Европейская безопасность в контексте отношений Украины и НАТО. Часть III

19 июня 2016  09:29 Отправить по email
Печать

Четвертый этап

Вскоре после инаугурации в январе 2005 г. В. Ющен­ко получил приглашение участвовать в саммите НАТО в Брюсселе, который должен был состояться 22 февраля. В этот день прошло заседание КУН на уровне глав государств и правительств с участием В. Ющенко. Выступая на заседа­нии КУН, Президент Украины подтвердил намерения своей страны продолжать курс на интеграцию в европейские и ев­роатлантические структуры с перспективой получения член­ства в НАТО и ЕС. При этом В. Ющенко подчеркнул, что стратегическая цель Украины - стать членом Альянса – неизменна. Также он заявил о готовности Украины уже на этом этапе присоединиться к Плану действий по подго­товке к членству (ПДЧ) в Альянсе.

В свою очередь, лидеры стран-участниц блока НАТО выразили свою поддержку амбициозным планам но­вого украинского президента по реформам в Украине, кото­рые в целом соответствовали целям, определенным в Плане действий Украина - НАТО. Они согласились пересмотреть и направить сотрудничество между НАТО и Украиной в соот­ветствии с приоритетами новой власти.

21 апреля 2005 г. в Вильнюсе состоялось очередное заседание КУН на уровне руководителей внешнеполитиче­ских ведомств, главным результатом которого стало решение о приглашении Украины к Интенсифицированному диалогу с НАТО по вопросам членства и реформ, которые должны обеспечить сближение Украины с Альянсом. Его полное на­звание «Углубленный диалог с НАТО по вопросам членст­ва». Впервые о возможности его начала со странами-участ­ницами Программы «Партнерство ради мира» было объявле­но на Мадридском саммите 1997 г.

В частности, в ст. 8 Мадридской декларации относи­тельно евроатлантической безопасности и сотрудничества, принятой по результатам заседания Североатлантического совета НАТО на уровне глав государств и правительства 8 июля 1997 г., отмечалось: «Мы (главы госу­дарств и правительств стран-членов НАТО) также намере­ны продолжать интенсифицированный диалог с теми стра­нами, которые желают приобрести членство в НАТО, или, наоборот, хотели бы осуществлять диалог с НАТО по вопро­сам членства. С этой целью интенсифицированный диалог будет покрывать широкий круг вопросов политических, во­енных, финансовых и вопросов безопасности, которые каса­ются возможного членства в НАТО, однако без последствий в отношении любого возможного решения НАТО. Этот диа­лог будет включать заседания в рамках СЕАП, а также пе­риодические заседания с Североатлантическим советом на уровне послов, Международным секретариатом НАТО и другими соответствующими органами НАТО»1.

Первый шаг на этом пути был сделан 27 июня 2005 г. во время визита Генерального секретаря НАТО в Киев, когда правительство Украины официально представило первый документ для обсуждения (Initial Discussion Paper). В нем рассматривались такие ключевые вопросы, как внутренняя и внешняя политика, реформирование сферы безопасности и обороны, вопросы права и др. области, где необходимо было достичь прогресса для того, чтобы приблизить к реальности устремления Украины.

В Вильнюсе Альянс и Украина объявили о пакете краткосрочных мер, направленных на уг­лубление сотрудничества между НАТО и Украиной в ключе­вых областях реформ: усиление демократических институ­тов, совершенствования политического диалога, интенсифи­кация реформ сектора безопасности и обороны, улучшение информирования общественности и управление социально­-экономическими последствиями реформ. Это те сферы, в ко­торых НАТО могло предложить свои опыт и знания, а в не­которых случаях и материальную помощь. Этот пакет крат­косрочных мер призван сосредоточить практическое сотруд­ничество на поддержке срочных реформ. Обе эти инициати­вы должны дополнить и усилить текущее сотрудничество в рамках Плана действий Украина-НАТО.

Эти инициативы нашли отражение в совместном докумен­те под названием «Укрепление сотрудничества Украина-НАТО: краткосрочные мероприятия»2, подготовленном на основе предложений Украины и государств-членов Северо­атлантического альянса.

Указанные мероприятия должны были осуществляться в рамках Плана действий Украина-НАТО, учитывая решение «начать Углубленный диалог относительно стремлений Ук­раины к обретению членства и соответствующих реформ без учета любых возможных решений Альянса»3.

Интенсифицированный диалог включал периодиче­ские встречи с Североатлантическим советом на уровне по­слов (до 2 раз в год), Группой экспертов Международного секретариата НАТО (до 3 раз в год) и, в случае запроса стра­ны-участницы, с другими органами НАТО. В состав Группы экспертов НАТО, которая является основным партнером страны-участницы во время Интенсифицированного диалога, входили представители подразделений Международного сек­ретариата и других структур НАТО, которые имели отно­шение к вопросам, связанным с членством.

В ходе Вильнюсского заседания КУН было также подписано Соглашение относительно вклада Украины в антитеррористическую операцию НАТО в Средиземном море «Активные усилия». На этом заседании Украина и НАТО также договорились начать ряд новых инициатив с целью углубления сотрудничества в контексте проведения реформ в Украине. Эти новые инициативы были отражены в совместном до­кументе «Укрепление сотрудничества Украина-НАТО: крат­косрочные мероприятия», подготовленном на основе пред­ложений Украины и государств-членов. Указанные меро­приятия осуществляются в рамках Плана действий Украина-НАТО.

Таким образом, цель Интенсифицированного диало­га было предоставление Украине возмож­ности ознакомиться с тем, что нее ожидают как от государства - потенциального члена Альянса, и в то же вре­мя позволить НАТО ознакомиться с реформами, которые проводятся Украиной, и с потенциалами, которыми страна обладает.

Интенсифицированный диалог рассматривался Ук­раиной как важное звено в цепи шагов на пути к вступлению в Альянс. По мнению руководства страны, диалог давал возможность Украине и НАТО справиться с возможными трудностями и вызовами, связанными с перспективой вступления Украины в этот блок; рассмотреть возможное влияние такого вступления и обязательств, которые будут на Киев наложены, на разные стороны жизни государства; определиться в отношении необходи­мых реформ»4.

Начало Интенсифицированного диалога стало важ­ным этапом в развитии отношений между НАТО и Украиной и движении этого государства к евроатлантической интегра­ции. Через этап Интенсифицированного диалога прошли все 9 «новых» членов НАТО, которые присоединились к Аль­янсу в 1999 и 2004 гг., а также все нынешние страны-участ­ницы Плана действий относительно членства. Поэтому ре­шения, принятые в апреле 2005 г., через несколько месяцев после «оранжевой революции», являлись четким сигналом о поддержке стремлений Украины, который посылают госу­дарства-члены НАТО. Вместе с тем, следует заметить, что данный процесс не гарантировал приглашение присое­диниться к Альянсу - такое приглашение зависит от резуль­татов достижения Украины главных целей реформ. НАТО и отдельные страны-члены брали на себя обязательства про­должать оказывать помощь и давать советы Украине, но темпы продвижения зависели от нее самой.

Осенью 2006 г. ожидалось привлечение Украины к следующему этапу отношений с НАТО - реализации про­граммы План действий по членству в НАТО (ПДЧ). Однако 14 сентября 2006 г. в ходе очередного заседания КУН пре­мьер-министр Украины В.Ф. Януковича предложил перене­сти присоединение Украины к ПДЧ на более поздний пери­од, обуславливая это необходимостью дополнительного вре­мени для обеспечения повышения уровня осведомленности украинского общества о НАТО.

29 ноября 2006 г. состоялся саммит НАТО в Риге, по результатам которого обнародована Рижская Декларация, оп­ределившая далеко идущие политические цели дальнейшей трансформации НАТО и пути их реализации. В ней подтверждалось, что Альянс будет активизиро­вать диалог с Украиной, который охватывает весь спектр по­литических, военных, финансовых вопросов и вопросов безопасности, касающихся стремления Украины к членству, без ущерба для Альянса. Подчеркивалось, что НАТО под­тверждает важность отношений с Украиной и приветствует прогресс, достигнутый в рамках интенсивного диалога. От­мечалось, что Альянс ценит существенный вклад Украины в евроатлантическую безопасность, в том числе посредством участия в операциях под руководством НАТО и усилия по развитию регионального сотрудничества. Альянс призвал Украину продолжать вносить вклад в обеспечение регио­нальной безопасности и заявил о своей решимости продол­жать оказывать содействие посредством практического со­трудничества в реализации далеко идущих реформ, в частно­сти, в сфере национальной безопасности, обороны, реформирования оборонно-промышленного сектора и борьбы с кор­рупцией5.

В Декларации, очевидно, в целом адекватно были отражены состояние и перспективы развития отношений Украины с НАТО. Подтверждение политики «открытых дверей» НАТО и положение о возможности приглашения всех демократиче­ских европейских стран к ПДЧ на любом этапе оставляет Украине шансы получить такое приглашение в зависимости от готовности нашего государства к этому шагу.

11 февраля 2007 г. Президент Украины утвердил Стратегию национальной безопасности Украины, которая относила к стратегическим приоритетам внешней политики обеспечение благоприятных внешних условий для развития и безопасности государства, включающее, среди прочего, «присоединение Украины к европейской и евроатлантиче­ской системам безопасности, что предусматривает взаимовы­годное сотрудничество с НАТО, формирование условий для вступления Украины в НАТО»6.

18 июня 2007 г. Президентом Украины был подписан Указ «О целевом плане Украина-НАТО на 2007 г. в рамках Плана действий Украина-НАТО». Согласно этому документу, Украина планировала активизировать реализацию практического механизма достижения необхо­димого уровня совместимости с вооруженными силами госу­дарств-членов НАТО, регулярно проводить совместные во­енные учения для оценки накопленного опыта и активно уча­ствовать в соответствующих программах. В Указе подчерки­валось, что Украина уделяет должное внимание вопросам, которые приобретают приоритетное значение в рамках дея­тельности СЕАП, в частности, поддержке демократических ценностей партнерства, противодействия торговле людьми, борьбе с организованной преступностью и торговлей нарко­тиками. Кроме того, в Указе отмечалось, что Украина разде­ляет цели политики партнерства НАТО и обязуется прини­мать активное участие в мероприятиях Программы «Парт­нерство ради мира», а также Украина планирует активизиро­вать реализацию практического механизма достижения не­обходимого уровня совместимости с вооруженными силами государств-членов НАТО, регулярно проводить совмест­ные военные учения для оценки накопленного опыта и активно участвовать в соответствующих программах7.

21 октября 2007 г. Президентом Украины В. Ющенко была подтверждена неизменность курса на членство Украины в НАТО и ЕС. Глава украинского государства призвал партнеров Украины поддержать ее в стремлении присоеди­ниться к Плану действий по членству (ПДЧ). С целью по­высить осведомленность общественности Украины о приоритетных направлениях ее внешнеполитического курса, в соответствии с «Государственной программой информирования общественности по вопросам евроатланти­ческой интеграции Украины на 2004-2007 гг.» украинское внешнеполитическое ведомство проводи­ло активную информационно-разъяснительную работу. Адресуя ее в основном Востоку Украины.

7 декабря 2007 г. в штаб-квартире НАТО прошло заседание КУН с участием глав МИД, на котором Украина обратилась к Альянсу с просьбой поддержать ее стремление присоединиться к ПДЧ. В свою очередь, большинство союзников связало рассмотрение вопроса об углублении сотрудничества с Украиной с быстрым формиро­ванием в Украине правительственной коалиции и формиро­ванием позиции будущего премьер-министра Украины отно­сительно сотрудничества с НАТО и ПДЧ в частности.

2-4 апреля 2008 г. в румынской столице работал саммит НАТО, который выявил имеющиеся противоречия внутри блока по вопросу принятия в состав новых членов, в частности Украины и Грузии. Против предоставления им статуса кандидатов в члены блока выступили Германия, Франция, Италия, Ни­дерланды, Люксембург, Бельгия, которые заявили, что Украина не готова к вступлению в Альянс. Эти страны мотивировали свое решение тем, что большинство украинского населения выступают против вступления Украины в Альянс. Поддержали же такой план скорейшего принятия Украины в ряды НАТО: США прибалтийские республики, а также Польша, Чехия и Румыния. При это было особо подчеркнуто, что Альянс вновь рассмотрит вопрос о присоединении Украины к ПДЧ и в долгосрочной перспективе оставляет двери блока для нее (а также Грузии) открытыми8.

Почему же президент Украины В. Ющенко так настойчиво пытался втянуть свою страну в НАТО? Профессор В.Н. Бабенко считает, что «стремительно теряя свой авторитет среди населения и опасаясь возможного изменения международной обстановки, а также в преддверии президентских выборов 2010 г. на Украине, он пытался создать условия для принятия страны в Североатлантический альянс, чтобы уже с его помощью решать сложнейшие вопросы энергетической безопасности, территориальные проблемы и т.д.»9.

4 апреля 2009 г. прошел юбилейный саммит НАТО, которая отмечала свое 60-летие. В Декларации саммита лидеры государств-членов организации подчеркнули, что расширение Альянса явилось исторически верным и ус­пешным шагом, что обеспечило приближение стран-участниц к созданию единой и свободной Европы. Отмечалось также, что НАТО оставляет открытыми свои двери для всех европейских демокра­тий, разделяющих ценности блока, готовы и способны принимать ответственность и обязательства по членству, и включение которых может способствовать вкладу в общую безопасность и стабильность. Альянс будет развивать отно­шения с партнерами как в Евроатлантике, так и за ее пределами, с которыми у него есть совмест­ные обязательства по коллективной безопасности10.

Таким образом, саммит Альянса подобным заявлением, очевидно, подтвердил решение сам­мита НАТО в Бухаресте в 2008 г. по поводу евроатлантического будущего Украины.

21 августа 2009 г. была подписана Декларация о дополнении Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО, отра­зившая прогресс, достигнутый в предыдущие годы в отношениях Украины и НАТО. В ней говорилось, что КУН следует исполнять ведущую роль в контроле над процессом, начатом на саммите НАТО в Бухаресте. Также речь шла об углублении политического диалога и сотрудничества между НАТО и Украиной на всех уровнях; о содейст­вии Украине в продолжении поли­тической, экономической и военной реформ в контексте ее евроатлантических устремлений, целью которых является вступление в блок. При этом внимание фокусируется на основных демократических и институциональных преобразованиях11.

Согласно Декларации, КУН должна была созы­ваться, помимо предусмот­ренных Хартией об особых отношениях Украины и НАТО регулярных встреч, еще и по требованию Киева в соответствии с п. 8 программы НАТО «Партнёрство во имя мира» в случае, если Украина почувствует угрозу своей целостности, независимо­сти и безопасности12.

4 декабря 2009 г. на заседании САС НАТО в Брюсселе были подтвер­ждены обязательства союзников относительно бу­дущего членства Киева в Альянсе, а также их намерение содействовать продолжению реформ на Украине, способных приблизить ее к необходимым критериям.

В ходе выборной кампании по выборам президента Украины в 2010 г. кандидат на этот пост В.Ф. Янукович декларировал намерение проводить сбалансированную политику. Как он говорил, Украина заинтересована в присоединении к Европейской политике безопасности и обороны в качестве внеблоковой страны, которая способна «проводить политику, объединяющую евро­пейские и евразийские страны». По словам, В. Януковича, НАТО не может являться основной структурой европейской безопасности. А посему необходимо реконструировать «системы европейской коллективной безопасности», в которой участвовали бы Украина, Россия и НАТО13.

Пятый этап

Победа В. Януковича на выборах президента в 2010 г. президентом Украины ознаме­новала начало следующего этапа в отношениях Ук­раины и НАТО. Завершая рассмотрение предшествовавшего этапа, заметим, что президент В.А. Ющенко весьма старался в годы руководства Украиной обеспечить ускоренное вступление Украины в НАТО. При нем фактически впервые во внешней политике Украины стал реализовываться курс на доминирование единственного - западного – внешнеполитического вектора. Украинская внешняя политика стала НАТО-центричной, прочие же векторы, в том числе российский отодвинуты в сторону, мешая решению главной задачи - интеграции в Североатлантический Альянс. В результате во внешнеполитиче­ской сфере на Украине произошел перекос в сторону исключительно западного вектора, что отразилось на уровне и качестве отношений с другими партнерами, в первую очередь с Россией.

Обращаясь к новому этапу отметим, то его характер и особенности в основном были определены в первых после победы на выборах выступлениях В. Януковича. Так, в своей инаугурационной речи 25 февраля 2010 г. он заявил, что Украина, «будучи мостом между Востоком и Западом, интегральной частью Европы и бывшего СССР, изберет такую внешнюю политику, которая позволит нашему государству получить максимальный результат от развития равноправных и взаи­мовыгодных отношений с РФ, ЕС, США и другими государ­ствами, которые влияют на развитие ситуации в мире… Вызовы, которые стоят перед международ­ным сообществом, диктуют потребность объединяться в бо­лее широкий формат. Человечеству, и Украине в том числе, нужен ЕС в глобальном чтении… Единствен­ный Мир как силу, способную гарантировать планете мирное сосуществование разных цивилизаций, энергетическую, эко­логическую, продовольственную безопасность. Мы готовы принимать участие в таких процессах, как европейское внеблоковое государство. Я намереваюсь предложить эту кон­цепцию парламенту для вырабатывания основ внешней по­литики Украины и, надеюсь, высший законодательный орган меня поддержит»14.

2 апреля 2010 г. В. Януковичем был подписан указ о ликвидации Межведомственной комиссии по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО15. Другим указом был ликвидирован Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции16.

Наряду с этим Киев подтвердил ожидания Альянса по участию украинских Вооруженных Сил в совместных операци­ях с НАТО и Силах реагирования, а правительство страны утвердило план мероприятий по реализации «Годовой национальной про­граммы сотрудничества Украина-НАТО на 2010 г.». В рас­поряжении, в частности, предусмотрено бюджетное финан­сирование целого ряда мероприятий по пропаганде НАТО17.

18 ноября 2010 г. Президентом В. Януковичем был подписан Указ «Об обеспечении продолжения конструктивного парт­нерства Украины с НАТО», которым утверждалось По­ложение о национальных координаторах по вопросам парт­нерства Украины с НАТО. Этот документ устанавливал инсти­тут национальных координаторов: по вопросам партнерства Украины с НАТО в сфере внешней политики и экономики, по вопросам партнерства Украины с НАТО в сфере обороны и военной сфере, по вопросам партнерства Украины с НАТО в сфере ресурсного (финансо­вого) обеспечения, по вопросам партнерства Украины с НАТО в сфере безопасности, по вопросам партнерства Украины с НАТО в правовой сфере18. Целью этого было обеспечение продолжения партнерства Украины с Североатлантическим альянсом по вопросам, представ­ляющим взаимный интерес.

Координаторы являются специально уполномо­ченными лицами, чья деятельность направлена на обеспече­ние содействия согласованному выполнению центральными органами исполнительной власти Украины и другими орга­нами власти задач по продолжению парт­нерства Украины с НАТО по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Тогда же в ноябре 2010 г.: Украина направляет свой корабль в поддержку операции НАТО «Active Endeavour» («Активные усилия»), в ходе которой корабли ВМС НАТО вели патрулирование вод Средиземного моря и контролировали судоходство, помогая выявлять и сдерживать террористическую деятельность, а также обеспечивать защиту от терроризма.

На Лиссабонском саммите НАТО 20 ноября 2010 г., лидеры стран НАТО заявили: «Признавая суверенное право каждой страны свободно выбирать для себя способ организации собственной безопасности, мы уважаем политику Украины в отношении своего «внеблокового» статуса. НАТО остается преданной делу предоставления соответствующей помощи Украине в проведении целого ряда внутренних реформ. Мы приветствуем обязательства Украины продолжать в полной мере реализацию особого партнерства с НАТО, в том числе путем политического диалога на высоком уровне в рамках Комиссии Украина-НАТО, а также проведение реформ и мер практического сотрудничества через механизм Годовой национальной программы»19. Кроме того, представители Альянса подтвердили свои обязательства по решениям Бухарестского саммита и приветствовали заинтересованность Украины в расширении сотрудничества на новые области взаимодействия, в первую очередь невоенные.

В результате Украина присоединилась к участию в учениях НАТО «Steadfast Jazz» и стала первой страной-партнером, которая предоставила свой корабль для участия в операции НАТО по борьбе с пиратством "Ocean Shield". Со своей стороны, Альянс продолжил предоставление поддержки Украине в проведении оборонных и демократических реформ.

В апреле 2011 г. на встрече в Берлине министры иностранных дел стран КНУ вновь подтвердили особое партнерство и приняли решение осуществлять мероприятия по практическому сотрудничеству.

В мае 2012 г. президент Украины В. Янукович принял участие во встрече лидеров стран-членов НАТО в Чикаго, чтобы провести встречу со своими коллегами из стран, выделяющих свои контингенты в составе Международных сил содействия безопасности , возглавляемых НАТО и действующий на территории Афганистана с 2001 г.

В февраль 2013 г. Министры обороны стран КНУ приняли решение укрепить сотрудничество между Украиной и НАТО. Было достигнуто соглашение о комплексе приоритетов по руководству сотрудничеством на следующие пять лет, в том числе в области подготовки и учений; был продлен проект по переподготовке увольняемых в запас офицеров Вооруженных Сил Украины; обсуждались планы по осуществлению нового проекта в поддержку нейтрализации радиоактивных источников с бывших советских военных объектов. Наконец, Украина становилась первым государством-партнером, участвовавшим в операции НАТО «Ocean Shield» («Океанский щит») по борьбе с сомалийским пиратством в Аденском заливе и у берегов Африканского Рога, которая началась в августе 2009 г.20

Шестой этап.

Следующим этапом, который стал рубежным в истории взаимодействия Альянса и Украины стали революционные события 2014 г. В результате государственного переворота, к власти в Киеве пришло правительство, придерживающееся исключительно западного курса внешнеполитической деятельности, с упором на развитие отношений именно с НАТО.

После того, как местные власти в Автономной республике Крым взяли курс на вхождение в состав России, подобная заинтересованность новых властей Украины получила, по их мнению, очевидное подтверждение и именно в НАТО официальный Киев видел возможность обеспечить свои интересы.

В условиях развития крымского сюжета Североатлантический совет созвал экстренное заседание для обсуждения последствий сложившейся ситуации. 2 марта 2014 г. было опубликовано заявление, в котором отмечалось, что страны Альянса и в дальнейшем будут поддерживать суверенитет, независимость и территориальную целостность Украины, а также право ее народа определять свое будущее без внешнего вмешательства. Кроме того, было заявлено, что действия России против Украины являются нарушением международного права и противоречат принципам, на которых основывается работа Совета Россия-НАТО и ее участие в программе «Партнерство ради мира».

В тот же день было проведено экстренное заседание Комиссии Украина-НАТО. Генеральный секретарь НАТО А. Фог Расмуссен объявил, что страны Альянса договорились усилить поддержку реформ в Украине путем углубленного политического диалога, дальнейших учений и укрепления потенциала украинской армии.

1 апреля 2014 г. министры иностранных дел стран НАТО и Украины приняли совместную декларацию, в которой осудили действия России и одобрили конкретные меры, направленные на поддержку способности Украины обеспечить свою безопасность, в том числе путем укрепления потенциала и совершенствование возможностей украинской армии.

В итоге сложилась парадоксальная ситуация – и Украина, и НАТО начали активно развивать свои отношения, т.к. Киев лишился одного из основных препятствий для этого, а именно необходимость балансировать между Альянсом и Россией. Однако уже тогда появилось главное глубокое противоречие между Брюсселем и Киевом – если Украина видела в НАТО структуру, которая позволит ей решить все свои проблемы в сфере безопасности, и использовать потенциал военного блока в разворачивающемся противостоянии с Россией, то Альянс, в свою очередь, был готов оказать поддержку Украине на различных уровнях сотрудничества, но принимать эту страну в свои ряды и становиться ее «защитником» в конфликтной ситуации с России, блок был не готов.

В апреле 2015 г. Канада решило направить на Украину около 200 военнослужащих для проведения военных учений и подготовки военнослужащих Вооруженных сил Украины. Реализация канадской программы по обучению украинских военнослужащих по стандартам НАТО продлится до 2017 г.

24 апреля 2015 г. в Брюсселе Украина подписала с Агентством НАТО по связи и информации (NCI Agency) меморандум о реализации трастового фонда по реформированию системы управления и связи Вооруженных сил Украины, что будет способствовать реализации Целевого фонда НАТО-Украина в сфере координации управления, контроля и связи (С4). В тот же день президент Украины П. Порошенко подписал указ «Об утверждении Годовой национальной программы сотрудничества Украина - НАТО на 2015 год», что предусматривает развитие сил специальных операций как межвидового рода войск и наращивание боевого состава Вооруженных сил Украины, для чего, в частности, предстоит провести консультации с экспертами НАТО по осуществлению мероприятий трансформации и модернизации имеющихся сил и средств.

27 апреля 2015 г. в штаб-квартире НАТО было подписано соглашение между Кабинетом министров Украины и НАТО о сотрудничестве в сфере подготовки и обучения военных специалистов, что создает правовые рамки для практического сотрудничества Украины с НАТО в рамках специально созданных НАТО для украинского государства трастовых фондов по реформированию систем логистики и стандартизации Вооруженных Сил Украины и физической реабилитации (протезирования) военнослужащих, раненых в ходе так называемой «антитеррористической операции» (АТО) в Донецкой и Луганской областях.

13 мая 2015 г. во время заседания комиссии Украина-НАТО в Турции генсек объединения Й. Столтенберг заявил, что Альянсу не нравятся планы России по размещению ядерного оружия на территории Крыму. Однако командующий силами НАТО в Европе генерал Ф. Бридлав добавил, что нет прямых доказательств развертывания ядерного оружия Россией21.

Секретарь СНБО А. Турчинов сказал, что не исключает размещения в Украине систем противоракетной обороны (ПРО). Он отметил, что усилия только Украины в противодействии России, которая угрожает миру мощным ядерным потенциалом, недостаточно22. После этого заместитель спикера Государственного департамента США М. Харф на брифинге в Вашингтоне заявила, что США и НАТО не планируют размещать системы ПРО в Украине, т.к. Киев не обращался к западным партнерам с предложением разместить на своей территории системы противоракетной обороны, и этот вопрос не стоит на повестке дня.23

18 мая 2015 г. в Будапеште Парламентская ассамблея НАТО в декларации весенней сессии признала смену политики Украины по восстановлению ее евроатлантического курса.

А 25 мая министр иностранных дел Украины П. Климкин сказал, что в НАТО пока нет консенсуса относительно членства Украины. В тот же день генсек НАТО Й. Столтенберг заявил в интервью телеканалу «Дождь», что НАТО не может принимать решения о поставках вооружений на Украину, так как вопросы такого масштаба находятся в компетенции правительств членов альянса. В то же время он отметил, что НАТО оказывает политическую поддержку и помогает реформировать армию Украины. Й. Столтенберг назвал «неприемлемым, что страна, такая как Россия, аннексирует часть Украины и продолжает дестабилизировать ситуацию в ее восточных провинциях».24

26 мая президент Украины П. Порошенко ввел в действие новую Стратегию национальной безопасности, одним из главных задачкоторой является формирование условий для вступления в НАТО.

28 мая 2015 премьер-министр Украины А. Яценюк заявил, что Украине рано подавать заявку на вступление в НАТО, поскольку на этом этапе не все страны-члены готовы ее поддержать25. Он отметил, что нужно сосредоточиться на поддержке трастовых фондов Альянса и использовать их возможности в полной мере. Днем ранее, помощник заместителя генерального секретаря НАТО Дж. Шеа во время дискуссии «Украина-НАТО: партнерство ради единой и свободной Европы» подтвердил слова премьер-министра, заявив, что Украина еще не готова к вступлению.26

5 июня в Киеве состоялось рабочее совещание под руководством заместителя Министра обороны Украины Ю. Гусева по внедрению в украинском оборонном ведомстве стандартов НАТО. По результатам мероприятия, в котором приняли участие представители структурных подразделений Министерства обороны Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, были утверждены два военных стандарта Министерства обороны Украины, на основе стандартов НАТО - STANAG 2920 и STANAG 4926.

6 июня во время расширенного заседания Коллегии Министерства обороны Украины под председательством главы ведомства С. Полторака было принято решение о создании специальной группы по разработке Концепции создания в ВСУ Сил специальных операций по стандартам НАТО.

17 июня Верховная Рада ратифицировала подписанное в 2013 г. соглашение с НАТО, позволяющее за счет технической помощи стран-членов НАТО перезахоронить радиоактивные отходы, образовавшихся в результате выполнения советских военных программ на Украине. Первый этап реализации соглашения касается объекта Госпогранслужбы «Вакуленчук» в Житомирской области, на его реализацию выделяется 508000 евро27.

20 июня сенатор США Дж. Маккейн, который возглавляет комитет американского сената по вооруженным силам, во время дискуссии в рамках конференции, посвященной вопросам безопасности, GLOBSEC в Словакии, назвал ошибкой решение НАТО по пересмотру решения о предоставлении Украины возможности стать членом Альянса.

В конце июня 2015 г. президент Украины П. Порошенко сообщил в интервью итальянскому изданию Corriere della Sera, что о вступлении Украины в НАТО можно будет говорить не раньше, чем через 6-7 лет, а также после проведения референдума.

1 июля Верховная Рада ратифицировала меморандум о сотрудничестве с НАТО и соглашение по поддержке и снабжения. 14 июля в Одессе начался визит оценочно-консультативной группы НАТО в ВМС Украины в рамках разработки пилотного проекта по восстановлению возможностей украинских ВМС. Во время визита делегация НАТО провела ряд переговоров с представителями украинской армии и посетили фрегат «Гетман Сагайдачный». 15 числа мероприятие продолжилось в Николаеве. Сейчас, согласно сообщению, этот проект проходит согласование в Генштабе и Минобороны.

17 июля государственному предприятию «410 завода гражданской авиации», входящая в состав Государственного концерна «Укроборонпром», вручили сертификат на осуществление ремонта авиационной техники в соответствии со стандартами НАТО.

31 августа Правительство Украины сообщило о введении 68 из 102 стандартов НАТО. Кроме того, в Кабмине отметили, что в этом году по стандартам НАТО провели украинские ВС провели 637 учений.

1 сентября 2015 г. начальник управления коммуникаций и прессы Минобороны Оксана Гаврилюк заявила, что украинская армия перешла на аптечки по стандартам НАТО. Кроме того, она рассказала, что разработаны стандарты подготовки военнослужащих с тактической медицины и подготовки санитарных инструкторов.

2 сентября стало известно, что Украина возобновляет участие в программе НАТО «Процесс планирования и оценки сил». Главный акцент, на этот раз, сделан на мероприятиях по усилению совместимости между вооруженными силами Украины и НАТО. Также с 1 по 12 сентября проходили многонациональные военно-морские учения «Sea Breeze» в Одесской и Николаевской областях, а также в северо-западной части Черного моря. В данных учениях принимали участие до 2,5 тыс. военнослужащих. Из них от Украины - до 1 тыс. человек, 9 кораблей, 8 вертолетов и самолетов, до 50 единиц колесной техники; от США - до 1 тыс. военнослужащих, пяти кораблей, до двух подводных лодок, до 40 единиц колесной техники. Кроме того, в мероприятии участвовали до 500 военных из стран НАТО и стран-участников программы «Партнерство ради мира». Премьер-министр Украины А. Яценюк на открытии учений заявил, что целью Украины является членство в НАТО, поскольку это позволит украинским Вооруженным силам присоединиться к мощной системы коллективной безопасности.

21-25 сентября 2015 г. на Яворивском полигоне возле Львова состоялись совместные учения Украина-НАТО по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций «UKRAINE-2015». Учения «UKRAINE-2015» состоялись в рамках годовой национальной программы сотрудничества Украина-НАТО на 2015 год. Основной целью проведения учений является углубление практического сотрудничества между ГСЧС Украины и соответствующими службами стран-членов и партнеров НАТО, а также отработка порядка взаимодействия при предотвращении и реагировании на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Таким образом, путь формирования политико-правовой основы отношений Украины и НАТО был долгим и непростым. В целом можно сказать, что за ис­текшие двадцать с лишним лет сложился комплекс зафикси­рованных договоренностей между Украиной и НАТО, кото­рые обеспечивали им возможность развития отношений в самых разных сферах. На этой основе сложился механизм сотрудничества Украины и НАТО, были созданы условия для сближения стандартов, развивалось сотрудничество как в во­енной, так и в не военной сферах. Примечательным является то, что, несмотря на ускоренное движение к вступлению в НАТО при президенте В. Ющенко, весь необходи­мый задел для этого был сделан его предшественником Л. Кучмой. Главное отличие же в подходах второго и третье­го президентов Украины к вопросу развития отношений с НАТО состояло в том, что Л. Кучма стремился не допускать больших перекосов в пользу какого-либо одного ключевого внешнеполитического партнера Украины и, напротив, пы­тался использовать противоречия между ними. В. Ющенко же сделал од­нозначную ставку на Запад, отдаляясь от России, от постсо­ветской интеграции, претендуя на роль альтернативно­го Москве центра силы в СНГ, фактически став ли­дером круга антироссийски настроенных стран-членов ГУАМ и Со­дружества демократического выбора.

Кризис, начавшийся на Украине на рубеже 2013-2014 гг., привел к власти националистов-радикалов, повлек за собой геополитическую декомпозицию украинского государства, ввергнул его в пучину гражданской войны, подорвал региональную безопасность в Европе и негативно сказался на безопасности глобальной. Для Украины события февраля 2014 г., связанные с государственным переворотом, стали переломными как с точки зрения национально-государственного строительства, так и определения внешнеполитических приоритетов. Выбор властей Киева в пользу национально-идентификационного проекта развития привел к краху прежнюю внешнеполитическую концепцию и утверждению новой, альтернативной по своей сути. Страна в течение постсоветского периода, балансировавшая между Россией и Западом, резко изменила вектор внешней политики и взяла четкий евроатлантический курс. Украинский кризис со всей очевидностью вскрыл и несовершенство действующей модели европейской безопасности, основанной на ключевой роли НАТО и периферийности российского фактора.

1 Хартія про особливе партнерство між Україною та Організацією Північно-Атлантичного Договору. URL: http://www.mns.gov.ua/content/chartia.html

2 Поглиблення співпраці Україна - НАТО: короткотермінові заходи НАТО, Україна; Заходи, Міжнародний документ від 21.04.2005. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/950_012

3 Там же.

4 НАТО в Украине. Секретные материалы. М.: Европа, 2006. URL: http://www.gramotey.com/?open_file=1269080284#TOC_id3092748

5 Riga Summit Declaration. // Riga on 29 No­vember 2006. URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_37920.htm

6 Указ Президента України № 105/2007. Про Стратегію національної безпеки України. URL: http://www.president.gov.ua/documents/5728.html

7 Указ Президента України № 535/2007. Про Цільовий план Україна - НАТО на 2007 рік у рамках Плану дій Україна - НАТО. URL: http://www.president.gov.ua/documents/6345.html

8 Meeting of the NATO-Ukraine Commission at the level of Heads of State and Government. URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/official texts 8964.htm

9 Бабенко В.Н. Украина и Европейский союз: проблемы и перспективы / URL: http://ukros.ru/wp-content/uploads/2013/11/Бабенко.doc

10 Declaration on Alliance Security. // Kehl on 4 April 2009. URL: http://www.nato.int/cps/en/natolive/news_52838.htm

11 Декларація про доповнення Хартії про особливе партнерство між організацією Північно-атлантичного договору та Україною, підписаної 9 липня 1997 р. URL http://www.sdfm.gov.ua/articles.php?cat_id=274&art_id=1676&lang=uk

12 Там же.

13 Внешнеполитические заявления основных кандидатов на будущих президентских выборах 2010 г. // URL: http://www.analitik.org.ua/author/4ac9ef4d8448a/

14 Инаугурационная речь В. Януковича. Полный текст. // URL: http://for-ua.com/main/2010/02/25/110219.html

15 Про ліквідацію Міжвідомчої комісії з питань підготовки України до вступу в НАТО Президент України; Указ від 02.04.2010 № 496/2010. URL: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/496/2010

16 Там же.

17 Кабинет Министров утвердил план мероприятий по реализации Годо­вой национальной программы сотрудничества Украина-НАТО на 2010 год. URL:http://kievskarus.ucoz.ru/news/kabinet_ministrov_utverdil_plan_meroprijatij_po_realizacii_godovoj_nacionalnoj_programmy_sotrudnichestva_ukraina_nat o_na_2010_god/2010-06-22-656 (Доступ 16.11.2010).

18 Указ «Про забезпечення продовження конструктивного партнерства України з Організацією Північноатлантичного договору». URL: http://univd.edu.ua/img_uni/general/integr/11.doc

19Відносини НАТО-Україна: передісторія [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2014_09/20140908_140901-Backgrounder_NATO-Ukraine_uk.pdf

20 Отношения между НАТО и Украиной. URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_37750.htm?

21Росія розгорнула системи, які можуть використовуватися як ядерна [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rbc.ua/ukr/news/rf-razvernula-sistemy-vooruzheniy-kotorye-1432241476.html

22Турчинов О. Ядерна загроза з боку Росії - реальність [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ukrinform.ua/rubric-other_news/1846666-oleksandr_turchinov_yaderna_zagroza_z_boku_rosiii___realnist_2054841.html

23Київ не пропонував Заходу розмістити у себе системи ПРО [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravda.com.ua/news/2015/06/6/7070420/

24Генсек НАТО: никто за пределами альянса не может мешать его расширению [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tvrain.ru/articles/gensek_nato_nikto_za_predelami_aljansa_ne_mozhet_m-387930/

25Не всі країни-члени НАТО готові підтримати вступ України до Альянсу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zn.ua/news/2015/05/28/ne_vsi_krayiny_chleny_nato_gotovi_pidtrymaty_vstup_ukrayiny_do_alyansu_____yacenyuk

26У НАТО заявляють, що Україна ще не готова до вступу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravda.com.ua/news/2015/05/27/7069244/

27НАТО допоможе Україні з ядерними відходами, але половина - на неконтрольованих територіях [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravda.com.ua/news/2015/06/17/7071514/

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть