Зачем нам нужны власть и государство: Евгений Дьяконов

По следам Жореса Алфёрова
6 августа 2013  22:19 Отправить по email
Печать

Эксперт ИА REX, финансовый аналитик Евгений Дьяконов прокомментировал мнение топового блогера ЖЖ fritzmorgen, опубликованное в статье «Зачем здесь власть?» по мотивам обсуждения высказывания академика Жореса Алфёрова экспертами ИА REX в статье «Жорес Алферов - Зачем нам такое государство».

Есть в человеческой цивилизации два противоположных подхода - первая, что человек это ЗЛО и все, что он делает, это от дьявола, есть и иной подход, что человек это есть ДОБРО и все что он делает, то это все есть божественное... Вспомним различие философии Макиавелли (чьими трудами зачитывался, кстати, В.И.Ленин) и Аристотеля, введшего этику добродетели. Первый воспринимал, что в основе политического поведения лежит собственная выгода и насилие, второй верил в божественное предназначение человека, в силу добродетели. В разные периоды доминировало то одно, то другое. Но в целом, на мой взгляд, победа за Аристотелем, цивилизация развивается.

Автор предложенной к оценке статьи, очевидно, имеет сознание первого типа, по типу Томаса Гоббса он воспринимает государство, как результат договора окончания "Войны всех против всех". Это психология основана на восприятии человека, как вместилища низменных страстей, что человек может вести себя пристойно только под страхом наказания. И государство, как главный разбойник, способен подавить множество разбойников помельче и навести так называемый "порядок". Люди с таким типом сознания воспринимают ПРАВО, как право сильного диктовать остальным свою волю, которая излагается в прескриптивных текстах в виде законов. Примерно такая система права существует в мафиозных, в бандитских группировках, в которых с помощью силы выявляется главный разбойник, способный победить остальных. Минусы такой системы - в отсутствии системности, признания того, что население есть собственность главного феодала, он распоряжается человеком, как вещью, казня или милуя в зависимости от того, что ему в данный момент в душу запало. Также минус в том, что каждая смена Вождя сопровождается неопределенностью, силовой разборкой, если не заложена передача власти по родству.

В теории права такое право называют потестарным. Иное понимание человека, на основе этики добродетели создает возможность воспринимать человека, как олицетворения божественной воли, Творец создал человека свободным, дал ему критический разум, любовь и заповеди, которые позволяют людям не воевать, а СОТРУДНИЧАТЬ. На этой парадигме основана иная концепция права - либертарная, воспринимающая человека свободным, принадлежащим только САМОМУ СЕБЕ, распоряжающемуся собой по своему разумению и собственной воле, и право есть ни что иное, как ОТКАЗ от АГРЕССИВНОГО НАСИЛИЯ. Такая система права позволяет иметь равные шансы проявить себя, независимо от крепости мышц и размера кулака. Именно эта система Права дала возможность человечеству выползти из эпохи феодализма в эпоху капитализма.

Есть закон, говорящий, что мы притягивает то, о чем думаем. Если у власти находятся люди с потестарным сознанием, то общество скатывается к авторитаризму, постепенно достигая уровня тоталитаризма, фашизма. Если элита имеет либертарное правовое сознание, то общество динамично развивается, в обществе растет уровень Доверия, что обеспечивает рост Социального Капитала - рост доверительных социальных связей между людьми, позволяющие населению вступать в деловые отношения, создавая добавленную ценность, что невозможно в обществе с низким уровнем Доверия. Украина выбрала европейский вектор развития, предполагающий развитие капитализма, уж слишком долго Украина засиделась в феодализме. Пора уже завершить буржуазную революцию, которая тлеет около сотни лет.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Владимир
Карма: 15
06.08.2013 23:13, #7927
Кропоткин плякаль, батька Махно послал за сулеёй.
lpscbs
Карма: 5
13.08.2013 04:43, #8088
Прочитал рассуждения автора о добродетели - и невольно вспомнилось:

При этих словах карась вдруг почувствовал, что сердце в нем загорелось.
В одно мгновение он подобрал живот, затрепыхался, защелкал по воде
остатками хвоста и, глядя щуке прямо в глаза, во всю мочь гаркнул:
- Знаешь ли ты, что такое добродетель?
Щука разинула рот от удивления. Машинально потянула она воду и, вовсе
не желая проглотить карася, проглотила его.
Рыбы, бывшие свидетельницами этого происшествия, на мгновенье
остолбенели, но сейчас же опомнились и поспешили к щуке - узнать,
благополучно ли она поужинать изволила, не подавилась ли.

(с) Салтыков-Щердин.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть