История ислама на Мальдивах

От буддизма до ислама
14 марта 2016  11:04 Отправить по email
Печать

Мальдивы, расположенные в 700 км к юго-западу от Шри-Ланки были заселены дравидскими племенами еще в 2000 году до н.э. Это не удивительно, поскольку известно, что во времена Хараппской цивилизации была налажена торговля между ней и Шумером. А следовательно, Мальдивы, как раз лежащие вдоль этого торгового курса были открыты гораздо раньше, чем заселены. Можно лишь предположить – было ли заселение островов добровольным в рамках основания торговых факторий или же вынужденным в момент падения Хараппы и нашествия индо-ариев?

Много столетий прожили они в изоляции, пока примерно в 300 г до н.э. на атолле не появились новые переселенцы. Вполне вероятно они были народом, родственным современным сингальцам Шри Ланки исповедующим буддизм. Каким образом они достигли Мальдив – до сих пор остается загадкой. Более ранняя версия полагала, что они прибыли из Шри Ланки, но новые исследования говорят, что более вероятно прибытие с самого субконтинента в эпоху династии Маурьев. Что можно сказать? В отличие от всего региона Южной Азии у мальдивцев нет каст. Совсем. Общество индо-ариев было настолько пропитано кастовой системой, что она распространилась и на Шри Ланку, и в Непал, и создала в общем уникальную кастовую систему не только в индуизме, но и в буддизме, христианстве и исламе. А вот на Мальдивах каст нет, более того – все более поздние пришельцы на острова смешивались с местным населением образовав к настоящему времени единую нацию. Это может означать только одно – на острова прибыли новообращенные буддисты, которые сознательно отринули кастовую систему, а потом – в ходе изоляции не смогли ее восстановить. Их же потомки вообще не знали о возможности существования каст. Прибытие буддистов на острова могло быть как добровольным – в ходе активного расширения буддизма на субконтиненте (о наличии островов они могли знать от еврейских купцов, периодически совершающих рейсы в этой части Индийского океана со своей родины в Индию и обратно), столь же равнозначной кажется версия о высылке новообращенных буддистов индуистским правителем (в таком случае – они могли попасть на острова случайно). Причем – последняя версия даже предпочтительней.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Как бы то ни было – на Мальдивах к началу новой эры сформировалось однонациональное однотипное буддийское общество. О самой буддийской эре на Мальдивах почти не говорят, чаще – это становится пищей для бурных дебатов европейских и американских исследователей. Однако, именно буддийские традиции образовали специфический образ жизни и архитектуры, культуры и менталитета, обычаев и нравов современных мальдийцев-мусульман. Иначе говоря, своеобразие мальдивского ислама обусловлено этими древними влияниями.

Буддийское королевство, как и ранее дравиды, существовало в изоляции, но в 5 веке их уединение было нарушено персами, а в 7 – арабскими мореплавателями. Вместе с последними на территорию Мальдив пришел и ислам. И если о влиянии на культуру Мальдив персов-зороастрийцев остается только догадываться (слишком коротко оно было и слишком мало сохранилось от него), то ислам оказал решающее влияние на островной регион. Начиная с 12 века Мальдивы категорическо-исламское государство и никакие новые веяния истории не изменили этот факт.

С 7 по 12 века появление арабов на островах было нерегулярным. В основном это было связано со стратегически выгодными расположением атолла и с тем, что на местной зоне рифов было огромное количество ракушек каури, которые довольно высоко ценились и использовались в качестве денег как на островах Индонезии, так и в Восточной Африке. Таким образом – ислам Мальдивы приняли гораздо позднее остальных регионов Южной Азии, хотя именно на них эта религия продержалась всех успешнее.

Ибн Баттута – мароканский путешественник, который в том числе посетил едва ли не все регионы Южной Азии и написал про нее целую книгу (в том числе он побывал и на Мальдивах), считал, что решающую роль в принятии ислама Мальдивами сыграл Абу аль-Баракат Бербер мароканский путешественник и проповедник ислама. Именно под его влиянием буддийский правитель Мальдив в 1153г (по некоторым данным в 1193г) добровольно принимает ислам, меняет свое имя Маха Радуни на исламское Мухаммед аль-Адиль и за ним постепенно принимает ислам весь архипелаг. Военных действий или просто насильственного насаждения ислама на островах никогда не было, хотя до нашего времени дошло несколько записей об уничтожении ступ и статуй Будды. Но это было вполне в духе раннего ислама, который не стремился в большинстве случаев к сохранению доисламских культовых сооружений.

Новообращенный правитель принимает титул султана и Мальдивы официально становятся султанатом и на равных правах входят в Халифат. Мухаммад аль-Адиль стал родоначальником всех шести султанских династий Мальдив, просуществовавших вплоть до 1932г, когда должность правителя стала выборной. Всего Мальдивы пережили за свою историю 84 султана и султанши. Да, на островах периодически правили женщины, чем абсолютно опровергают домыслы о том, что женщина-мусульманка не имеет прав ни на что.

Известно, что вдохновитель ислама на Мальдивах Абу аль-Баракат нашел на них свое последнее прибежище. Его могила находится на территории мечети Хукуру (Миски) в столице городе Мале. Построенная в 1656г – это самая старая мечеть на Мальдивах. Ежедневно ее посещает большое количество паломников.

Одной из самых оригинальных и легендарных султанш Мальдив была Хадиджа.

Хадиджа Рехенди Кабайдхи Киледж Султана Мальдив.

Также она известна под именем Сири Радха Абаарана или королева двух тысяч островов.

Она была старшей дочерью султана Омара I.

Как полагают, на престол Мальдив она вступила в 1337г, после того, как ее брат был отравлен. Мудрая и волевая женщина активно взяла власть в свои руки. Единолично она управляла страной до 1363г, когда ей настоятельно рекомендовали вступить в брак для обеспечения престолонаследия.

Она дважды была замужем, но оба брака не принесли ей ничего хорошего. Первым ее супругом стал визирь Мухаммад аль-Джамиль, который был отравлен через год после свадьбы (по некоторым данным самой султаншей). Вторым супругом в 1374г стал министр Абдулла, с браке с которым она прожила около 2-х лет и который тоже был убит. После этого вдовствующая султанша более замуж не выходила (детей в обоих браках не было) и управляла страной вплоть до 1380г. Ее преемницей стала единокровная сестра Раадхафатхи.

Мароканский путешественник ибн Баттута, которому посчастливилось побывать на Мальдивах как раз во времена правления Хадиджи был очень удивлен, как умом, так и красотой правительницы. На Мальдивах, в отличие от арабских стран, не было принято для женщин скрывать свои лица под вуалью (никабом). Во время его визита Хадиджа как раз была в первом браке. И что тоже сильно поразило путешественника – она не закрывалась на женской половине дома, но сидела на троне рядом с супругом и реально правила, даже более того – он заметил, что приказания султанши выполняют гораздо активнее и охотнее и к ее словам относятся заметно внимательнее, чем к ее супругу.

Хадиджа стала предпоследней представительницей династии Мандинастин (которая вела свое летоисчисление с доисламских времен и второй представитель которой как раз и принял ислам и перетянул за собой всю страну).

Несмотря на последующее прибытие европейцев, которые принесли с собой христианство, ислам на островах они вытеснить не сумели, также не смогли и подорвать султанскую династию.

Первый конфликт на религиозной почве произошел с португальцами. В 1558г они отстраивают торговую факторию (как филиал их тогового дома на Гоа). Пока отношения не выходили за рамки торгового партнерства все было хорошо. Однако, попытки обратить местных жителей из ислама в христианство закончились плачевно. Спустя 15 лет местный духовный лидер Мухаммад Тхакуруфаану аль-Азам и двое его братьев организуют народное восстание и изгоняют португальцев с острова. В современную жизнь Мальдив это событие вошло как Национальный день – государственный праздник.

В середине 17 века на Мальдивах появились голландские колонисты с Шри Ланки. Однако – более чем торговые отношения с ними не велись. Они не имели никакого влияния на политику государства. Изгнавшие голландцев в 1796г англичане силой навязали султану статус для Мальдив как района охраняемого британцами и британский протекторат был официально установлен в 1887г. Однако, дальше внешних отношений и обороны этот протекторат власти не имел. Внутренняя политика и культурная жизнь страны текла все по прежним исламским законам. На Мальдивах даже не был организован постоянный английский гарнизон во избежание конфликта. Единственное на что удалось повлиять англичанам – это ограничение власти султана и организация конституционной монархии на Мальдивах в 1932г. Однако, Конституция была очень спорной и многие старые роды выступили против нее. В итоге – она была разорвана.

Также в ходе британского контроля на островах появилось незначительное количество мусульман-переселенцев из Индии и Шри Ланки.

Мальдивы оставались под британским протекторатом вплоть до 1953 (полную независимость страна получила только в 1965г), когда на его месте была создана республика. Первый президент Мальдив Мухаммад Амин Диди заложил в основу государственного устройства и законов принципы шариата. В настоящее время Мальдивы, несмотря на развитие туристической области, остаются строгой исламской страной. Здесь пять раз в день мужчины ходят в мечеть для чтения намаза и в пятницу есть отдельный обеденный перерыв для чтения джума. Здесь не продают алкоголь, за исключением курортной зоны и только для туристов. Мальдивы – уникальная туристическая, и вместе с тем – строго мусульманская страна.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть