намерений катехумена.

Церковь знала своих и получить что-то от Церкви, не будучи реальным, активным Ее членом, было практически невозможно. Нынешнее положение вещей напоминает, по слову Библии, виноградник без ограды, куда может зайти кто угодно. На языке богословия это именуется как «упадок Церковного сознания», или обмирщение, секуляризация Церкви.

Как бы это не звучало печально, но данная тенденция, течет веками и самая большая опасность здесь не в людях, заходящих в неогражденный виноградник, а в виноградарях, позабывших Кем и зачем и куда они поставлены, нести самое великое и ответственное из служений на земле…

1 Речь идет о принятом Священным Синодом от 11 дек 2011 года документа об организации подготовки ко крещению (катехизации), где минимальным допуском ко крещению является прохождение 2 рекомендуемых огласительных бесед перед крещением.

2 Стоить отметить, что в те времена Рождество и Крешение не были отделены, все это было единым событием Богоявления. Именно в эти торжественные дни и на Пасху Церковь принимало в свое лоно новых членов, бывших оглашаемых.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Efim
Карма: 86
23.01.2017 17:44, #31076
Хороший вопрос: кому нужен Христос. Он, надо полагать, нужен верующим. Есть и более конкретный вопрос: относится ли к их числу автор этой, на мой взгляд, сомнительной публикации?
sergeev
Карма: 999
24.01.2017 16:37, #31079
Очень печальная, философски-глубокая и правдивая статья.
Боль автора пронизывает и меня. И я вижу то же, что и автор.
Однако трудно и Церкви, когда в государстве торжествует религия золотого тельца, его служители научились держать свечу и креститься, а силы тьмы торжествуют днём, уже не боясь света.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть