Культура формирующегося Русского централизованного государства - II часть

Иконопись
7 мая 2016  14:22 Отправить по email
Печать

В 40-х годах XIV в. в Москве работают греческие мастера; по заказу митрополита Феогноста, грека по происхождению, они расписали старый Успенский собор. Местные русские художники в это время по заказу великого князя украшали Архангельский собор Кремля. Эти два художественных направления ― местное и византийское ― сказываются и в иконописи. Над иконами работали и мастера великокняжеской иконописной мастерской, и митрополичьи, и монастырские, и посадские люди.

Русскими мастерами исполнена житийная икона "Борис и Глеб" из Коломны (середина XIV в., ГТГ), посвященная первым русским святым. В образах князей-мучеников иконописец передал свое представление о русском эстетическом идеале. Лица князей задумчивы, в них много мягкости, доброжелательства и одновременно стойкости и мужественности.

Во второй половине XIV в. в Москве уже сложилась своя школа живописцев. В 1395 г. в Москву переезжает Феофан Грек. Появление греческого мастера, в совершенстве обладавшего художественными приемами древней, давно достигшей зенита культуры, было особенно важно для окончательного становления искусства молодого Московского государства. Известно, что на Руси он расписал более десятка церквей, но большая часть работ утрачена. Вероятно, что в Москве у греческого мастера была своя мастерская.

Летом 1405 г. Феофану Греку поручается возглавить работы по созданию росписи Благовещенского собора Московского Кремля. В росписи собора также принимали участие Прохор с Городца и Андрей Рублев. Роспись не дошла да наших дней, так как храм был перестроен, но иконостас был перенесен в новый Благовещенский собор. Во время знаменитого пожара 1547 г. горел также и новый Благовещенский собор. До недавнего времени принято было считать, что при пожаре иконостас сохранился, а значит, сохранилось и наследие Феофана Грека. В настоящее время установлено, что во время пожара в Благовещенском соборе сгорел и иконостас, нынешний иконостас появился после пожара 1547 года. Но безусловная гениальность икон деисусного ряда нынешнего иконостаса Благовещенского собора соразмерна уровню фресок новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице, которые создавал Феофан Грек. И исследователи творчества Феофана Грека считают, что, вопреки известным историческим фактам, большую часть икон деисусного ряда иконостаса Благовещенского собора можно приписывать гениальному греческому мастеру.

Сам по себе нынешний иконостас Благовещенского собора Кремля является уникальным. Это ― древнейший из дошедших до нас так называемых высоких иконостасов. До этого алтарная часть храма отделялась от молящихся лишь невысокой деревянной или каменной преградой, как в византийских храмах. Алтарь был виден молящимся. С XV в. высокий иконостас стал обязательной частью убранства каждого русского храма. Он представлял собой высокую стенку из поставленных друг на друга рядов икон ("чинов"). И тогда живопись со стен храмов убирают, она переходит в иконостас.

В центре иконостаса располагаются "царские врата", ведущие в алтарь. В нижнем ряду располагались иконы местных святых, или местных праздников, которым посвящен храм. Над этим "чином" ― главный ряд ― деисусный чин ― традиционно фигура Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи. Над главным ярусом располагался праздничный чин ― изображение евангельских событий от Благовещенья до Успения Богородицы. Над праздниками ― пророческий чин, изображение пророков, и над ними с XVI в. стали помещать праотеческий чин ― изображение праотцов церкви.

Деисусный чин Благовещенского иконостаса имеет для русского искусства большое значение потому, что это первое по времени изображение не поясных фигур, а фигур в рост. Фигуры деисусного чина ― на досках высотой более 2 м и шириной более 1 м. Это придало иконостасу невиданную ранее внушительность и грандиозность.

Исследователи считают, что от созданного тремя иконописцами (Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев) до нашего времени сохранились в иконостасе второй ряд (деисусный) и третий (праздничный). В деисусной части к Христу подходят не только Мария, Предтеча, но и апостолы, отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст. Феофану приписывают центральную и самую ответственную часть Деисуса - изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи. Наиболее совершенным является изображение Богоматери. Ее склоненная фигура в синем как ночное небо плаще выражает великую любовь, умиление, в то же время торжественность и величавость. Эти три фигуры выполнены в характерной для Феофана Грека колористической гамме, пластичность форм в фигурах безукоризненна.

В Благовещенском иконостасе была новой иконография лика Христа. Это не знакомый Христос ― учитель, а Спас в силах ― судья на будущем суде для всех. На широком (вдвое больше других икон) поле иконописец изобразил вписанные друг в друга квадрат и ромб интенсивного красного цвета (символ славы божества), пересеченные темно - синим овалом (символ небесных сил). На этом фоне "в силах и славе", в богатых золотом одеждах изображается Христос на троне.

Предположительно, из мастерской Феофана Грека вышла двухсторонняя икона из Коломны "Богоматерь Донская" с "Успением" на обороте (ГТГ). В XVII в. возникла легенда о том, что именно эта икона была преподнесена Дмитрию Донскому перед битвой в 1380 г. донскими казаками на Куликовом поле. Именно эта легенда и закрепила название иконы. Достоверно известно, что Иван Грозный брал ее с собой в Казанский поход, что в 1591 г. ее торжественно выставляли, когда под самой Москвой шла битва с татарами. На лицевой стороне воспроизведен тип Богоматери ― Умиление. "Успение" на обороте свидетельствует о том, что эта икона предназначалась для Успенского собора Коломны. В иконе "Умиление" гениально выражена идея единства Богоматери и младенца. Округлость силуэтов Богоматери и младенца доведена до совершенства и создает впечатление неразрывности образов. Колористическая гамма сдержанная, свойственная Феофану Греку, но теперь в ней присутствует синий цвет (что несвойственноФеофану Греку) , он очень мало занимает места, но необычайно выразителен.

На обратной стороне иконы изображено «Успение». В центре иконы на широком ложе маленькая фигурка усопшей Богородицы. У ее ложа собрались ученики Христа ― 12 апостолов. Окруженный темно-синим небесным сиянием с огненным херувимом наверху, сошел с небес сам Христос, чтобы взять с собой на небо безгрешную душу усопшей Богородицы. Краски на этой иконе более сумрачные, но с яркими белильными бликами. Лики апостолов скорбны, исполнены земной печали. Величественная фигура Христа в золотых одеждах, его благостный лик и белая бесплотно легкая фигурка души Богородицы зримо свидетельствуют о вечной райской жизни, ожидающей праведников. Колористическая гамма традиционна для Феофана Грека ― желто - коричневая, что подчеркивает глубину трагичность момента успения Богородицы.

Как уже отмечалось, кроме самого Феофана, над росписью Благовещенского собора работали под его общим руководством "Прохор старец с Городца да чернец Андрей Рублев". Чернец ― значит, простой монах. Таково самое раннее дошедшее до нас летописное упоминание о гениальном русском иконописце Андрее Рублеве.

Феофан Грек, несмотря на то, что на Руси он стал художником мирового значения, все же русским художником не был. Он был человеком исключительно византийской культуры и выражал в своем творчестве мироощущение византийского художника конца XV в. ― заката Византийской империи. Как художник, он тонко и болезненно переживал трагические процессы, происходившие на его родине ― в Византии. Поэтому его мироощущение и живопись носили трагический характер. Но трагическое мироощущение не соответствовало настроениям русского общества. В русских землях после долгого запустения налаживалась жизнь, оживлялись хозяйство, строились города. В 1380 г. на поле Куликовом Москва одержала первую крупную победу над татаро-монголами. Эта первая победа объединившихся русских князей над еще вчера казавшимся непобедимым противником дала русским колоссальную надежду на светлое будущее. В русском обществе стал возрождаться интерес к собственной истории, собственной культуре, появлялось политическое самосознание, возрождалась вера в русского человека, в его нравственные силы.

Византия сыграла большую роль в становлении Руси как государства, греческие мастера в значительной степени содействовали формированию древнерусской культуры. Гениальный Феофан Грек был еще одним даром Византии Руси. На Руси осталось немного свидетельств творчества Феофана Грека. Но его значение для русской культуры бесценно еще и в том смысле, что греческий гений способствовал рождению русского гения ― Андрея Рублева, одного из величайших русских художников.

Рублев был русским человеком, он мужал в то время, когда русские полки под предводительством Дмитрия Донского одержали победу на поле Куликовом, и его мироощущение выразило мироощущение русского человека того времени. Андрей Рублев утвердил в русской живописи иной стиль ― "светло-радостный", возвышенный, гармонический, лирический. Имя Андрея Рублева было широко известно при жизни, затем было забыто, а непреходящая слава к нему пришла только в конце XIX ― начале XX веков. Интерес к личности А. Рублева появляется в обществе, когда в 1904 г. в Троице-Сергиевой лавре началась частичная реставрация находившейся в Троицком соборе иконы "Троица" и реставраторам стало ясно, что перед ними шедевр иконописания.

Сведений о самом Рублеве совсем немного. Родился между 1360 и 1370 гг., скорее всего, в Подмосковье, и умер в 1430 году. Некоторое время он жил в миру, затем постригся в монахи, вероятно, в Троице - Сергиевом монастыре, потом стал иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В 1405 г. он украшал живописью Благовещенский собор совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца. Естественно, что наиболее прославленному Феофану Греку принадлежало руководство работой, и что им выполнены главные части иконостаса. Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: "Благовещенье", "Крещение", "Рождество Христово", "Сретенье", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим". Его композиции отличаются мягкостью, гармоничностью настроения. В изображение евангельских сцен он вносит одухотворенность, человеческое тепло. В отличие от Феофана Грека, более утонченным является колорит его икон: легкие, нежные цвета пейзажа и интенсивные, разнообразные цвета одежд. Известно и следующее творение Андрея Рублева. В 1408 г. по почину великого князя Московского решено было украсить фресками обветшавший в то время Успенский собор во Владимире. Выбор пал на отличившегося до этого Андрея Рублева и Даниила Черного, Феофан Грек к этому времени умер. Здесь Рублев достигает полной творческой зрелости. Лучше всего сохранилась сцена Страшного суда в исполнении Рублева. Для современников Рублева Страшный суд был завершением истории человечества. Византийцы разрабатывали тему страшного возмездия грешному человечеству и большое внимание уделяли сценам адских мучений грешников. Гениальность Андрея Рублева проявилась также в том, что он понял: трудно живущему, переносившему много обид и притеснений человеку, нужно дать дать надежду. И в сцене Страшного суда Андрей Рублев стал разрабатывать тему надежды на спасение, на милость Судии. Поэтому роспись сцены Страшного суда у Рублева пронизана духом радости и бодрости. Вот грациозные ангелы возвещают о Судном дне, с неба спускается Судия, по сторонам от Судии стройно восседают апостолы, сонмы праведников приветствуют Судию. Если на земле нет праведного суда, то он свершится на небе, и Господь каждому воздаст по заслугам. Фигуры легки, воздушны, почти невесомы. Мазки художника свободны (школа Феофана), передают живую мимику лица. Наиболее выразительна сцена "Шествие праведных в рай" под предводительством апостола Петра. Петр обращает свое лицо к толпе праведников. Весь его облик говорит о доверии к людям, о твердой убежденности, что добрым и искренним словом можно наставить людей на путь праведной жизни. Страшный суд Рублева во владимирском Успенском соборе ― торжество любви Господа к человеку, добра, справедливости, призыв к жизни светлой и праведной.

Для Успенского владимирского собора Рублев и Даниил создали также огромный, из 61 иконы, трехрядный иконостас, каждая из икон превышала 3 метра (сохранившиеся иконы находятся в ГТГ). Лики святых имеют характерный для Рублева тип: выпуклый лоб, близко посаженные глаза, задумчивый, доверчивый взгляд.

Между 1424 ― 1427 гг. Рублев по приглашению настоятеля монастыря Никона работает совместно с Даниилом Черным в Троицком соборе Троице - Сергиевой лавры. Рублев расписывает собор фресками (они погибли), создает дошедший до нашего времени иконостас. Рублеву в иконостасе принадлежал общий замысел, некоторые иконы ― апостол Павел, архангел Гавриил, Дмитрий Солунский. Но самой знаменитой иконой Андрея Рублева стала "Троица", входившая в местный ряд (ГТГ) и являющаяся шедевром мирового значения. В основе сюжета "Троицы" ― старинная библейская легенда. Жил старый кочевник Авраам со своей женой Саррой, и дано было ему обетование, что станет он родоначальником целого народа. Авраам и Сарра состарились, и уже у них не могло быть детей. И вот однажды, когда Авраам сидел на пороге своего дома в Мамврикийской дубраве, три мужа в одеждах путников с посохами подошли к шатру старца. Гостеприимный хозяин пригласил их за трапезу. Жена замесила тесто, испекла хлеба, слуга-отрок заколол тельца. Хозяева подали к столу угощение. Три мужа принесли хозяину важную весть: вскоре Сарра родит ребенка, от которого пойдет целый народ. И в самом деле, Сарра в 90 лет родила Исаака, от которого пошел народ израильский.

Позже отцы церкви так толковали эту легенду: Аврааму явился Сам Господь Бог в сопровождении двух ангелов. Господь Бог невидим, непостижим для человека, но чтобы быть человеку понятным, он явился в виде трех путников. На Востоке было и другое толкование смысла Троицы ― в образах трех путников была явлена миру тайна троичного божественного единства: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог- Святой Дух. В христианском мире появились иконы, посвященные Троице. Но в Византии на иконах Троицы большое внимание уделялось трапезе. Андрей Рублев этот сюжет осмыслил иначе. Он не отступил от легенды и представил трех беседующих за столом ангелов, Мамврикийский дуб, палаты Авраама. Но у Рублева центром композиции стал не стол с яствами, а чаша с головой только что заколотого тельца, символизирующая жертвенную смерть. Главное для художника ― не трапеза, а религиозно - философский смысл: самопожертвование ― есть высочайшее состояние духа, созидающее гармонию мира и жизни.

Очертания чаши повторены в контурах боковых ангелов. Левый ангел ― образ Отца. Его лицу Рублев придал больше твердости. Цвет его одежд ― "удаляющаяся прозрачность" ― небесно-лазурный хитон, сине-голубой гиматий ― подчеркивает, что Бог ― невидим, непостижим для человека. Средний ангел ― обращен к правому ― это Сын, кому предстоит принять человеческую природу, жертвенной смертью на кресте искупить грехи человечества. Во всем его облике ― кротость, смирение, согласие из любви к человеку стать искупительной жертвой. И чтобы не было сомнений, что это Сын, ангел одет в одежды, в каких многие столетия писали Христа ― в темном, багряном хитоне с золотистой полосой на правом плече и лазурном гиматии.

С отблеском тихой печали склонился третий ангел ― Дух ― Утешитель в одеждах лазоревых и светло-зеленых. А за ним ― гора, как образ возвышенного, высокого. Все три фигуры объединены кругом: круг в очертаниях фигур, в очертаниях крыльев. А круг всегда почитался как символ неба, божества, совершенства. Но в пределах круга Рублев создает легкое движение, средний ангел склоняет голову, нимб его нарушает симметрию в верхней части иконы. И равновесие восстанавливается только тем, что подножия обоих ангелов сдвинуты в обратную сторону. При богатстве форм, линий, объемов, цветовых пятен, создается впечатление симфонии.

В "Троице" Андрей Рублев проявил себя как гениальный колорист. Ему не нравились мрачноватые, желто - коричневые тона Феофана Грека. Мироощущение русского гения было другим ― светлым, радостным, и Рублев находит тона, которые передают это настроение, причем, он находит такие тона, которые прекрасно гармонируют друг с другом. Так, он использовал самую дорогую и редкую краску ― ляпис-лазурь, буквально «бросив» ее в самый центр иконы. Синий цвет (ляпис-лазурь) плаща среднего ангела придает иконе спокойную, ясную радость. Но Рублев стремился к созвучию, поэтому рядом с сияющим синим голубцом он положил темно - вишневое пятно. Это придало колориту иконы предметно-осмысленный характер. Колористика одежд крайних ангелов смягчена: здесь нежно-розовый, зелено-голубой цвета с отсветом голубца. Следующий тон ― золотистый. Золотистого тона ― общий фон, ангельские крылья и лики.

"Троица" Андрея Рублева принадлежит к самым высшим художественным достижениям русского народа. Андрей Рублев умер в 1430 г. и похоронен в Спасо - Андрониковом монастыре. А XV в. становится "золотым веком" русской иконописи. Влияние великого искусства Рублева распространилось по всей Руси и касалось всех областей художественного творчества.

Крупнейшим художником рублевского направления был Дионисий (около 1440 - около 1505). Он происходил из знатного рода и принадлежал к мирянам. В семье Дионисия, как и в семьях многих других художников, иконописание стало наследственной профессией. Вместе с Дионисием работали его сыновья Владимир и Феодосий, у него также было множество учеников. Художник и его мастерская выполняли ответственные заказы, в том числе и митрополии и преподобного Иосифа Волоцкого. Как известно, Иосиф Волоцкий был духовным главой направления, стоявшего за богатую и политически влиятельную церковь. Это отразилось на творчестве художника. Искусство Дионисия ― это искусство торжественно-праздничное, нарядно декоративное, соответствующее пышной церемониальности церковного обряда. Для творчества Дионисия характерна также многолюдность композиций, его персонажи лиричны, душевно благородны. Пропорции персонажей удлинены, движения замедлены. Так художник изображает одухотворенную, "очищенную" человеческую плоть. Ему не свойственно присущее Рублеву подчинение композиции круговым ритмам. Отсутствует у него и то внимательное отношение к человеческому лицу, которое есть у А. Рублева. Лица его персонажей более стандартны. Но появление всех этих качеств характерно именно для искусства времени создания централизованного государства. Его колорит был богат и разнообразен.

Около 1499-1500 гг. художник отъехал в Белозерский край. Там он работал в Кирилло-Белозерском и Павлово - Обнорском монастырях. Из иконостаса последнего до нас дошли две иконы ― "Спас в силах" с надписью на обороте, свидетельствующей об авторстве Дионисия и с указанием даты исполнения ― 1500 г., и "Распятие" (обе ГТГ). Но самым замечательным памятником Дионисия является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря, работа над которыми была исполнена Дионисием вместе с сыновьями летом 1502 г, о чем свидетельствует надпись на храме. Это чуть ли не единственный случай, когда фрески сохранились почти полностью и в первозданном виде.

Роспись посвящена теме Богородицы (около 25 композиций). Изображаются сцены "Собор Богородицы", "Похвала Богородице", "Покров Богородицы", "Акафист Богородице". Акафист (хвалебное песнопение) Богородице становится основной темой росписи. Праздничное, торжественное настроение росписей создается, прежде всего, колоритом ― нежными полутонами: в основном бирюзовых, бледно-зеленых, лиловатых, сиреневых, светло-розовых, палевых, белых или темно-вишневых.

Вместе с учениками и помощниками Дионисий создал также и иконостас Рождественского собора (ГРМ, ГТГ, музей Кирилло-Белозерского монастыря), из которого самому Дионисию принадлежит икона "Богоматерь Одигитрия".

Влияние искусства Дионисия сказалось на всем XVI веке. Оно затронуло не только монументальное и станковую живопись, но и миниатюру, прикладное искусство.

Подробнее: Понька Т.И. История отечественной культуры IX -XXI веков: Учеб. пособие. - М., 2009. - 661 с.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть