США и Саудовская Аравия: есть ли дружба после нефти?

25 апреля 2016  03:42 Отправить по email
Печать

23 января 1980 года были изложены основные положения внешнеполитической доктрины США, позже ставшей известной как «Доктрина Картера». Рассматривая ввод советских войск в Афганистан как «агрессию» и попытку установить контроль над стратегически важным Ормузским проливом, бросившую «сильный и опасный вызов» США, Доктрина провозглашала регион Ближнего Востока сферой жизненно важных интересов Америки [1]. В силу геополитического положения и крупнейших энергетических запасов регион по-прежнему остается одним из ключевых для интересов США. Одной из опор политики Вашингтона на Ближнем Востоке стало Королевство Саудовская Аравия (КСА), отношения США с которым приобрели союзный и стратегический характер более 70 лет назад.

Вторжение войск Саддама Хусейна в Кувейт в 1991 году позволило США, позиционирующим себя как гаранта стабильности и безопасности стран Персидского залива, закрепиться в регионе. Саудовская Аравия долгое время была ключевой территорией базирования американских ударных сил, в том числе самолетов-разведчиков, бомбардировщиков и беспилотников. И хотя в 2003 году было объявлено о выводе всех военных баз США из КСА, ряд военных объектов Пентагона все же остался на территории королевства, а в конце 2011 года стороны открыли «секретную» американскую базу беспилотников, расположенную недалеко от границы с Йеменом.

Военно-техническое сотрудничество Америки и Саудовской Аравии, которое ведется уже более 40 лет, является одним из важнейших пунктов двустороннего диалога. США сыграли ключевую роль в процессе создания саудовской армии, содействуя подготовке национальных военных кадров и поставляя крупные партии американского вооружения. КСА занимают почти 10 % американского импорта вооружений; в свою очередь, США традиционно лидируют на рынке вооружений КСА, покрывая более 50 % потребностей королевства.

Хотя, как показала война в Йемене, саудиты – не самые лучшие воины, Саудовская Аравия буквально «напичкана» оружием: например, в 2010 году Конгресс США одобрил десятилетний контракт на поставку арабскому союзнику вооружений на 60 млрд. долларов (в том числе истребителей, военно-транспортных самолетов, ударных вертолетов, танков, противотанковых ракетных комплектов и пр.) [3]. Несмотря на то что саудиты также закупают вооружение у Великобритании и Франции, заключили несколько сделок с Китаем и активно интересуются немецкой военной техникой, именно США остаются главным «военным поставщиком» королевства, что делает связи двух стран слишком крепкими, чтобы от них отказаться.

Немаловажную роль Саудовская Аравия играет и в рамках формирования глобальной системы противоракетной обороны США. Идея создать в ближневосточном регионе эшелонированную тактическую противоракетную инфраструктуру начала активно реализовываться Вашингтоном и Пентагоном в 2011 году и была озвучена экс-госсекретарем США Хилари Клинтон на министерской встрече совместного форума по безопасности США и Совета сотрудничества государств Персидского залива в Эр-Рияде в апреле 2012 года [2]. Это предложение поддержали и союзники Вашингтона по «антииранскому» блоку – Израиль и страны Персидского залива, в том числе и Саудовская Аравия. В том же 2011 году США подписали контракт о поставках противоракет «Пэтриот» на сумму 1,7 млрд долларов в КСА, также планирующее приобрести у Вашингтона несколько кораблей береговой охраны с комплексами «Иджис», информация о чем появилась еще в 2006 году [4].

Последние годы характеризуются охлаждением американо-саудовского диалога. В целом можно отметить, что отношения двух стран в период президентства Барака Обамы значительно отличаются от отношений при Джордже Буше-младшем, когда разногласий между Вашингтоном и Эр-Риядом практически не было.

12 апреля текущего года стало известно об обращении ряда американских сенаторов к Бараку Обаме с требованием обнародовать секретную часть доклада о расследовании терактов 11 сентября 2001 года. Предположительно, в этой части содержится информация о подлинных организаторах теракта, а именно – о Саудовской Аравии, учитывая то, что 15 из 19 террористов были саудитами. Однако в ответ на реакцию Эр-Рияда, пригрозившего продать свои активы в США на огромную сумму в 750 млрд. долларов, 19 апреля Белый дом официально заявил, что у него нет «доказательств того, что правительство Саудовской Аравии или кто-то из саудовских высокопоставленных представителей поддерживал заговорщиков». Вероятно, такие взаимные «нападки» являются лишь внешним, видимым, аспектом какого-либо геополитического торга, подтвердить наличие которого можно будет лишь по прошествии времени.

Интересно отметить проявившиеся в данном вопросе двойные стандарты США: в марте 2016 года окружной суд Нью-Йорка, решив, что Иран не смог доказать свою непричастность к терактам 11 сентября (хотя ранее подобных обвинений в его сторону не выдвигалось), обязал Тегеран выплатить 10,5 млрд. долларов в качестве компенсации родственникам погибших и понесшим убытки страховым компаниям. Спустя почти месяц тот же окружной суд заявил, что Саудовская Аравия, «будучи суверенным государством, обладает иммунитетом и по американским законам ее невозможно обязать выплатить компенсацию». При этом суд не пояснил, почему, по такой логике, Саудовская Аравия является «более суверенным» государством, чем Иран.

Политика США и Саудовской Аравии в ближневосточном регионе все больше расходится: с одной стороны, Вашингтон, равно как Эр-Рияд, стремится противостоять расширению регионального влияния Тегерана; с другой – очевидно, что поддержка США сирийской оппозиции, по сути являющаяся поддержкой экстремизма и терроризма, не только не дала желаемых результатов (смещение Б. Асада), но и негативно сказалась на имидже Вашингтона.

Б. Обама, как представляется, будет стараться не принимать «поспешных решений» до окончания своего президентского срока: ему и так пришлось признать ошибку вмешательства в Ливию, приведшую к развалу страны. В потенциальном конфликте Ирана и Саудовской Аравии США объективно не выгодно открыто занимать чью-либо сторону: это может привести к окончательному перекосу стратегической обстановки в регионе. Кроме того, не так давно американский президент заявил, что Саудовской Аравии необходимо научиться существовать в регионе вместе с Ираном.

Такая позиция воспринимается саудитами как предательство общих интересов. Эр-Рияд также помнит еще несколько неприятных для него моментов. Во-первых, отказ США от поддержки союзного тогда главы Египта Хосни Мубарака и пособничество египетским протестующим. Это вызвало в КСА вопрос, можно ли положиться на Вашингтон, столь просто разменивающий своих союзников. Во-вторых, сотрудничество Белого дома с пришедшим к власти все в том же Египте Мухаммедом Мурси, лидером «Братьев-мусульман» (организации, запрещенной в Саудовской Аравии). Наконец, «разворот США к Ирану» – именно так в Саудовской Аравии восприняли проталкивание Б. Обамой соглашения с Ираном по ядерной программе.

Саудовская Аравия в значительной степени стала заложником собственной региональной политики: помощь Соединенным Штатам в расширении фрагментации на Ближнем Востоке поставила существование королевства под вопрос. Усиление позиций Ирана, разросшаяся гидра Исламского государства, дестабилизация обстановки во всех приграничных странах, напряженность в отношениях с США в дополнение к усложняющейся внутриэкономической ситуации – все это ставит Саудовскую Аравию перед сложнейшими проблемами. В отличие от КСА Вашингтон имеет все же большее пространство для маневра: он аккуратно налаживает связи как с новой региональной силой – курдами, так и с Ираном. Эр-Рияд, в свою очередь, не может найти равноценную альтернативу взаимоотношениям с США.

В таких условиях саудиты будут стремиться выстраивать новые отношения уже с будущей администрацией Белого дома. Возможно, в 2017 году американский трек саудовской внешней политики будет более удачным: кандидат в президенты Хилари Клинтон, с одной стороны, заявила об имеющихся «серьезных вопросах» к руководству КСА в связи с массовой казнью 47 человек (что можно считать предвыборной риторикой в условиях отсутствия официальной критики действий Саудовской Аравии со стороны Белого дома).

С другой стороны, Х. Клинтон немалым обязана саудитам, учитывая, что Эр-Рияд вложил в семейный благотворительный Фонд Клинтонов (The Clinton Foundation) 50 млн. долларов. В случае же избрания президентом США Дональда Трампа Вашингтон может продолжить курс на отдаление от саудитов. Так, миллиардер заявил о возможном прекращении закупок саудовской нефти [5], а также намекнул, что королевство недостаточно платит за то, что находится под защитой Америки, подчеркнув, что «без США Саудовская Аравия не продержалась бы долго». Последнее, впрочем, полностью соответствует действительности.

Отношения США и саудовского королевства по праву носят статус «особых» и, наряду с американо-британскими, являют собой одну из самых законспирированных загадок современных международных отношений: кто на кого имеет большее влияние – США на Саудовскую Аравию или она на США. Ясно лишь то, что пока обе стороны заинтересованы в союзническом диалоге. Вместе с тем, стоит отметить, что если раньше стороны связывали «нефтяные и стратегические нити», то теперь, с трансформацией нефтяного сектора в США и политическим сдвигом в ближневосточном регионе, прежнее значение сохраняет лишь стратегический аспект.

Поддержка саудитами экстремистских и террористических структур, имеющих потенциал для нанесения ущерба интересам США на Ближнем Востоке, агрессивная политика в отношении соседей, целей которой КСА намерено добиваться не собственными силами, а «чужими руками» Вашингтона, и, безусловно, вопиющее нарушение прав человека, выражающееся, в частности, в многочисленных казнях, – все это постепенно делает Саудовскую Аравию не столько другом, сколько обузой для США. Однако Соединенные Штаты не могут отвернуться от Саудовской Аравии: она – один из ключевых элементов будущей архитектуры Ближнего Востока, и, сотрудничая с ней, Вашингтон имеет возможность напрямую влиять на формирование этой архитектуры.

[1] Доктрина Картера. http://www.grinchevskiy.ru/1945-1990/doktrina-kartera.php

[2] Клинтон предложила создать систему ПРО для защиты от Ирана. 2 апреля 2012. URL: http://www.panarmenian.net/rus/news/101372/

[3] Саудовская Аравия готовится к большой войне. http://www.iran.ru/news/analytics/92587/Saudovskaya_Araviya_gotovitsya_k_bolshoy_voyne

[4] Саудовская Аравия планирует закупить корабли береговой охраны LCS с комплексами ПВО «Иджис». 10.11.2006. URL: http://vpk.name/news/1075_saudovskaya_araviya_planiruet_zakupit_korabli_beregovoi_ohranyi_lcs_s_kompleksami_pvo_idzhis.html

[5] Трамп пообещал прекратить покупать нефть у Саудовской Аравии

http://ria.ru/world/20160326/1397773379.html

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть