18+
Белоруссия: первые осужденные за Русский мир
Почему Дональд Трамп зовет Россию обратно в «восьмерку»?
Главная задача Путина: риски и шансы
О чем сигнализирует расширение торговых и санкционных войн?

Конец авантюры «бир миллят – ики довлят»

Турция и Азербайджан - больше не «одна нация - два государства»
Фахраддин Абосзода
8 октября 2013  14:29 Отправить по email
В закладки Напечатать

Ранее уже сообщалось, что премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган 30 сентября обнародовал «Пакет демократизации», который включает в себя ряд политических изменений, направленных на улучшение положения национальных меньшинств. Имеются в виду некоторые кардинальные изменения политики в отношении национальных меньшинств, - алавитам, цыганам и особенно курдам, которые, по некоторым данным, составляют 18% (согласно другим данным – 30%)  населения страны. Этим нетюркским народам Турции разрешат вернуть исторические названия своих городов, а в частных школах можно будет преподавать, и изучать родной язык. «Это означает, что Турция  вступает в период перехода к существованию в  условиях многонациональности, многоконфессиональности и многоязычия», - пишет известный российский эксперт по региону С.Н. Тарасов, с чем мы полностью согласны. Точнее, это означает отказ от традиционной государственной идеологи «туркизма».

А что означает на практике «многонациональность, многоконфессиональность и многоязычие с точки зрения будущего Турции»?

Известно, что тюркизм в Турции своими корнями уходит в 20-е годы прошлого столетия. Пришедшие тогда к власти кемалисты, возглавляемые Мустафой Кемалем Ататюрком, были вынуждены отказаться от пантюркистской идеологической линии своих предшественников - младотурков, и заменить пантюркизм на тюркизм (национализм). Естественными границами для турецкой нации Ататюрк считал те, в которых можно было обеспечить целостность и защиту. В «Национальном обете» говорилось, что территория Турции ограничивается границами Анатолии, где проживали этнические турки, в то время как остальные территории могли присоединиться к Турции в случае добровольного желания со стороны населявших их народов. Таким образом, новое правительство Турции взяло курс на свободу самоопределения и национальные права соседских государств (При этом отметим, что на уровне общественности концепция пантюркизма продолжала существовать).

Согласно идеологической концепции Зии Гёкальпа («Основы тюркизма».1923 г.), - основного идеолога тюркизма в Турции, - на первом этапе осуществления тюркизма должно было произойти формирование моноэтничного турецкого государства, а нетюркские народы подлежали добровольной или же насильной ассимиляции. Сопротивляющиеся ассимиляции народы при этом могли быть подвергнуты геноциду. В дальнейшем должно было произойти объединение Турции с северным и южным Азербайджаном, а также всеми странами, населёнными огузскими тюрками, и после этого предполагалось объединение всех тюркских народов – как кыпчаков, так и огузов – в «Великий Туран», общую туранскую федерацию под эгидой Турции и общим тюркским языком.

Главным воплощением идеологии тюркизма в современной политической жизни  Турции является то, что согласно статье 66 Турецкой республики от 1982 года, «Каждый связанный с Турецким государством через обязательства гражданства – турок», что в реальности означает отрицание многонационального состава населения страны, и признает существования в ней только турков (Мы все – турки). Далее это означает ассимиляцию нетюрских народов в тюркском окружении, что перманентно вызывает  недовольство со стороны других народов, в первую очередь курдов, которые в течение многих десятилетий ведут ожесточенную вооруженную борьбу за восстановление своих национальных прав.  

«Пакет демократизации» подразумевает аннулирование этой статьи Конституции, и провозглашение равноправия всех народов. Из уст Премьер-министра Эрдогана это звучит так: «Нет, и не может быть какого-либо превосходства человека над человеком, суннита над шиитом, джафарита над суннитом, турка над курдом, лаза над черкесом, аджема (перса) над арабом. На этой земле все мы едины, мы вместе, мы – братья».

Какие последствия это может иметь для Турции в будущем? По мнению аналитика бакинской газеты «Эхо» А. Мадатоглы, «Аналогия напрашивается сама собой – пакет Эрдогана и методы его насаждения чем-то напоминают перестройку эпохи Горбачева. Пока, на данном этапе, эта схожесть не столь очевидна и сокрыта ментальными, географическими и идеологическими особенностями Турции. Однако уже существуют опасения, что по конечному результату или по поставленной цели – как угодно – пакет премьер-министра может иметь те же последствия, что и горбачевская перестройка, приведшая к развалу страны».

Если внимательно проследить за событиями на «курдском фронте» в Турции, то приходится признать правильность слов бакинского автора. Президиум исполнительного совета Союза курдских сообществ (КСК) опубликовал заявление в связи с представлением «пакета демократизации». Согласно заявлению, пакет выявил тот факт, что правительство ПСР проводит политику, которая заводит в тупик процесс турецко-курдского урегулирования, а также заинтересовано в первую очередь в победе на выборах. «Отношение правительства к главной проблеме в стране с точки зрения предвыборных расчетов и с применением политических отсрочек, свидетельствует, что оно не имеет ни намерения, ни возможности представить решение курдского вопроса. Тем не менее, политическая деятельность не может представить решения на демократической основе, пока оно само не подготовлено демократическим путем», - сообщает regnum со ссылкой на турецкие источники.

Подвергнув критике правительство правящей в Турции Партии справедливости и развития за проявленное несерьезное отношение к усилиям и действиям курдского лидера Абдуллы Оджалана и курдского движения, Союз курдских сообществ отметил, что правительство не предприняло никаких шагов в рамках демократического процесса урегулирования, так как стремится лишь отсрочить урегулирование и выиграть время до выборов. КСК подчеркнул, что решение курдского вопроса может быть достигнуто только путем признания национального существования курдов как народа, их политической воли и социальных прав. «Правительство ПСР не может предоставить курдам некоторые из их прав и запретить другие, а также не может определять права курдов», - говорится в заявлении.

Тысячи курдов приняли участие в массовых демонстрациях в Турции с требованием освободить лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллу Оджалана и предоставить курдскому народу соответствующий статус на Ближнем Востоке. 30 сентября и 1 октября десятки тысяч людей приняли участие в демонстрациях в Диярбакыре, Ване, Хаккяри, Муше, Урфе, Бингеле, Стамбуле, Мардине, Адане и других городах и селах под лозунгом «Сопротивляясь с Оджаланом, мы победим».

На демонстрации в Хаккяри представитель курдской «Партии мира и демократии» Шабан Алкан заявил, что курды считают пакет реформ неадекватным и не отвечающим курдским требованиям. «Освобождение Оджалана является красной линией для курдского народа. Вторая красная линия - это образование на родном языке. Мы не хотим платить деньги, чтобы учиться в частных школах. В то время как мы ожидали изменений в Гражданском кодексе Турции, он был едва упомянут в пакете. Статус автономии на основе местных администраций был одним из наших основных требований. Что же касается названий деревень и запрещенных букв, то мы давно решили эти вопросы. Этот пакет не соответствует нашим требованиям», - цитирует его regnum со ссылкой на Firat.

Таким образом, курды вовсе не собираются останавливаться на полпути. Видимо, они полны решимости идти до конца и добиться полного восстановления своих национальных прав, точнее, автономии в составе Турции, а в будущем независимого Курдистана, чего и мы ранее предполагали.

Но это – только первая сторона рассматриваемого нами вопроса. Вторая, и не менее важная,  сторона его связана с соседним с Турцией Азербайджаном, где пантюркизм в годы независимости поднят на уровень официальной государственной идеологии. Слепо копируя опыт национально-государственного строительства Турции, и не принимая во внимание происходящие турбулентные процессы в «братской» стране, перед которыми Эрдоган был вынужден идти на вышеназванные изменения, благодаря которым будут изменены конституционные основы государства, власти в Азербайджане рогом уперлись, и продолжают свою политику по ассимиляции нетюркских коренных народов – талышей, лезгин, аварцев и других. Подавляющее большинство этих народов в Азербайджане насильно записаны в «азербайджанцы», что на практике означает «тюрки», которые по официальной статистике, якобы составляют 93% населения страны. А в качестве основополагающего принципа  взаимоотношений с Турцией провозглашен лозунг «Бир миллят – ики довлят» (одна нация – два государства), заимствованного Г. Алиевым в 1996 году из лексикона ныне покойного президента Туркменистана С. Туркменбаши.

Что означает «Пакет демократизации» Эрдогана с точки зрения дальнейших отношений между этими двумя «братскими» государствами? «Пакет» уже признает Турцию не как «Родину тюрков», а как межнациональное, многоконфенсиальное, многоячычное государство. То есть, Турция уже не является «государством одной нации». Тем самым Эрдоган предпринимает отчаянные шаги по спасению своего изрядно пошатнувшегося государства от развала по этническому признаку. Добьется он своей цели или нет, во-первых, неизвестно до конца, а во-вторых, это не самое главное для нас.

Для нас главное то, что руководство Азербайджанской республики в дальнейшем не имеет никаких оснований выступать с лозунгом «одна нация - два государства», так как «братская» страна уже признала, что на ее территории живут не только турки. В этом смысле, нас больше интересует вопрос о том, последует ли политическое руководство АР примеру Эрдогана, чтобы сохранить хоть на какое-то время свое государство в ее нынешнем виде?  

Это самая большая дилемма для властей Азербайджана. Дело в том, что если нет, то за последние годы на порядок возросшая борьба коренных народов этой земли, на фоне грядущих кардинальных изменений в регионе Большого Ближнего Востока, рано или поздно итак приведет к развалу Азербайджана, что признается многими специалистами по региону. Если да, то не может быть, чтобы власти Азербайджана не понимали, к каким печальным последствиям может привести превращение Азербайджана в федеративное/конфедеративное государство (не говоря еще о том, согласятся ли коренные народы на автономию). Точнее, это также в какой-то момент может закончиться полным развалом этого искусственного государственного образования. Трагичность ситуации для Азербайджана, да и для Турции тоже, состоит в том, что третьего не дано!

Как будут решать эту дилемму власти Азербайджанской республики, или же существует ли в природе вообще такое решение, нам ответить трудно. Пока нам известно только то, что обнародование «Пакета демократизации» Эрдоганом сегодня означает трагический конец бессмысленной по сути политической авантюры под названием «Бир миллят – ики довлят», что уже немало, так как глава соседнего государства своим примером дает пример властям АР, в каком направлении следует продвигаться вперед. Но, приведет ли это в ближайшем будущем к полному распаду, точнее, станет ли одновременном концом этих двух «братских» государств, в течение многих лет державших десятки народов под национальным гнетом, нам остается ждать недолго.    

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Уязвимость: судьба Ильхама Алиева в распоряжении геополитики / Фахраддин Абосзода

Ильхам Алиев признан наиболее приемлемым для интересов США и России, поэтому именно ему будут предъявлены все условия

Комментарии читателей (74):

Sarkisian
Карма: 5
08.10.2013 15:17, #9714
Азербаджану Турции суждено быть на разных сторонах баррикад . И обоим суждено развалиться. Прочитайте внимательно мои суждения.

Во-первых, политика Азербаджану в отношении Турции, выраженая лозунгом: " бир миллят – ики довлят (одна нация – два государства)." Да, Турки и Азербаджанци говорят на схожем Тюркском языке. И всё. Идентичность и история у них существено различны. Турки - Суниты, a Азербаджанци -Шииты. В Исламском мире национальность и язык не существены для само-определения, идентичности. Исторически, религиозноая идециффикация определяет с кем быть в союзе, a с кем воевать.

Еще раз, Турки - Суниты, a Азербаджанци -Шииты.А В МИРЕ УЖЕ ДАВНО ИДЁТ СМЕРТЕЛЬНАЯ ВОЙНА МЕЖДУ СУНИТАМИ И ШИИТАМИ. Последний этап этой войны начался в 1979 году, с образованием История Исламской Республики Иран, при тайной подержки определёных могущественых кругoв США.

Современая Турция все больше склоняется в сторону исламизации, а они Суниты.

Во-втoрых,
Sarkisian
Карма: 5
08.10.2013 15:41, #9715
Во-втoрых, поддерживая во всём Турцию и считая себя Туркaми, Азербаджан разделяет ответственость за Геноцид армян. Скоро Турция будет расплачитываться за Геноцид, и также будет Азербаджан.
ajbolit
Карма: 205
08.10.2013 17:05, #9716
...Слепо копируя опыт национально-государственного строительства Турции,..., власти в Азербайджане рогом уперлись, и продолжают свою политику по ассимиляции нетюркских коренных народов – талышей, лезгин, аварцев и других...
КОНЕЦ АВАНТЮРЫ «БИР МИЛЛЯТ – ИКИ ДОВЛЯТ» / ФАХРАДДИН АБОСЗОДА

Ну во первых: не рогоМ, а рогаМИ.

Во-вторых: "пантюркизм", "целостность территорий", "азербайджанской народ" и про чушь - это соус, для прикрытия личного обогощения правящего клана.
Еще лет 7 (или сколько там президент АзеР-и правит) грабежа и...
Упадет добыча нефти, пропадет интерес Алиевых-Пашаевых к Азербайджану, слиняет эта свора с миллиардами нефтедолларов на экзотические острова и...
Живите, как хотите. )))
aboszoda
Карма: 5
08.10.2013 18:01, #9717
Рог - это библейский образ, означает "власть", "мощь".
"Ибо вот, враги Твои, Господи, - вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие; а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем" (Псалом 91). "Рог его вознесется во славе" (Псалом 111). "Он возвысил рог народа Своего" (Псалом 148). Т.е. "упереться рогом" - значит настаивать силой. Добавим еще: это про барана. У него рога по бокам головы. Он либо лбом упирается, либо одним из рогов.
ajbolit
Карма: 205
09.10.2013 10:46, #9726
В ответ на комментарий aboszoda #9717 (08.10.2013 18:01)
...Добавим еще: это про барана. У него рога по бокам головы. Он либо лбом упирается, либо одним из рогов."
aboszoda, 08.10.2013 18:01, #9717

Прошу прощения за свое "Во первых...", г-н aboszoda.
Вы абсолютно правы про баранов.
Я бы добавил, что бараны понимают только язык палки.
Человеческие слова до них не доходят.
К сожалению...

P.S. Кстати.
Во время пребывания в Армении и Арцахе г-н Гумматов говорил о под`еме национального самосознания у талышской молодежи.
Вы это изменение тоже видите?
mavasev
Карма: 5
09.10.2013 14:36, #9733
1.Во многом идеология Зии Гёккальпа легла в основу деятельности Ататюрка.Так вот он никогда не призывал к созданию "Турана" как Вы изволите писать.Он предлагал создать национальное государство для турок, это да.Но это не одно и тоже.Зия Гёккальп был, уважаемый автор, тюркист, а не пантюркист. Надеюсь разница понятна и очевидна.У пантюркизма есть свои отцы основатели. (в числе прочих был Афгани).
2. Вы,уважаемый автор, пишите "Главным воплощением идеологии тюркизма в современной политической жизни Турции является то, что согласно статье 66 Турецкой республики от 1982 года, «Каждый связанный с Турецким государством через обязательства гражданства – турок», что в реальности означает отрицание многонационального состава населения страны, и признает существования в ней только турков (Мы все – турки)".- дело в том, что Вы как мне кажется смешиваете понятия.
То, что в русском языке и менталитете означает одно, в турецком не означает точно тоже самое.Приведу пример: американец или француз означает и нацию и гражданство.Все граждане Франции независимо от вероисповедания или цвета кожи и проч. являются французами.(Так же и американцы)Вы считаете, что в этом есть ассимиляция или дискриминация?Тогда напишите статью о том, что в мире вообще все всё понимают неверно, а не выделяйте Турцию и Азербайджан.
3.Скажите пожалуйста, Вы отдаёте себе отчёт в том, что курдского государства(как государства) не было в истории никогда?
mavasev
Карма: 5
09.10.2013 14:49, #9734
С Вашего позволения, ещё один момент. Вы пишите "искусственного государственного образования" говоря об Азербайджане(и наверное так же думаете о Турции).Скажите пожалуйста, а какие государственные образования не являются на Ваш взгляд искусственными?Напомню, что Турецкая Республика существует с 1923 года и пока , как видим, несмотря на некоторые трудности(а у кого их нет) существует.Азербайджан как образование не более искусственное чем многие другие на пост советском пространстве.Мировое сообщество признало республику.Уточните Вашу позицию пожалуйста.
О себе скажу, что не являюсь гражданином ни Турции, не Азербайджана.Гражданин России.Историк, востоковед.
mavasev
Карма: 5
09.10.2013 15:08, #9736
В ответ на комментарий Sarkisian #9714 (08.10.2013 15:17)
Господин Sarkisian, утверждая, что Азербайджанцы шииты, Вы забываете , что существенная часть азербайджанцев это так же и сунниты.Всё не так однозначно."Идентичность и история у них существенно различны"-Вы и правы и не правы.Что-то различно, а что-то нет.Уточняйте пожалуйста.
mavasev
Карма: 5
09.10.2013 15:11, #9737
В ответ на комментарий Sarkisian #9715 (08.10.2013 15:41)
Если Вы говорите о расплате, тогда почему бы всем перед всеми не расплатиться?
Мы так очень далеко можем уехать.Пускай немцы платят нам русским за геноцид нашего народа и также всем остальным, тогда я поддержу Ваше требование,чтобы эти две республики платили Армении.
mavasev
Карма: 5
09.10.2013 15:13, #9738
В ответ на комментарий Sarkisian #9715 (08.10.2013 15:41)
И потом на Кавказе , к сожалению, имел место геноцид армянами курдского народа по религиозному принципу.В начале века например.Давайте все всем будут платить.Но это путь в никуда и абсурд господа.
RedTram
Loading...
Новости net.finam.ru
Россия начала вывод средств из Казначейских бумаг США. Этот процесс стоит продолжить:
88.4% до полного вывода всех средств
Считаете ли вы ошибкой повышение пенсионного возраста в РФ?
Подписывайтесь на ИА REX


Новости партнёров
Видео партнёров