Как далеко продвинется НАТО в Латинской Америке? Часть IV

Попытка кооптации южноамериканских государств
18 июня 2016  14:26 Отправить по email
Печать

Два других свидетельства экспансионизма НАТО — это политика «открытых дверей» и «добровольного вступления» в блок новых европейских членов. Они - фундамент «кооперативной безопасности», нового понятия, введенного в доктрину “Активное участие, современная оборона”. «Североатлантический союз, - сказано в ней, - подвергается воздействию политических событий и событий в сфере безопасности за пределами его границ, а также может сам воздействовать на эти события. НАТО будет активно работать в сфере укрепления международной безопасности посредством партнерства с соответствующими странами и другими международными организациями; внося активный вклад в контроль над вооружениями, нераспространение и разоружение, а также оставляя открытыми двери Североатлантического союза для всех европейских демократий, которые удовлетворяют критериям НАТО» (1). Политика поиска партнерства с «соответствующими» странами и «открытых дверей» для вступления новых европейских членов может породить (и уже активно порождает) результаты, противоположные целям укрепления международной безопасности.

По словам Михаила Горбачева, в свое время неоправданно не подписавшего соответствующих соглашений между СССР и руководством блока, «расширение НАТО на восток нарушило систему европейской безопасности» (2). События в Грузии в 2008 г. так же, как и нынешний украинский кризис — это результаты дисбаланса в соотношении сил между НАТО, Украиной и Россией. Но, несмотря на это, доктрина НАТО, одобренная после событий в Грузии, утверждает в разделе “Политика открытых дверей”, что «перспектива дальнейшего расширения НАТО и дух безо­пасности, основанной на сотрудничестве, способствовали укреплению стабильности в Европе». Часть раздела “партнерство” специально посвящена кандидатурам Грузии и Украины.

Там констатируется намерение «продолжать и развивать наши партнерские отношения с Украиной и Грузией в комиссиях НАТО - Украина и НАТО - Грузия на основе решений, принятых на саммите НАТО в Буха­ресте в 2008 году, и принимая во внимание евроатланти­ческую ориентацию и устремления каждой из этих стран». По словам испанского военного аналитика Энрике Вега Фернандеса, «противоречия между Грузией и НАТО предшествовали кризису, развязанному на рассвете 8 августа прошлого года в результате вторжения в отколовшийся регион Южной Осетии. На самом деле, это пример реализации той конкретной формы, в которой НАТО реализует процесс своего расширения» (3).

В этом плане заслуживает внимания несостоявшееся партнерство между Колумбией и НАТО (4), одобренное в 2014 г. в контексте двусторонней программы «глобального партнерства» (5). В настоящий момент такими партнерами НАТО являются Австралия и Новая Зеландия, страны, с которыми США и Великобритания разделяют исторические, политические и культурные ориентиры, а кроме того, еще шесть стран в силу стратегических интересов Запада: Япония, Южная Корея, Монголия, Афганистан, Пакистан и Ирак. К ним присоединилась и Колумбия. Встает вопрос: каковы реальные интересы НАТО в установлении партнерства с южноамериканским государством в момент, когда реализуются планы региональной интеграции в области обороны в форме создания Южноамериканского Совета Обороны, где не предусмотрено участие внерегиональных государств?

Не случайно, страной, избранной «партнером» НАТО в Южной Америке, стала Колумбия — союзник США, страна, наиболее критично воспринимающая региональные интеграционные проекты в области обороны. «Мы с тревогой наблюдаем сближение страны-члена УНАСУР и Южноамериканского Совета Обороны с оборонительным экстра-региональным военным союзом», заявил тогдашний министр обороны Бразилии Селсу Аморим (6). Конечно, между статусом "глобального партнера" и полноценным вступлением в союз в качестве страны-члена НАТО лежит долгий путь, который включает в себя различные этапы: от стадии консультаций и последующей формулировки Плана действий до оформления финальных процедур полноценного членства. Каждый потенциальный член альянса должен соответствовать политическим, технологическим, экономическим и социальным требованиям, выполнение которых, несомненно, чрезвычайно трудно для такой страны, как Колумбия. Это, однако, не отменяет собой того обстоятельства, что страны – члены УНАСУР должны пристально наблюдать за состоянием «глобального партнерства» НАТО и Колумбии.

Отношения Колумбии с США в области обороны восходят к «Плану Колумбия» и ряду мер по борьбе с наркотрафиком и FARC (Революционные Вооруженные Силы Колумбии). План был подписан в 2000 году и претерпел изменения в 2002 г. после событий 11 сентября. Он предусматривает возможность использования Соединенными Штатами семи колумбийских военных баз для борьбы с FARC и наркотрафиком. Первоначально нацеленный на решение социальных проблем и проблем оргпреступности «План Колумбия» приобрел откровенно милитаристский характер после событий 11 сентября и одобрения «Доктрины Буша». С самого начала он стал объектом критики со стороны соседних с Колумбией стран, прежде всего Венесуэлы, Эквадора и Бразилии.

По мнению бразильского политолога и дипломата Андре Данхема де Каcтро встреча президентов Клинтона и Пастраны на переговорах по «Плану Колумбия» в 2000 году имела символический и саморазоблачительный характер: «Она закрепила выбор в пользу односторонности, попыток снизить эффект встречи в верхах южноамериканских президентов, проходившую в то же самое время, и подтвердила планы США в деле расширения сферы их геополитического влияния за пределы Карибского региона. Это был признак внешней политизации войны в Колумбии» (7). Без сомнения, новое партнерство НАТО-Колумбия вызывает вопросы об уровне связи Колумбии с региональным южноамериканским проектом обороны и о будущем отношений между НАТО и Южной Америкой.

___________________________

1. Активное участие, Современная оборона. Ключевые задачи и принципы - Безопасность на основе сотрудничества. Документ. www.nato.int

2. Горбачев назвал причину украинского конфликта. www.dw.com/ru/der-spiegel-горбачев-назвал-причину-украинского-конфликта/a-18183340 (Дата обращения: 20.1.2015).

3. Vega Fernández E. La crisis de Georgia y las relaciones transatlánticas // Defensa y Globalización. Cueto Nogueras C., Calatrava A. Granada: Universidad de Granada,2012. P.400.

4. NATO and Colombia open channel for future cooperation.

www.nato.int/cps/en/SID-5BD27A88-B376D2C3/natolive/news_101634.htm (Дата обращения: 20.5.2015).

5. OTAN Global Partners. www.nato.int/summit2009/topics_en/12-contact_countries.html (Дата обращения: 20.5.2015).

6. Aproximação da OTAN com a Colômbia preocupa Brasil e Equador. www.noticias.terra.com.br/mundo/aproximacao-da-colombia-com-otan-preocupa-brasil-e-equador. 2013 (Дата обращения: 10.5.2015).

7. Dunham de Castro A. Crise na Colômbia: Impactos e implicações para o Brasil. Brasília: Fundação Alexandre de Gusmão, 2009. P.59.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть