США, Израиль, Иран: новая битва за Турцию

Нужна ли Эрдогану «дружба» Обамы
22 февраля 2014  00:22 Отправить по email
Печать

Президент США Барак Обама неожиданно позвонил премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану. Причины, заставившие Обаму выйти на контакт с главой правительства Турции, с которым он не общался полгода, не совсем понятны. Накануне Белый Дом выступил с резкой критикой в отношении принятых в Турции законов об ограничении независимости судебной системы и фактическом введении цензуры в интернете. В ответ турецкий министр по вопросам Евросоюза Мевлют Чавушоглу в эфире одного из телеканалов резко отреагировал: «В вопросе интернета США являются последней страной, которая может учить Турцию уму-разуму».

В момент разгара протестного движения летом прошлого года в связи с реконструкцией парка Гези Вашингтон выступил с критикой действий турецкого правительства в отношении протестующих. А когда в конце прошлого года разгорелся известный коррупционный скандал, премьер-министр Эрдоган обвинил посла США в Турции Фрэнсиса Рикардоне в «подрывной деятельности» и связях с оппозицией. Наконец, нельзя обойти вниманием публикацию в The New York Times, в которой Турция названа «угрозой для США», а политика Эрдогана квалифицируется как «приближающая политическую катастрофу». То есть, в столь сложный период, который проходит сейчас Турция, Вашингтон даёт понять, что он не на стороне нынешнего турецкого правительства.

Затрагивал ли на сей раз Обама в беседе с Эрдоганом проблемы внутренней политики Турции - неизвестно. В заявлении пресс-службы Белого дома отмечается, что «в беседе президента и премьер-министра обсуждался вопрос о важности скорейшей нормализации отношений между Турцией и Израилем», а израильская газета «Маарив» уточняет: «Американский президент потребовал от турецкого лидера положить конец кризису в отношениях между Иерусалимом и Анкарой, вызванному перехватом «Флотилии свободы» в 2010 году». Внешне тут всё вроде бы объяснимо, поскольку лично Обама во время своего визита в Израиль предпринял немалые усилия для того, чтобы устранить раскол во взаимоотношениях между двумя странами.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Действительно премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «Турция приняла извинения израильского руководства, и продолжаются переговоры по поводу компенсаций семьям погибших турецких граждан на судне «Мави Мармара». Правительство Израиля предложило выплатить 20 млн. долларов семьям граждан Турции, погибших в ходе этой операции. Но затем Анкара выставила требование о снятии израильской блокады с сектора Газа, которое в нынешней ситуации приобретает уже иной смысл.

Дело в том, что сейчас египетская армия проводит на северо-востоке Синайского полуострова контртеррористическую операция, стремится создать на границе сектора Газы полосу отчуждения, чтобы изолировать находящийся под властью палестинских исламистов анклав от Синая. При этом официальный Каир обвиняет ХАМАС в дестабилизации ситуации на полуострове. С другой стороны, как заявил представитель ФАТХ, Израиль находится в постоянном контакте с ХАМАСом, проводит с ним обмен мнениями по складывающейся ситуации. Как сообщал палестинский новостной ресурс Maan News, на днях глава правительства ХАМАСа в секторе Газа Исмаил Хания направил конфиденциальное письмо премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху, в котором содержалась просьба не предпринимать военных действий против палестинских боевиков, обстрелявших израильскую территорию, и заверял, что «ХАМАС не заинтересован в конфронтации с Израилем». Правда, представитель ХАМАСа Гази Хамад опроверг это известие, но признал, что «если какие-то контакты между ХАМАС и Израилем осуществлялись когда-то, то только при посредничестве египетской разведслужбы». Одним словом, ближневосточная интрига развивается с участием прежних «игроков» - Израиля, Египта, сектора Газа и Рамалы. Более того, появились даже сообщения, что госсекретарь США Джон Керри готовит план подписания соглашения между Израилем и ХАМАС.

Так что Турцию никто не ждёт в ближневосточном урегулировании, а тем более не собирается считаться с её требованием о снятии израильской блокады с сектора Газа. «Этот вопрос не стоит в повестке дня», - говорится в заявлении Израиля. К тому же требование главы турецкого правительства вызывает резкое неприятие и в Египте. В таком контексте звонок президент США Обамы Эрдогану мотивирован, поскольку Белый Дом предупреждает Анкару, чтобы она не предпринимала каких-либо усилий с целью развалить существующий сценарий по нормализации отношений между Израилем и ХАМАС и переговорный процесс по ближневосточному урегулированию.

Вряд ли это то, что ждала Анкара от Вашингтона. К тому же МИД Израиля вновь возглавил Авигдор Либерман, который выступает против нормализации отношений с Турцией, «пока у власти в ней находится Эрдоган». Так что можно согласиться с мнением тех экспертов, которые считают, что своим требованием о снятии блокады с Газы Эрдоган лишь укрепляет позиции Либермана и других израильских политиков, которые призывают дождаться в Турции наступление « иных времен». Но и Турция тоже выжидает.

Сегодня Анкара не скрывает своё раздражение политикой Вашингтона. Она была рядом с США, когда они стали проводить «новую» политику на Ближнем Востоке, рассчитывала при этом на получение геополитических и геоэкономических бонусов. Осуществляя одно время посредническую миссию между Израилем и Сирией, Турция пыталась добиться интеграции в ближневосточный процесс. Не получилось. Она также выступила в качестве посредника в достижении соглашения с Ираном по его ядерному досье, но на завершающем этапе её вывели за скобки переговорного формата. Принимала активное участие в так называемой «арабской весне», а в итоге - увязание в сирийском кризисе и разрыв отношений с Египтом. Достаточно вспомнить, как недавно в Давосе произошла пикировка между иранским министром иностранных дел Джавадом Зарифом и его турецким коллегой Ахметом Давутоглу. Турецкий министр раскритиковал аргумент иранской стороны о том, что «Хизбалла» в Сирии появилась для защиты шиитских святынь. Зариф на это ответил буквально следующее: «Вы же не рассчитывали, что шииты будут молчать после того, как вы вооружили людей, которые разрушали шиитские гробницы».

Имидж разрушителя «шиитских гробниц» - удар по Турции. Поэтому у Эрдогана складывается ощущение того, что его «сдают» на Востоке и на Западе, и выход из ситуации он видит в создании в регионе так называемой турецкой проблемы, соразмерной иранской или иракской. Не случайно то, что нынешний избирательный цикл правящая партия в Турции выстраивает на антизападной основе. Эрдогану сейчас дружба Обамы только мешает, поскольку не позволяет создавать образ Запада, «манипулирующего политической ситуацией в стране и в регионе»: погоня за вступлением в ЕС выгод Турции не дала, участие в антисирийской коалиции оборачивается серьёзными внутренними потрясениями, сотрудничество с Израилем после того, как правящая партия Турции поставила под свой контроль силовой блок, теряет стратегический интерес. Тем более что и Тель-Авив сделал немало для выхода напряжённости в отношениях двух стран на новый виток. Но это не значит, что Израиль вышел из «игры». Его «битва» за Турцию ещё только начинается.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть