Черногория и НАТО: запах обедненного урана

27 декабря 2013  21:52 Отправить по email
Печать

В последние месяцы уходящего года вновь стала актуальной тема вступления Черногории в НАТО. Во-первых, в Подгорице прошла конференция «Стратегическая коммуникация в процессе евроатлантических интеграций», в которой приняли участие представители политических партий, СМИ и неправительственных организаций Черногории. После этого последовало заявление Посла Российской Федерации в Сербии А.Чепурина, присутствовавшего на идентичном собрании в Белграде, который назвал «обезьяньей» политику, толкающей Черногорию в альянс. Такое заявление вызвало жесткую реакцию черногорских сторонников и последователей про-натовской политики.

Черногорский министр обороны М. Пеянович-Джуришич охарактеризовала высказывание А.Чепурина, как дипломатический и политический «скандал», пояснив при этом, что «никто, неважно маленький он или большой, не имеет право читать лекции Черногории о ее внешнеполитических целях». Еще острее был Саво Кентера, президент местного «Атлантического клуба», который заявил: «Они должны понимать, что Черногория не русская губерния, и никогда ей не станет, и думаю, что действительно должны последить за своими выражениями, а особенно, когда комментируют внешнюю политику такого независимого государства, как Черногория».

Черногорский посол в Москве потребовал, чтобы его приняли по этому вопросу в МИДе России. Однако, о праве НАТО, нарушая все международные нормы, сбрасывать бомбы на мирное население и использовать высокотоксичные химические элементы, отравляющие окружающую среду, черногорские официальные лица никогда еще и не вспоминали. Их тихое согласие с преступлениями НАТО, совершенными в 1999 году, позволяет сделать вывод, что для представителей черногорской власти и финансируемых с Запада неправительственных организаций, обедненный уран – неприкосновенная святыня.

Использование снарядов, в состав которых входит обедненный уран, представляет собой одно из самых тяжелых преступлений, совершенных НАТО в ходе агрессии на СРЮ. Это оружие появилось как рационализаторское решение американского правительства при решении двойной задачи. С одной стороны – уран, использованный в качестве топлива в ядерных электростанциях, необходимо затем помещать в специальные «могильники», что требует значительных материальных затрат. С другой стороны –современное противотанковое оружие, используемое в американской армии,производится из вольфрамового сплава и имеет высокую цену. Эти две финансовые проблемы правительство США решает сразу: вольфрам заменяется обедненным ураном. Таким образом, было создано и впоследствии не стало запрещенным весьма опасное и токсичное оружие, которое отравляет окружающую среду в том месте, где оно было использовано.

Генерал Слободан Петкович, один из авторов книги «Преступление на войне, геноцид в мирное время» о характеристиках этого оружия написал следующее: «Оружие из обедненного урана, «серебряная пуля», точно приносит смерть тому, кого настигнет, а если «посчастливилось» избежать моментальной смерти, но успел вдохнуть его пыль, будет умирать долго, жизнь из него будет уходить медленно, а он будет свидетелем того, что не может этому препятствовать. Это олицетворение настоящего ужаса. Поэтому и нас охватывает ощущение ужаса от сознания того, что человек может такое вероломное, непредсказуемое и особо опасное оружие, во-первых, изобрести, потом его употребить, а затем, усердно изучая его действие и последствия применения на здоровье людей, наблюдать мучения людей в поколениях потомков».

Считается, что на территорию СРЮ было выброшено около 15 тонн обедненного урана, совершено всего около 112 бомбовых ударов по 92 объектам. Особое измерение этому преступлению придает тот факт, что половина всего этого оружия была применена в последние 10 дней боевых действий. В период, когда уже было достигнуто первоначальное соглашение о прекращении конфликта между Слободаном Милошевичем и представителями Ахтисаари и Черномырдиным. Тем более, что в этот период бомбами с обедненным ураном совершались удары не только по боевым целям, которые предусматривались ранее, но и по таким целям как, например, телевизионный ретранслятор на Плячковичци, который находится на расстоянии всего 3 км от города Вранья. Радиоактивность территории, подвергшейся бомбардировкам, в 1100 раз превышала дозволенную норму.

При бомбардировках обедненным ураном многим районам был нанесен колоссальный ущерб, притом, что там никогда не размещались части югославской армии. Пострадала в том числе и Черногория. Так 30 мая 1999 года, всего за несколько дней до подписания соглашения о военно-техническом сотрудничестве в Куманово о выводе югославских войск и полиции из Косово и формального окончания конфликта, самолет А-10 американских ВВС в два захода бомбил полуостров Луштица, в районе которого не размещалось никаких военных группировок и объектов. Недалеко от места, подвергшегося бомбардировке, находится популярный пляж Жанице, который был полностью заполнен во время бомбардировки, как и само местечко, где сейчас египетская строительная компания Ораском возводит один из самых дорогостоящих коттеджных поселков на Средиземноморье.

Дезактивация территории, подвергшейся бомбардировке обедненным ураном, представляет собой весьма дорогостоящий и сложный процесс, который подразумевает вывоз нескольких слоев земли на специальные хранилища и восстановление полученных пустот за счет завоза новой почвы. При этом после проведения дезактивации почвы нет гарантии, что опасности для здоровья людей больше не существует. При попадании снаряда в твердый предмет происходит повышение температуры его содержимого и освобождение соединения оксида урана т.н. «керамического аэрозоля» - радиоактивной пыли, которая разносится по воздуху в радиусе десятков километров и оседает в воде, растениях и живых организмах и остается там навсегда, поскольку период распада урана составляет 4,5 миллиарда лет.

Попадание всего 0,1 мг этого химического соединения в легкие может вызвать рак. В то время как в Европе,согласно средним показателям за год, снижается количество умерших и остается неизменным количество заболевших от рака, в Сербии в период с 2006 по 2009 год,по сравнению с предыдущим четырехлетним периодом, умерло на 5742 человека больше, а случаев заболевания раком зарегистрировано больше на 8496. Количество умерших от лейкемии в указанный период выросло на 139%, с 1810 человек до 4276. Комментируя эти цифры, профессор, доктор наук Слободан Чикарич, ведущий сербский радиолог и соавтор книги «Преступление на войне, геноцид в мирное время» подчеркивает: «Причинно-следственную связь выброса 10-15 тонн обедненного урана на Сербию и будущего роста числа развития злокачественных опухолей у населения подтверждает тот факт, что в Сербии был совершен геноцид sui generis».

Для того чтобы снять с себя любую ответственность, руководство США постоянно оказывает давление на международные организации, умаляя значение результатов их исследований и переключая внимание общественности на ложные результаты с тем, чтобы снизить реальную опасность от воздействия урана. Как отмечается в заявлении американского Госдепа: «Исследования Всемирной организации здравоохранения и других научно-исследовательских институтов показывают, что воздействие обедненным ураном не наносит серьезной опасности здоровью».

Стремление скрыть истину от населения, проживающего на территориях, подвергшихся бомбардировкам, представляет собой еще бОльшее преступление, чем сброс этих самых радиоактивных снарядов. О беспрецедентном цинизме властей США говорит и изданная специально для контингента НАТО в Косово брошюра под названием «Золотые правила», где среди прочего написано: «Держитесь подальше от танков, зданий и автотранспорта, пораженных снарядами или ракетами с обедненным ураном. Носите защитную маску, если работаете на расстоянии до 500 метров от танка, автотранспорта или здания, пораженного снарядом с обедненным ураном. Попадание в легкие нерастворимых частиц порошка урана оказывает негативное воздействие на здоровье, в том числе риск возникновения раковых заболеваний и отклонений в развитии у новорожденных. Эти факторы могут себя проявить лишь спустя несколько лет».

В брошюре военнослужащим НАТО запрещают пить воду и употреблять в пищу еду, которая не была подвергнута детальной проверке, поскольку она «может быть непригодной в пищу из-за возможного воздействия обедненного урана». Из содержания брошюры становится очевидно, что обедненный уран используют не только в противотанковой обороне, но и при производстве крылатых ракет. Именно опасность от возможного воздействия обедненного урана была причиной, по которой спустя всего лишь год Голландия вывела свой контингент из Косово и Метохии, при этом поместив униформу военнослужащих в специальные хранилища для радиоактивного материала. Медицинское обследование лиц, состоящих на службе в вооруженных силах Италии показало, что из 30 заболевших раком военнослужащих 28 проходили службу на Балканах.

На территории Косово и Метохии, где урановые снаряды использовались в самом большом количестве из всей территории Сербии и Черногории, «эпидемия» злокачественных опухолей приняла еще более драматические размеры. По данным клинических центров в Косовской Митровице и Грачаници, (албанские доктора о распространении раковых заболеваний на территории, не находящейся под контролем Сербии, просто умалчивают) количество заболевших раком пациентов увеличилось на 29 % в среднем за год. Статистика заболеваний лейкемией у детей до войны измерялась единицами, - сейчас в процентах. Негативное воздействие обедненного урана, как показывают вышеприведенные факты, особо явно стало проявляться в период спустя 5 – 10 лет после агрессии. Но что действительно нас волнует – это то, что самое худшее еще впереди. В последующие годы произойдет новый скачок развития злокачественных опухолей, лейкемии и отклонений у новорожденных, а пик этих уникальных в истории цивилизации «эпидемий» планируется только после 2020 года.

Народ, который на себе несет тяготы столь тяжкого преступления, черногорское руководство собирается не только подтолкнуть в объятия того, кто и сегодня продолжает его убивать, но и даже планирует запретить людям высказаться на эту тему. Возникает вопрос, по какой причине черногорская власть, которая является абсолютным мировым чемпионом воровства всех форм выражения народной воли, так сильно испугана объявлением референдума о вступлении в НАТО? Очевидно, что в этот раз негативное отношение граждан к североатлантическому альянсу настолько велико, что даже всемогущий Мило Джуканович не мог бы украсть этот референдум. Две трети черногорцев вопреки сильному влиянию со стороны властей и односторонней кампании, агитирующей за НАТО, которую проводят большинство черногорских СМИ, бескомпромиссно противятся вступлению страны в западный военный союз. Академик Матия Бечкович живописно описывает перспективу вступления Сербии и Черногории в НАТО, что, по его мнению, «было бы большим позором, чем, если бы Жаклин Кенеди вышла замуж за Ли Харви Освальда».

Любая адекватная оппозиция такую чувствительность правящей партии, ослабленной внутренним экономическим кризисом, использовала бы для того, чтобы оказать решающее давление на окончательный слом существующего режима. При этом одна треть депутатов от оппозиционных партий не только поддерживает интеграцию в НАТО, но и готова при вынесении этой темы на рассмотрение в парламент обеспечить большинство при голосовании и формально избежать проведение референдума. Более того, тот факт, что Черногория не получила официального приглашения на последнем саммите НАТО последние оценивают как катастрофу, обвиняя при этом премьера Джукановича и его, якобы,близкие связи с некоторыми русскими бизнесменами. К сожалению, политикам из черногорской оппозиции важнее пользоваться снисходительностью западных официальных лиц, чем исполнить важную политическую миссию, снять существующее напряжение в обществе и дать возможность выбора своим избирателям.

На упомянутой конференции в Подгорице, которая предшествовала эмоциональному выступлению Александра Чепурина, функционеры правящей коалиции презентовали свою позицию, заключающуюся в том,что, по их мнению, необходимости в референдуме нет и достаточно того, что граждан необходимо как следует проинформировать о «преимуществах» вступления в НАТО.Справедливости ради, можно было бы согласиться, что черногорцев действительно необходимо подробно проинформировать по этому важному вопросу. Интересно каким образом при этом власть намерена объективно информировать граждан, когда любая тема, связанная с бомбардировками НАТО избегается и умалчивается в стремлении предать события 1999 года тотальному забвению, как будто бы тогда бомбили не Черногорию, а страну, удаленную от нас на тысячи и тысячи километров.

Видимо, этический кодекс черногорским врачам и офицерам, в отличие от их коллег из Сербии, запрещает заниматься исследованиями прямой зависимости между «эпидемией» раковых заболеваний и обедненным ураном, выброшенным во время бомбардировок НАТО. Недавно, во время проведения недели борьбы против рака директор единственной в стране онкологической клиники, доктор Небойша Черногорец, привел данные, что за последний год зарегистрировано более 2000 новых случаев заболевания раком. При этом, этот специалист никак не сравнил представленные цифры с предшествующим периодом, не упоминая также ни количество умерших от рака за последние годы. Поэтому, уместно будет задать вопрос, преднамеренно ли в Черногории в период интеграции в НАТО избегают прибегать к показателям существующей статистики динамики раковых заболеваний?

Если власть действительно желает всецело и объективно информировать граждан о «преимуществах» вступления в НАТО, для начала доктор Миодраг Радунович, министр здравоохранения в черногорском правительстве, мог бы прокомментировать точные цифры заболевших и умерших от рака за периоды 1998 – 2001 гг., 2002 –2005 гг., 2006 – 2009 гг. и 2010 – 2013 гг. Объективных ответов от министра на множество вопросов ожидают, прежде всего, те, у кого эта ужасная болезнь забрала самых дорогих. А ведь в Черногории почти не осталось семьи, куда она не постучалась в дверь эта страшная болезнь.

Минимум уважения ко всем жертвам, которые уже пострадали или только еще пострадают от действия обедненного урана, обязывает нынешнего премьера Мило Джукановича провести референдум, даже, если вопрос на нем будет сформулирован следующим образом: «Только ли обезьяна может поддерживать вступление Черногории в НАТО?»

Игор Дамьянович, политический аналитик. Черногория.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть