Игра «в долгую»: Почему Бахрейн выбирает Россию

8 сентября 2016  10:15 Отправить по email
Печать

6 сентября Москву, уже не в первый раз, посетил король Бахрейна Хамад Бен Иса Аль Халифа. Человек с безупречным британским военным образованием, аккуратный, вдумчивый - он осмотрел выставку российского вооружения «Армия-2016» и оттуда поехал на встречу с Президентом России. На то есть веские причины.

Давайте представим себя Бахрейном. Небольшой островной монархией площадью около 700 кв.км., т.е. чуть больше Казани и чуть меньше Перми, расположенным на 33 островах. При населении в 1,2 млн. - меньше половины являются гражданами, а остальные - трудовые мигранты. 70 процентов населения - шииты, все рычаги управления - в руках суннитов, и ваши ключевые союзники в регионе - суннитские монархии Залива, члены ССАГПЗ.

И еще вы - основная база 5-го флота ВМС США, а это означает, что количество американских объектов военной инфраструктуры на вашей территории исчисляется сотнями, военнослужащих тысячами. Основной вероятный противник этих нешуточных сил в регионе, без сомнения, шиитский Иран.

При этом, как писал когда-то профессор Толкин, багровая тьма вокруг вас сгущается. Ярко пылают Ирак и Сирия, горит Йемен, тлеет Синай, в лучах закатного солнца отчетливо читаются ливийские дымы - и конца этому хороводу сигнальных огней не видно даже самым смелым предсказателям.

А еще в 2011 г. в разгар «арабской весны» Бахрейн зацепила своя «жемчужная революция», когда только сочетанием тонкого внутриполитического лавирования и применения вооруженных сил стран-союзников (КСА и ОАЭ) в качестве «показательной дубины» удалось предотвратить скатывание ситуации в необратимый хаотический водоворот. События тогда сильно напугали не только собственно бахрейнские элиты, но и стали очевидным знаком для всех «заливных монархий»: неприкасаемых в рамках «Большого Ближнего Востока» больше нет. А если многочисленные внутренние противоречия и диспропорции в этих государствах будут продолжать накапливаться, у некоторых западных последователей Л.Д.Троцкого может возникнуть стойкое желание поучаствовать в принудительной демократизации — или, по крайней мере, поддержать нарастающую протестность молчаливым и одобрительным киванием.

Даже идейно, казалось бы, выверенная борьба руководства Бахрейна с шиитской оппозицией летом этого года вызывает неожиданный окрик из Государственного департамента США, ознакомиться с которым (конечно, не на правах рекламы) можно по ссылке на весьма примечательный сетевой ресурс Americans for Democracy&Human Rights in Bahrain - http://www.adhrb.org/2016/06/us-state-department-releases-overdue-report-human-rights-situation-bahrain/.

Когда ты король, военный и вдумчивый, а вокруг все так, как мы описали — необходимо ломать тенденцию. И диверсифицировать риски — играть в долгую. Только этим можно объяснить, что в ходе визита были подписаны два весьма серьезных смысловых документа — соглашение о Межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и соглашение о военном сотрудничестве, которые всегда были краеугольными механизмами активизации реального полноформатного взаимодействия во всем, что касается гражданской экономики и приобретения продукции российского ОПК. Это, своего рода, обязательная программа современных международных экономических отношений в российской практике. Кстати, и два подписанных технических документа в сфере разработки углеводородов (по СПГ и геологии) — тоже не стоит сбрасывать со счетов. Запланировано там, очевидно, богато. Они тоже задают вектор.

Так что, внятность в отстаивании своих принципов и интересов в регионе Ближнего Востока - уже приносит России очевидные дивиденды. И это вовсе не просто «геополитический шум», как пугали нас сторонники «либерального непротивления». Это реальное финансовое топливо для отечественной экономики, которое ей сейчас крайне необходимо. Напомним, что Бахрейн через РФПИ уже вложил 250 млн. долл в различные российские проекты. И, похоже, бросать это занятие не намерен.

Не стоит, впрочем, обольщаться — любое сотрудничество ведется только в случае обоюдной выгоды, но модальности и мотивы здесь могут быть самыми разнообразными, в т.ч. внеэкономическими - для одной или более сторон. Так, например, и с подписанным вчера на полях «Армии-2016» соглашением о военном сотрудничестве между Россией и Катаром...

Дмитрий Егорченков - заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, специально для REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть