Крах белорусского автопрома

Белорусский автопром – зеркало современной белорусской экономики
21 сентября 2015  13:03 Отправить по email
Печать

В Белоруссии на фоне предвыборной гонки, результат которой сегодня известен всем, продолжает увеличиваться поток пропаганды, главной целью которой является попытка успокоить население страны. При этом местные власти не в пример всем прошлым выборам сегодня абсолютно не скрывают, что народу надо забыть обо всех прежних обещаниях и жить днем сегодняшним. Как предложил недавно глава республики, «давайте поживем на своем, что в наших магазинах есть, и отдохнем эти годы у себя в Белоруссии». И все потому, что «в мире идет война», а белорусов «хотя бы эта беда не коснулась».

Конечно, нынешнему электорату, которому вот уже больше года объясняют, что надо довольствоваться тем, что есть, и молить бога, что на его земле не идут военные действия, действительно может показаться, что ситуация в стране еще более или менее, по сравнению с соседней Украиной. Однако нельзя не отметить, что население продолжает жить в иллюзиях и не хочет видеть того, что все слова белорусских властей являются лишь простым обманом, которым прикрывается катастрофическая реальность. И даже несмотря на то, что в стране впервые за многие годы растет задолженность по зарплатам, которая по сравнению с началом года выросла аж в 15 (!) раз (на 1 августа это 331 белорусских рублей или около $20 млн), белорусы продолжают верить и надеяться. Как продолжает идеологически обрабатывать население и белорусская власть, заявляя, что в следующем году будет лучше. К сожалению, не будет! И это прекрасно демонстрирует одна из основных отраслей белорусской промышленности — машиностроение, где занято, по разным подсчетам, порядка 150 000 белорусов и еще несколько сот тысяч в смежных с ним отраслях, которые напрямую зависят от его состояния.

По словам руководства республики, нынешние проблемы в автомобилестроении страны вызваны конъюнктурой рынка, а также кризисом в России. Именно поэтому такие гиганты, как МАЗ, МТЗ, БелАЗ, «Гомсельмаш» и тому подобные, сегодня входят в топ убыточных предприятий страны. Более того, опубликованный недавно Белстатом отчет «О производстве промышленной продукции в январе — августе 2015 г.» и вовсе продемонстрировал, что убытки — это всего лишь начало, а дальше будет только хуже. Например, тракторный завод смог произвести тракторов для сельского и лесного хозяйства за указанный период на 38% меньше, чем за январь — август прошлого года. Ничем не лучше обстоят дела и на БелАЗе: за январь — август произведено лишь 245 карьерных самосвалов, тогда как за аналогичный период прошлого года их было выпущено в два раза больше. Пожалуй, только Минскому заводу колесных тягачей (МЗКТ) все еще удается оставаться на плаву благодаря заказам военно-промышленного комплекса России, да и то, по всей видимости, это время скоро закончится — предприятие не модернизируется, новые кадры не приходят, а конкуренция на рынке только усиливается. Хотя белорусский президент недавно и заявил о том, что у россиян «не хватит мозгов» создать такое производство, которое он оценивает не менее чем в $3 млрд, а потому МЗКТ еще долгие годы будет на передовой ВПК. Правда, верится в это с трудом, так как у всех перед глазами есть совершенно иной пример неумелой экономической политики местного руководства — Минский автомобильный завод, который сегодня практически стоит перед выбором: остановить производство или работать в убыток, загоняя себя в еще большие долги.

Недавно стало известно, что доля МАЗа на основном для него российском рынке грузовиков в первом полугодии 2015 г. сократилась до 4,1%, что хуже показателя аналогичного периода кризисного 2009 года (4,2%). В подобных условиях заводу пришлось серьезным образом сократить свое производство: за январь —август на МАЗе произвели 2260 грузовых автомобилей, что составило 40% от показателей аналогичного периода 2014 года, и 470 автобусов — 47% прошлогоднего объема. Обострение конкурентной борьбы и вовсе привело к тому, что белорусский производитель продолжил терять свои позиции, все больше отставая от конкурентов, в том числе и от КамАЗа, с которым его еще совсем недавно хотели объединить. Хотя белорусское руководство и уверяет всех, что МАЗ, «попав в сложную ситуацию», продолжает производить «хорошую продукцию» и «надо ее продавать», последние показатели свидетельствуют о другом. Так, белорусского производителя сегодня теснят не только его извечные конкуренты, но и китайские компании, и в первую очередь на тех рынках, на которые в Минске возлагали большие надежды. Например, МАЗ предполагает построить к концу 2016 г. в Казахстане свой завод, который будет выпускать около 300 грузовиков и 50 автобусов в год. При этом такой «громкий» по белорусским меркам проект сегодня выглядит весьма неубедительно, если знать, что в рамках казахстанско-китайской программы сотрудничества в области индустриализации и инвестиций в эту азиатскую республику планирует прийти всерьез и надолго Пекин. Например, China National Machinery IMP. & EXP. CORP совместно с экспортным агентством Китая планирует расширение на казахстанском рынке линейки китайских автобрендов через производственную площадку завода «СарыаркаАвтоПром», входящего в AllurGroup. При этом запуск производства автомобилей запланирован уже на осень 2015 года, что уже создает серьезные проблемы белорусам. Дополнительно необходимо напомнить и о соглашении между КМК «Астана Моторс» и компанией China FAW о выпуске в Казахстане коммерческой техники FAW. И это не считая деятельности традиционных конкурентов Mercedes-Benz, MAN, Iveco, Volvo и т.д.

Жесткая конкуренция, отсутствие возможности снижения себестоимости из-за высокой импортной составляющей, огромная степень социальной нагрузки и раздутый штат сотрудников, отказ от объединения с КамАЗом — все это и многое другое, по всей видимости, уже в скором времени могут похоронить МАЗ, так как внутренний рынок уже перенасыщен грузовым автопарком. Нечто подобное ожидает и всю белорусскую автомобилестроительную отрасль, и, по всей видимости, остановить данный процесс сегодня уже невозможно. Даже если руководство страны действительно решится оставить за собой несколько наиболее прибыльных предприятий, отдав остальные на откуп, вряд ли кого-то из инвесторов заинтересуют груды металлолома и многотысячные толпы рабочих, слоняющиеся без дела. Если же учитывать, что, по различным прогнозам, Россию ожидает долгий период стагнации, а значит, и ожидать оживления российского рынка белорусам в ближайшей перспективе не стоит, то получается, что белорусские автопроизводители продолжат терять свои позиции ускоренными темпами как в нынешнем году, так и в следующем. Это означает, что в скором времени от местного автопрома останутся только воспоминания, если, конечно, не произойдет обещаемого сегодня электорату чуда.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

Кукушонок
Карма: 434
21.09.2015 21:45, #29320
Ай, как я люблю ангажировцев! Ай, как люблю!
Вы только гляньте на эту цитатку :::

--- И даже несмотря на то, что в стране впервые за многие годы растет задолженность по зарплатам, которая по сравнению с началом года выросла аж в 15 (!) раз (на 1 августа это 331 белорусских рублей или около $20 млн) ---

Просто страх и ужас. Ужас и страх.
Только вот почему-то пан Радов-Стенанец не упоминает о том, что
-- если 1 млрд. дол. увеличится в 15 раз, то это составит действительно тяжкие 15 млрд., а если в те же 15 раз увеличится 1 дол., то получится вполне себе ничего 15 дол.,
-- не говорит пан и о том, что при населении 9.5 млн. чел. и, соответственно, числе занятых порядка 4 - 5 млн. чел. задолженность в 330 млн. дол. в среднем составляет около 20 млн. / 4 млн. = 5 дол. (пять долларов). Как?
Да если даже отнести все эти миллионы только на 5 указанных предприятий (что вообще говоря не так), считая что на них работает 50 тыс. чел., то средняя задолженность составит 400 дол. - для одного человека тяжело. Но выжить можно.
Не поминает пан Стенанец и том, что эти предприятия строились Совдепией в расчете на всю огромную 300-миллионную страну и в границах маленькой Белоруссии им вообще было трудно выжить. Но они выжили! И даст бог и дальше работать будут.
Кукушонок
Карма: 434
21.09.2015 21:47, #29321
Не поминает пан и того, что внутренние связи бывших союзных республик до сих пор чрезвычайно сильны и, когда лихорадит самую большую - Россию, - лихорадит и всех остальных (казахов тоже трясет). И, может быть, не пойди РФ на клинч со Штатами, и белорусам, и казахам было бы сейчас много полегче. Но сёстры крякнули, но пока (слава богу!) удар держат вместе с РФ.
В общем, много чего пан НЕ поминает. Поминает только пропаганду. Как, судя по всему, полагает пан Стенанец лживую. Блин!
А теперь вопросы :::

Пан так строг к батьке потому, что пан - оппо-зитс-ионЭр, или потому, что "продвигает" объединение с КАМАЗом ???
А пан не думает, что, если предложить КАМАЗу присоединиться к белорусам, а не наоборот, то белорусы согласятся, а возражать будут волгари ???
А пан не думает, что в условиях последнего наступления дорогих западных друзей можно было бы планировать исходя из соображений всех оставшихся союзными республик ??? - гуртом легче и батьку бить! Только последнее я не о батьке Лукашенко, а нагло-саксонских батьках.
sergeev
Карма: 999
22.09.2015 22:47, #29327
Статья носит ярко выраженный антибелорусский, антирусский, антироссийский характер.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть