Санкции имени Меркель: кто мешает немецкому бизнесу в России?

27 апреля 2016  22:49 Отправить по email
Печать

Проблема украинского кризиса долгое время не теряла своей актуальности. О ней писали средства массовой информации и научные издания, ее обсуждали на международных конференциях, на двусторонних и многосторонних встречах глав государств. Но сегодняшняя информационная обстановка говорит о том, что внутриполитические проблемы Украины перестали волновать Запад. Создается впечатление, что повестка дня европейских и американских СМИ изменилась в сторону ослабления давления на Россию из-за событий на Украине.

Однако это не мешает США и Европе продлевать экономические санкции в отношении России. Причины введения санкционного режима преимущественно политические. При этом каждое новое событие, связанное с украинским кризисом, порождает новый виток политической напряженности. Первый пакет санкций пришелся на середину 2014 г., когда прошел крымский референдум. Вопреки предупреждениям Запада Россия поддержала желание Республики Крым войти в состав нашего государства. Крушение Boeing 777 в Донецке еще больше усугубил ситуацию.

И если отношение США к этому вопросу обосновано тем, что широкий спектр экономических отношений между двумя государствами со времен «холодной войны» так и не установился, то про страны-члены Европейского Союза этого сказать нельзя. Объем товарооборота России со странами ЕС в 2013 г. вырос на 1,9% по сравнению с 2012 г. и составлял $ 417 млрд. Зато в 2014 г. наблюдалось снижение объема товарооборота почти на 10%. Процесс снижения уровня взаимной торговли спровоцировали санкции ЕС в отношении России. При этом, каждое новое заседание Совета ЕС приводило к тому, что принималось решение о продлении санкций в отношении России.

Большинство членов ЕС пострадали от санкций, но есть ряд стран, которые в большей степени ощутили на себе санкционный эффект. Лидирующие позиции в этом списке занимает Германия по причине высокого уровня товарооборота. Немецкие бизнесмены уже в 2014 г. начали вслух говорить о том, что санкции наносят вред экономическому развитию. Крупные немецкие компании, такие как BASF, Volkswagen, Siemens, хорошо закрепившиеся на российском рынке, терпели колоссальные убытки. Руководитель BASF Курт Бок в интервью немецкой газете Süddeutsche Zeitung заявил, что: «политики не понимают, какой ущерб санкции наносят бизнесу. Сотрудничество BASF с Газпромом сейчас стоит под угрозой и восстановить отношения будет не просто» [1]. Естественно руководители крупного и среднего бизнеса задаются вопросом, почему лидеры государств в ущерб экономическим интересам страны продлевают антироссийские санкции?

Создается впечатление, что канцлер Германии Ангела Меркель, пытаясь угодить одновременно своим заокеанским партнерам и успокоить немецких бизнесменов, не добилась положительного эффекта ни на одном поприще. Это показывает постоянно снижающийся рейтинг канцлера Германии. Те решения, которые принимаются с ее подачи, вызывают много вопросов, как в немецком обществе, так и политических партиях. Премьер-министр Баварии Хорст Зеехофер, член партии ХСС, неоднократно предупреждал о том, что антироссийские санкции ударят, прежде всего, по самой Германии, причем не только в экономическом, но и в политическом плане. Причиной являются тесные связи Германии с Россией в различных сферах.

Очевидно, что финансово-экономический сектор Германии не хочет ждать, пока канцлер снимет свои политические претензии к Москве. Это снижает уровень доверия к Меркель и в самом Христианско-демократическом союзе (ХДС), лидером которого она является. Существуют опасения, что оппозиция правящей коалиции воспользуется ситуацией и на обещаниях, связанных с отменой антироссийских санкций придет к власти в Германии. Опасения оправданы с точки зрения того, что внутри правящей коалиции периодически возникают разногласия. Когда в декабре 2015 г. было принято решение о продлении санкций в отношении России, Меркель заявила, что не видит причин для их отмены. Но такой ответ не устроил ни экономистов, ни общественность, поэтому нашли официальную причину – неисполнение Россией Минских договоренностей.

Напомним, 6 февраля 2015 г. в Москве состоялась встреча лидеров трех государств, России, Германии и Франции, главной и единственной темой которой стал украинский кризис. Далее 7 февраля канцлер Германии Ангела Меркель, Президент Франции Франсуа Олланд и министр иностранных дел России Сергей Лавров представили позиции своих стран на Мюнхенской конференции. И, наконец, в ночь с 11 на 12 февраля прошла встреча «нормандской четверки» в Минске. Эта череда встреч и переговоров привела к важным результатам, закрепленным в документе «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений».

Прежде всего, необходимо отметить, что встреча трех лидеров в Москве была организована очень быстро, что нехактерно для переговоров на высшем уровне. Перед ней Олланд и Меркель посетили Президента Украины, а сразу после нее канцлер переговорила с Президентом США. На Мюнхенской конференции, от которой ждали ответов сразу на несколько вопросов, канцлер Германии высказалась за «построение европейской безопасности не без России, не против России, а вместе с Россией». При этом, Меркель, как и другие лидеры Европы, пока не видит каким образом можно взаимодействовать в двух плоскостях: с одной стороны идея Большой Европы от Лиссабона до Владивостока, а с другой набирающий силы атлантический вектор.

Прецеденты с нарушением Минских соглашений начали происходить практически сразу. Как только ополченцы достигали каких-либо успехов (например, Дебальцевский котел) Порошенко садился за стол переговоров и показывал, что озабочен происходящим в стране, что хочет урегулировать конфликт, отвести армию от линии столкновений. Но реальность оказывалась менее оптимистичной, чем обещания украинского президента.

Именно поэтому Минские соглашения не могут быть фактором отмены антироссийских санкций. Соглашения являются лишь формальной причиной. Истинные причины кроются, скорее всего в том, что на страны ЕС активное влияние оказывают Соединенные Штаты Америки, которые с помощью европейской близости к России хотят контролировать процесс украинского кризиса. Сам Европейский Союз после нескольких этапов продления санкций не может сделать шаг назад, чтобы не подтвердить ошибочность своих действий. Ну и наконец, Россия выработала «дорожную карту» решения украинского кризиса, которую неоднократно представляла своим западным коллегам, а единственное, что сегодня может предложить Европа – соблюдение Минских соглашений.

Становится понятно, что размежевания в политических и финансово-экономических кругах стран ЕС не избежать. Политические решения, принимаемые на высшем уровне, не отвечают потребностям государств. По-видимому, для ЕС сохранение «лица» и доверия американских партнеров является более важным, чем облегчение положения государственного и частного бизнеса.

[1] BASF und Gazprom stoppen Milliarden-Deal. Süddeutsche Zeitung. http://www.sueddeutsche.de/wirtschaft/wegen-politischer-lage-basf-und-gazprom-stoppen-milliarden-deal-1.2274387

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть