Новое «окно в Европу»: «Газпром» заходит с Юга

7 сентября 2016  10:59 Отправить по email
Печать

В «Газпроме» заявили, что Анкара предоставит возможность поставок газа по трубопроводу «Турецкий поток» в Европу на турецко-греческой границе. Так председатель концерна Алексей Миллер ответил на вопрос о возможности поставок в европейском направлении, передает ТАСС.

Миллер также опроверг слухи о том, что работа по проекту «Южный поток» в прежней конфигурации — с трубой на Болгарию — может быть продолжена. «Нет, речь идет исключительно о переоформлении всех выданных ранее разрешений на "Турецкий поток", морской газопровод из России в Турцию», — сообщил он.

Политику "Газпрома" на турецком направлении комментирует эксперт по энергетике Ваге Давтян:

"Заявление главы Газпрома Алексея Миллера об окончательном отказе от «болгарского сценария» поставок природного газа в Европу, по сути, не является чем-то новым и формирующим новые реалии в российской энергетической политике. Еще в декабре 2014 г., после остановки работы по строительству газопровода «Южный поток» со стороны Болгарии президент Путин публично оценил позицию Евросоюза как неконструктивную и высказался за перенаправление газовых потоков на другие регионы с формированием новых энергетических коридоров. Более того, с аналогичным заявлением тогда же выступил и сам Миллер, отметивший, что возврата к проекту больше не будет.

При этом трубы для первой нитки газопровода уже были изготовлены и доставлены в Варну. Заявления эти, кстати, были сделаны в Анкаре, что уже тогда свидетельствовало о стремлении российской стороны и дальше развивать турецкий вектор своей энергостратегии, заложенный еще в рамках проекта «Голубой поток» и строительства атомной станции «Аккую».

И все же повторное заявление Миллера примечательно в том плане, что оно было сделано уже в несколько иной политической обстановке - в условиях перезапуска отношений с Турцией, традиционно стремящейся в европейскую семью, ныне же присматривающейся и к другим интеграционным форматам, в частности, к евразийскому.

Итак, с одной стороны, отказываясь от «Южного потока» и заменяя его более политически рентабельным «Турецким потоком», Россия повышеает статус Турции как энергетического хаба европейского уровня и тем самым создает почву для более предсказуемых двухсторонних отношений. С другой стороны, реализация проекта «Турецкий поток» демонстрирует нежелание России понижать свою значимость для европейских энергетических рынков, на протяжении многих лет пытающихся диверсифицировать газовые поставки и освободиться от «российской газовой экспансии».

«Турецкий поток» демонстрирует еще одну, не менее важную составляющую, а скорее – трансформацию в российской энергетической политике. Речь, в частности, идет об изменении подходов к Третьему энергопакету ЕС, запрещающему одной компании добывать, транспортировать и продавать газ. Энергопакет, традиционно воспринимаемый в России в качестве инструмента сдерживания продвижения Газпрома на европейских энергетических рынках, сегодня уже приобретает иное значение.

А именно: для реализации поставок по «Турецкому потоку» Россия сможет использовать до 50% емкости лоббируемого Евросоюзом Трансадриатического газопровода (TAP), вписываясь, таким образом, в логику новой европейской энергетической политики и ограждая себя от возможных нападок в будущем. Такое переосмысление Третьего энергетического пакета ЕС можно обозначить не иначе как «энергетический прагматизм».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть