Россия на Украине: к политике через катастрофу

Кто виноват и что делать дальше?
2 марта 2014  00:05 Отправить по email
Печать

Российская политика на Украине пришла к полной и вполне прогнозируемой катастрофе.

Россия сейчас столкнулась с реальной возможностью быть втянутой в крайне неприятный и непредсказуемый конфликт на Украине (не только в Крыму). Негативные последствия такого развития ситуации сейчас спрогнозировать невозможно. Дефицит "мягкой силы" и последовательной политики в соседней стране в очередной раз Москве придётся компенсировать военной силой (Турция уже заявила о возможности вмешательства в крымский кризис всеми средствами). Весьма показательно, что все ответственные за политику на Украине российские госорганы (АП, МИД, Россотрудничество, Совет Безопасности РФ) на протяжении последних месяцев 2013 года делали особый упор на то, что Москве удалось "одержать победу на Украине" сугубо мирными способами.

Так кто КОНКРЕТНО виноват в том, что Россия оказалась на грани втягивания в вооружённый конфликт?

Сейчас стало очень востребованным утверждение, что российская внешняя политика на бывшем пространстве СССР не имеет элементарной прогностической составляющей (в противном случае - совершенно непонятно, зачем было заявлять о предоставлении явно недолговечному режиму Януковича $ 15 млрд -  из них, к сожалению, уже были предоставлены и вопрос их возврата крайне неясен - и 30-процентной скидки на газ).

За предоставление прогнозов развития ситуации в первую очередь отвечает МИД России. Как видно, либо в силу своей полной некомпетентности или нежелания заниматься столь трудным и необычным делом для мидовских чиновников МИД эту функцию полностью завалил.

Последние импульсивные действия Москвы подтверждает тот факт, что у российской внешней политики не было сценария на случай падения режима Януковича (во всех аналитических документах российского внешнеполитического ведомства напрямую указывалось, что Виктор Фёдорович контролирует ситуацию на Украине и вопрос его переизбрания в 2015 году будет зависеть только от размера финансовой помощи со стороны Москвы).

Систему МИД (включая и профильного замминистра) на постсоветском направлении ждут неизбежные и, будем надеяться, радикальные изменения (как организационные, так и кадровые).

Россия просто не может позволить иметь такую внешнюю политику (а точнее её полное отсутствие) на приоритетном для неё направлении. Весьма показательно, что фракция КПРФ в ГосДуме уже потребовала создания специальной комиссии по расследованию деятельности Михаила Зурабова и профильных департаментов МИД России в украинском кризисе.

Как уже не раз писалось, события на Украине продемонстрировали полное отсутствие российской "мягкой силы" и предметного пророссийского движения на Украине. Чиновники МИД - Россотрудничества сделали всё возможное, чтобы организации российских соотечественников на Украине оказались под тотальным контролем кураторов из "Партии регионов" через механизмы Координационного Совета организаций российских соотечественников (КСОРС). Любые попытки выразить несогласие с линией КСОРС подвергались откровенным гонениям со стороны МИД - Россотрудничества.

Это миф, что Москва не выделяла деньги на механизмы "мягкой силы" на Украине - деньги якобы на "соотечественников" выделялись немалые (речь может идти о десятках миллионов долларов в год). Другой вопрос: кем и как осваивались эти деньги? Как представляется, расходование данных средств следует проконтролировать Генпрокуратуре РФ (весьма показательно, что Россотрудничество всеми силами пытается воспрепятствовать опубликованию итогов проверки, проведённой Генпрокуратурой РФ в конце прошлого года).

Парадоксально, но после ухода, а точнее бегства кураторов-регионалов пророссийское движение на востоке и юге Украины стало развиваться очень быстро. Отдельный вопрос к деятельности Совета безопасности РФ, который был должен координировать действия российских органов исполнительной власти в украинском кризисе. Однако СБ РФ по факту устранился от этой проблемы и первое его заседание по украинскому кризису было проведено уже после фактической утраты власти Виктором Януковичем.

Что же сейчас делать России в столь быстро и критически меняющейся ситуации на Украине?

Во-первых, при безусловной поддержке суверенитета Крыма и незыблемости прав российских соотечественников на полуострове, необходимо как можно скорее прекратить волну ура-патриотической истерии и спекуляции о возможности прямого вооружённого столкновения России с НАТО. К сожалению, драматическая, а порой и трагическая ситуация на братской Украине поднимает на поверхность много личностей, явно дискредитированных своей прошлой деятельностью. Весьма показательно в этой связи высказывание одного из членов Совета Федерации, хорошо известного своей провальной и скандальной деятельностью на постсоветском направлении. Он уже сделал заявление, что Россия готова воевать с США в Крыму: "НАТО находится в проигрышной ситуации для себя в вооружённом противодействие в Средиземном море, а в Чёрном тем более. Наши позиции сильнее, мы это знаем. Даже прибытие американских авианосцев не спасут ситуацию для них…"

Сейчас задача номер один - не дать втянуть Россию в войну. К сожалению, Москва уже оказалась втянута в финансовую гонку за Украину (сейчас ЕС любезно предлагает Москве продолжать финансировать Киев), но, возможно, потеря $3 млрд на Украине станет прививкой от принятия совсем уже непоправимых решений. Всё-таки при всём нагнетании истерии определёнными силами как в Москве, так и Киеве, вероятность прямого  российско-украинского столкновения выглядит, слава Богу, маловероятной.

Но Киев в ближайшие дни может пойти на экономическую блокаду полуострова - прекратит поставлять в Крым  пресную воду, электричество, бензин и продукты.

Россия уже сейчас должна иметь план снабжения Крыма всем необходимым через территорию Кубани.

Москве надо быть готовой к практически неизбежному банкротству Киева и уже сейчас прорабатывать варианты получения украинских активов за долги (об этом начал говорить глава МЭР России Алексей Улюкаев, но потом эта тема заглохла). Заявления о том, что в Киеве сейчас есть относительно умеренные и потенциально настроенные дружественно к России политики (та же Юлия Тмошенко) - крайне опасный для российской политики миф. В Киеве сейчас и долго не будет ни одного относительно комфортного для Москвы политика. Все официальные отношения с властью в Киеве, легитимность которой вызывает очень много вопросов, должны быть сведены к минимуму. В то же время Москва должна крайне внимательно отслеживать новые центры власти на быстро превращающейся в непонятную конфедерацию Украине.

Произошла катастрофа и это надо признать. Но катастрофа создаёт предпосылки для проведения на братской Украине совершенно другой политики России. Будем надеяться, что эта возможность упущена не будет.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (3):

ЛанковВиктор
Карма: 5
02.03.2014 09:48, #13149
"Что же сейчас делать России в столь быстро и критически меняющейся ситуации на Украине?" Очередной пикейный жилет с пропагандой "всёпросрали". Жаль времени, потраченного на чтение муйни.
victor XX
Карма: 5
02.03.2014 20:06, #13172
Судя по тому, что я видел и слышал в Украине летом 91г., 2012г. и 2013г. статья описывает события совершенно верно. Простому обывателю совершенно наплевать, кто у власти, а молодежь стремится в Европу. В Россию они едут только на заработки.
lapikoff2010
Карма: 5
04.03.2014 02:38, #13223
Когда не знаешь чётко о чём хочешь сказать, говоришь туманно и с ноткой загадочности. Дескать, я не виноват если вы не в состоянии меня понять.
Подписывайтесь на ИА REX
Сможет ли Зеленский вернуть мир на Украину?
83.2% Нет, он продолжит политику Порошенко.
Поддерживаете ли Вы отставку правительства Медведева?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть