Как изменилось российское налоговое законодательство в 2016 году

26 декабря 2016  15:31 Отправить по email
Печать

2016 год оказался богат на изменения в законодательстве, связанные с порядком уплаты налогов и сборов, а также процедурой их администрирования.

Власти пошли навстречу налогоплательщикам-физическим лицам, предоставив им возможность подавать уведомления о транспортных средствах и недвижимости имуществе в любое подразделение налоговой службы. Напомним, что в 2015 году эту информацию принимали исключительно по месту жительства или нахождения недвижимости.

Но одновременно более сложный характер был придан процедуре составление отчетности 6-НДФЛ (ее ввели с целью ужесточения контроля за своевременностью уплаты налога на доходы физических лиц). Интересно отметить, что при этом сохранились ранее существовавшие обязательства граждан по подаче сведений о выплатах этого вида налогов (2-НДФЛ, 3-НДФЛ, 6-НДФЛ).

Параллельно в законодательстве появились нормы, предусматривающие наложение штрафов за несвоевременное предоставление отчетности по НДФЛ. Более того, сотрудникам ФНС было предоставлено право замораживать счета за совершение такого рода нарушения. «Налоговикам» также дали возможность запрашивать документы в ходе камеральных проверок деклараций по акцизам.

Изменениям подвергли и формулу расчета пени: с этой целью начала использоваться ключевая ставка Центробанка.

Серьезные корректировки пережило закрепленное в законодательстве определение понятия «амортизированное имущество». С 1 января 2016 года с его помощью стали обозначать имущество, стоимостью которого превышает 100 000 руб., находящееся при этом в пользовании владельца более 12 месяцев.

Изменениям подверглись нормы закона, регулирующие вопрос об отсутствии НДФЛ при реализации имущества физическим лицом. В частности, НДФЛ не будет уплачиваться, если до совершения сделки по реализации недвижимость последняя находилась в собственности продавца в течение не менее 5 лет (ранее эта планка была установлена на уровне 3-х лет). Особо следует подчеркнуть, что этот порядок применяется к недвижимости, приобретенной собственником в период с 1 января 2016 года включительно.

Незначительно трансформировался также порядок определения доходов у компаний, использующих упрощенную систему налогообложения. В процессе определения объекта налогообложения теперь учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном согласно п. п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). В прошлом объект налогообложения складывался из доходов от реализации (определяемых в соответствии со ст. 249 НК РФ) и внереализационных доходов (вычисляемых в порядке, прописанном в ст. 250 НК РФ). Как результат, порядок определения доходов в рамках применения УСН стал несколько шире, хотя и не претерпел принципиальных изменений. Например, п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях гл. 25 НК РФ отныне отнесены средства, полученные путем реализации товаров, работ, услуг или имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ.

В пункте 2 ст. 248 НК РФ содержится только оговорка, согласно которой имущество, услуги, результаты работ или имущественные права рассматриваются в качестве полученных безвозмездно, если их приобретение не связано с возникновением у приобретателя обязательств, связанных с переуступкой полученного передающему лицу (либо выполнением для него работ или оказанием услуг).

В то же время, как и было положено ранее, из состава доходов следует исключать средства, упомянутые в п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ. Например, в ходе определения объекта налогообложения не должны учитываться доходы, облагаемые налогом на прибыль организаций по ставкам, указанным в п. п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ. В равной степени это касается доходов ИП, облагаемых НДФЛ по ставкам, закрепленным в п. п. 2, 5 ст. 224 НК РФ.

Оценивая ситуацию в целом, можно заключить, что в 2016 году основные изменения коснулись преимущественно сферы администрирования уплаты налогов и сборов и были направлены в сторону усложнения этой процедуры.

В 2017 году в законодательство будет внесено весьма ощутимое количество изменений, также направленных на усиление администрирования. Трансформация законодательства будет также подразумевать расширение прав органов ФНС.

Так, с 2017 года компании, подающие налоговую отчетность по электронным каналам связи, должны обязать отвечать на пояснения и требования, возникшие в связи с проведением камеральных проверок, также в электронном в виде. Предоставления ответов на бумажных носителях будет рассматриваться как нарушение закона, карающееся наложением штрафа и даже блокировкой счетов.

Начиная со следующего года, контролируемую задолженность будут определять, исходя из совокупности всех обязательств налогоплательщика, обладающих соответствующими признаками.

Одновременно будет повышен порог по выручке для применяющих упрощенную систему налогообложения плательщиков. На сегодняшний день его размер равен 120 млн руб. Кабинет министров планирует поднять этот показатель до 150 млн руб.

Существенные изменения в 2017 году ожидают зарубежные организации, оказывающие услуги в электронной форме. Например, НК РФ дополняется ст. 174.2. В соответствии с ее положениями, иностранным компаниям, занимающимся предоставлением услуг на территории РФ в электронной форме, будет необходимо пройти постановку на учет в органах ФНС России. Следует отметить, что перечень услуг, поставщиков которых охватит действие этого закона, весьма широк. В частности, в него вошли размещение предложений о приобретении или реализации товаров, услуг или работ либо имущественных прав в Интернете. Кроме того, в перечень было включено предоставление прав на использование электронных публикаций и информационных материалов, включая графические изображения, музыку и т.д. Последнее распространяется в том числе на практику предоставления удаленного доступа к материалам для просмотра или прослушивания. Действие закона охватит в том числе работу интернет-магазинов, если поставка товаров, оказание услуг или выполнение работ будет осуществляться без использования Интернета. Также в упомянутый перечень вошла реализация и передача прав на использование программ для ЭВМ (что подразумевает в том числе компьютерные видеоигры) и баз данных, хранимых на материальных носителях.

Наконец, в 2017 года обретут юридическую силу поправки к ст. 102 НК РФ, дающие налогоплательщику право на проверку контрагентов (в порядке проявления должной степени осмотрительности) через личный кабинет. Данная услуга будет предоставляться также с 2017 года.

Давид Капианидзе – руководитель налоговой практики BMS Law Firm, специально для ИА REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть