Понимание революции в военном деле сквозь призму военной истории – системы оружия и информация

ИА REX публикует перевод статьи майора Бенджамина Хюбшмана — начальника одного из оперативных управлений Командования разведки и безопасности СВ США, которое отвечает за разработку перспективных организационно-штатных структур сухопутных войск
26 сентября 2013  16:18 Отправить по email
Печать

Автор статьи — майор Бенджамин Хюбшман (Benjamin Huebschman) — начальник одного из оперативных управлений Командования разведки и безопасности СВ США, которое отвечает за разработку перспективных организационно-штатных структур сухопутных войск (научный сотрудник). Участвовал в военных операциях против Югославии и Ирака. Во время второй иракской кампании среди прочих старших офицеров штаба Объединённого центрального командования ВС США осуществлял общее руководство психологическими операциями.

Достаточность поражающего действия системы оружия

Одной из важнейших характеристик, обеспечивающих превосходство одной системы оружия на другой, является способность уничтожить противоборствующую систему оружия. В ходе арабо-израильской войны 1973 года израильским войскам удалось удержать Голанские высоты при помощи двух бронетанковых бригад и приданных частей артиллерии, тогда как сирийские войска противопоставили им целых пять дивизий: соотношение числа танков в начале конфликта было 180 израильских против 800 сирийских. На один уничтоженный израильский танк приходилось до шести сирийских. Безусловно, есть такое понятие, как оперативная и боевая подготовка войск. Безусловно, подготовка израильских войск была лучше. Но причина такого успеха заключается в том, что израильские тяжёлые танки «Центурион» (британского производства) были надёжней защищены, чем более лёгкие сирийские танки Т-55 и Т-62 (советского производства). Это не означает, что «Центурионы» были неуязвимы перед советскими машинами, но они были более защищёнными и обладали большим поражающим действием. Израильские танки могли вести огонь с больших дистанций, а попадание снаряда почти всегда приводило к уничтожению цели. Если же противнику удавалось подбить «Центурион», то была высокая вероятность, что танк сохранит свою функциональность и подлежит быстрому ремонту. Недостаточное поражающее действие советских танков Т-55 и Т-62 не позволило им поразить необходимое количество танков противника, чтобы сломить его оборону. Поражающая способность — это ключевой фактор, который никогда нельзя игнорировать. Броневая защита повышает живучесть системы оружия, но ведь и высокая мобильность системы обеспечивает повышение её живучести. Маскировка и тактические приёмы также способствуют повышению живучести. В конце концов, поражающее действие, поражающая способность влияет на живучесть, но если у машины недостаточное поражающее воздействие, то ничто не способно компенсировать данный недостаток — ни бронирование, ни маскировка, ни мобильность.

Военная кампания фашисткой Германии против Франции 1940 года наглядно иллюстрирует всю важность достаточности поражающего действия системы оружия, а также взаимосвязь между поражающим действием и гибкостью применения систем оружия. После раздела Польши между фашисткой Германией и СССР немецкая сторона осуществила переброску соединений и частей ВВС и СВ на западное стратегическое направление. Задача удержания и обороны территорий Восточной Европы, которые были завоёваны Германией, на тот момент фактически не стояла. Вооружённые силы Германии насчитывали более 3,3 млн. человек (столько же в совокупности было у западных стран, которые сформировали потом антигитлеровскую коалицию). Но при этом число танков у союзников достигало 3 300 единиц, тогда как немецкая сторона могла выдвинуть не более 2 400 машин. Кроме того, союзники значительно превосходили противника по количеству орудий (как упоминалось выше, немцы до конца войны так и не смогли выйти на запланированные показатели количества орудий): соотношение было 2:1 в пользу союзников (14 000 орудий против 7 400). Паритет был достигнут в количестве истребителей, предназначенных для завоевания господства в воздухе, но здесь необходимо признать, что качество немецких самолётов было выше. Численное превосходство сухопутных войск, помноженное на самое тесное взаимодействие с соединениями и частями военно-воздушных сил, позволило преодолеть дефицит артиллерии, а также общее отставание от союзников по численности танков. Немцы с высокой эффективностью использовали непосредственную авиационную поддержку своих частей и соединений, немецкая авиация эффективно подавляла артиллерийские позиции союзников, которые не прикрывались тогда зенитной артиллерией.

Подготовка немецких войск осуществлялась исходя из положений военной доктрины, которая предусматривала необходимость ведения децентрализованных, адаптивных, маневренных действий. Французское и британское командования использовали более централизованную систему управления войсками, что и предопределяло предпочтения в способах ведения военных действий: союзники считали более целесообразным наносить массированные огневые удары в наиболее важных точках. Фашистская Германия обладала определённым преимуществом, так как начала войну первой, — она могла сразу навязать условия военных операций. Это обстоятельство подтолкнуло союзников к тому, чтобы попытаться в максимально сжатые сроки адаптировать немецкие организационные и технологические преимущества к собственной боевой практике. Однако эти же обстоятельства позволили Германии овладеть стратегической инициативой с самых первых дней войны и оккупировать большую часть территории Франции и удерживать её до самого конца войны. Союзники использовали свои танки в качестве средства поддержки пехотных частей и подразделений; и хотя союзники имели большее число танков, они не могли сконцентрировать их на одном направлении. Подавляющее большинство французских танков организационно входили в состав танковых батальонов, которые придавались пехотным дивизиям. Следовательно, они могли быть распределены между соответствующими подразделениями этой пехотной дивизии.

В ходе войны за Францию несколько миллионов военнослужащих было сосредоточено вдоль линии фронта, протянувшейся всего на несколько сотен километров. Французское командование приняло решение сконцентрироваться на создании глубокоэшелонированной обороны, причём на всём протяжении фронта. Немецкое командование в ответ на это приняло решение проломить оборону противника в нескольких местах, сконцентрировав на них основные усилия. Им удалось сделать это на территории Бельгии и северной части Франции. Первый ошеломительный успех немецкий войск дезориентировал командование союзников и заставил их переоценить возможности, численно-боевой состав войск противника. Самым очевидным преимуществом, которое позволило немецким войскам преодолеть оборону союзников, стало качество двигателей внутреннего сгорания, которое обеспечивало большую скорость и маневренность. В ходе этой войны фиксировались случаи, когда немецкие механизированные соединения и части значительно опережали собственные пехотные соединения и части, составлявшие подавляющую часть всей группировки войск. Это происходило сразу после прорыва обороны союзников и в ходе развития успеха. Пространственные разрывы между передовыми механизированными соединениями и частями немцев, ушедшими далеко вперёд, и их пехотой, могли бы быть использованы союзниками, окажись он более гибкими, динамичными. Ещё одним преимуществом немецкой группировки было то, что они смогли в самые короткие сроки добиться господства в воздухе (оно было обеспечено в течение всей кампании, длившейся всего четыре недели).

Немецкие войска победили не за счёт более качественной и совершенной техники (хотя по отношению к авиации это утверждение вполне справедливо), не за счёт более совершенных танков, машин и пушек. Они оказались сильнее союзников в организационном, умственном и тактическом планах. К тому моменту, когда союзники приняли решение прекратить сопротивление, французские вооружённые силы имели большее число самых современных на тот момент танков, которые не уступали немецким по качеству и даже превосходили их по большинству параметров. Немецкое командование обладало большей гибкостью, было способно к более динамичным действиям, так как в основе всего лежала доктрина о маневренном общевойсковом бое. Единственная область, в которой немцы обладали качественным и решительным превосходством над союзниками, была связь. На каждой бронированной машине ВС Германии устанавливались радиостанции, что позволяло командованию более эффективно управлять силами и средствами, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям на поле боя. Радиостанции позволяли оперативно информировать командование и штабы о положении дел на передовой, о месте расположения противника и своих войск, а также о направлениях удара со стороны противника. Кроме того, радиостанции позволили командирам наземных соединений и частей запрашивать непосредственную авиационную поддержку войск. Беспроводная радиосвязь позволила синхронизировать все элементы общевойскового боя. Радиостанции позволили сократить временной интервал между сбором разведывательной информации и принятии по этой информации решения на бой. Обладая таким превосходством в средствах связи, немцы опережали в тактическом звене союзников в цикле боевого управления. За счёт этого обеспечивалась скорость и гибкость адаптации немецких планов на бой применительно к тактической ситуации, чего не могли себе позволить союзники.

Обладание информацией — один из ключевых принципов, определяющих технологическую составляющую РВД

Война за Францию 1940 года является историческим примером того, как информационное превосходство над противником оказывается решающим фактором. Сила и мощь армии заключается в её единстве, способности действовать как единое целое. В условиях отсутствия надёжной связи любая армия превращается в совокупность индивидуумов. На всём протяжении истории темп проведения операции только возрастал. Отделение или взвод, которые не обладают надёжной связью с вышестоящими звеньями управления, имеют в запасе только план на бой, а также приказ синхронизировать, согласовывать по месту и времени свои действия с действиями других подразделений. Вот именно потому обеспечение связи является одной из самых сложных технических задач, когда мы говорим о применении в тактическом звене автономных роботизированных систем. Дистанционно управляемые системы прекращают функционировать в условиях отсутствия связи. Повысить боевую эффективность подразделений в сложившихся условиях можно только за счёт улучшения качества ситуационной осведомлённости личного состава и обеспечения прямого доступа к удалённой огневой поддержке. Одной из основных задач войск в прогнозируемых конфликтах будет обеспечение надёжной связи между своими соединениями, частями и подразделениями, а также нарушение или полное уничтожение системы связи противника.

Перевёл эксперт ИА REX, генерал-лейтенант Сергей Скоков

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть